«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
8 кл
12.12.2017
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовой компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
Доклад на МО Формирование социально.docx
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска
Выступление на методическом объединении школы
«Формирование социально – бытовых умений,
необходимых современному школьнику в
соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовила воспитатель
Вифлянцева Е.Ю. 2017 год
Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному
школьнику в соответствии с требованиями ФГОС.
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных
стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые
позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от
процесса образования и достижения результатов.
Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как
овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в
обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками
направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая
жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также
опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное
окружение.
Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего
выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально
трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно смысловую.
Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они
координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как
компоненты в структуру личности.
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в
соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальнотрудовой
компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают
развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно
гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей
среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам
создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о
путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие
воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать
жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд обучающихся, чтобы он
активизировал их физические силы и умственную деятельность.
Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качеств
личности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью ниже среднего.
В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были
взяты следующие умения и навыки:
умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь; умение
замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
умение поддерживать порядок в группе ;
умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;
выполнение обязанностей дежурного по спальне, в классе, в столовой;
отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву,
протирать листья комнатных растений).
Формирование социально значимых качеств личности осуществляется в процессе
трудового воспитания. Основными методами и приемами являются объяснения и показ
способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и
орудий.
Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ:
формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о
своем доме, его интерьере;
умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений ;
формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других
помещениях.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка,
стирка, утюжка и прочие дела не перечислить, как их много. Приучать школьников к
выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить
к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая учащихся к выполнению
бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о
друге, формируя тем самым благородные побуждения.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Воспитанники с
удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в
домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не
результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их
позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные
виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в
успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить воспитанникам трудовые
навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственнобытовым
трудом, воспитывает у учащихся умение действовать сообща, в коллективе.
При формировании социальнобытовых знаний, навыков и умений можно использовать
различные виды игр и игровые приемы:
1 сюжетноролевые, где роли исполняются самими воспитанниками;
2 моделирование реальных ситуаций;
3 проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных
условиях;
4 имитирующие игры, когда имитируется какойто трудовой процесс (стирка одежды,
чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее);
5 конкурсы, соревнования «Самая аккуратная вешалка», «Кто быстрее наведет
порядок».
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного
поведения.
Использование сюжетноролевых игр применимо при изучении многих тем, например:
«Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок»,
«Приём гостей», «В магазине» и т. д.
Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как
мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая
самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их
развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в
группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:
оказание поддержки ребенку со стороны воспитателя;
демонстрация ему любви и принятия;
отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;
создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;
оказание помощи в преодолении трудностей;
поддержку веры воспитанника в себя;
развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации
взаимодействия.
Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это
длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и
воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все
возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став
взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.