Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Оценка 5
Документация
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
30.03.2019
Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее и совершеннее. В данной работе мы рассмотрим некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Такие дети являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения.
Аристова_статья.docx
Формирование социальноответственной личности ребенка в
рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Автор: Аристова Виктория Валерьевна, учитель музыки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя
общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с.Перелюб»
Известно, что современное образование с каждым годом становится все
доступнее и совершеннее. В данной работе мы рассмотрим некоторые
практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Такие дети
являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и
верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь
педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные
условия обучения.
Выделяют несколько групп детей с ОВЗ, это: слабовидящие, слепые,
слабослышащие и глухие, а так же дети с нарушением опорнодвигательной
системы, расстройством эмоционально волевой сферы, дети с нарушением
интеллекта, с задержкой и комплексным нарушением развития. Каждый
ребенок, относящийся к той или иной группе, имеет свои образовательные
потребности и специфика образования для каждой категории различна. [2:
с.34]
«Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает
"включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся
(включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в
жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного
образования детей, в институте». [1,130]
Рассмотрим практические приемы обучения и создания условий для
реализации образовательного процесса для таких детей на уроках музыки.
Почему именно «Музыка»? Данный предмет – комплексный, учит понимать
свои чувства и эмоции, эмоции других людей, раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка и именно поэтому для детей с ОВЗ так важно
слышать музыку, слушать и понимать её. Музыка учит коммуникабельности,
ведь за годы обучения ребенок знакомится с удивительным миром и
необычными людьми в истории музыки.
В условиях стремительно развивающегося мира перед учителем
появилась задача воспитать творческую личность, готовую развиваться на
протяжении всей жизни. Однако, большое внимание на уроках искусства и
музыки уделяется воспитанию каждого ученика с целью формирования
социальной ответственности. Так, слушая произведения Э.Грига, П.
Чайковского, А. Вивальди, С.Прокофьева, соприкасаясь с образами живой и
неживой природы, мы раскрываем понятие экологической культуры, и
призываем к всеобщей ответственности перед природой малой родины,
страны и планеты Земля. К примеру, слушая отрывки из оперы Н.Римского –
Корсакова «Снегурочка», у ребят не только формируются познавательные и
регулятивные УУД, но и навыки управления эмоциями, корректируется
поведение учащегося в социуме. Таким образом, музыка композиторов
помогает развивать эмпатию у школьников, раскрывать общечеловеческие
ценности. Каждый ученик сопереживает, а так же проявляет новый
чувственный опыт, необходимый для социализации.
В частности, на уроках музыки, изучая оперу «Князь Игорь» и «Жизнь
за царя», учащимся предлагается исполнить главные темы героев оперы,
прочувствовав ситуацию. Затем задаются наводящие вопросы, помогающие
сформировать вывод по определенной теме, обратить внимание на качества
героев и необходимость развития мужества, стойкости, внутреннего стержня.
В таких случаях, школьники осознают необходимость помощи окружающим,
вне зависимости от того, знакомы ли они с теми, кто нуждается в помощи.
Вокализация и слушание произведений – это далеко не все приемы
музыкального искусства. Влияние музыки на развитие личности человека
2 сложно переоценить. Воспитание не только интеллектуально развитой, но и
психологически здоровой личности с полноценным нравственным
мировоззрением – одна из важных задач современной школы и учителя
музыки.
Так как психо эмоциональное здоровье детей с ОВЗ связано с
физическими показателями, то прослушивание композиций, а так же
вокальное пение становятся источником исцеления для многих ребят. На
уроках многие слабовидящие и слепые дети не имеют возможности увидеть
музыку, описать её через цвета с помощью красок или нарисовать то, что
представили. Для таких детей необходимы иные, новые приемы работы и один
из таких практических примеров – это тактильные доски с тканью или иными
материалами различной текстуры. Ребенку предлагается прослушать
музыкальное произведение и описать его, используя наиболее подходящую на
ощупь ткань. Например, на одном из уроков музыки мы прослушиваем пьесу
«Утро» Э.Грига и предлагаем ребенку подобрать из предложенных тканей ту,
которая больше передает музыку. Проведя исследования тканей руками,
ребенок выбирает атлас среди ситца, льна, атласа и шерсти. Теперь нужно
рассказать об этой ткани, описать её. Атлас достаточной мягкий, приятный и
нежный, прохладный, и именно поэтому так легко представить музыку
Э.Грига с той свежестью, которую композитор описал музыкой.
Есть и другие дети, возможности которых в сравнении со
слабовидящими и слепыми гораздо шире, это дети с нарушением опорно
двигательного аппарата. Не имея возможности познавать мир через движения,
дети с нарушением опорнодвигательного аппарата создают материальный
мир своими руками. Эффективной является лепка из пластилина или глины с
последующим декорированием созданного предмета. Для ребят младшего
школьного возраста используется пальчиковое рисование, как при помощи
красок, так и с использованием других не опасных, естественных материалов.
3 При изучении тем, которые напрямую или косвенно связаны с
познанием музыки через музыкально ритмические движения, предлагается
воссоздавать танцевальные движения с помощью рук, если это возможно.
Например, можно показать характер звучащего произведения – от вальса до
марша при помощи взмахов кисти, а так же устроить театрализацию с
помощью пальчиковых кукол. Очень интересны и полезны будут танцы с
помощью пальчиковых кукол, где в роли ног будут выступать пальцы детей.
Можно разучить польку или яблочко, устроить настоящий бал и станцевать
парные танцы. Подобные занятия позволяют сохранять положительный психо
эмоциональный фон и значительно повлиять на скорость и объемы
запоминания информации как на уроках музыки, так и на других предметах.
Особенным комплексом приемов для создания здоровьесберегающих
условий обучения необходимо пользоваться, если нужно работать с детьми с
ОВЗ, у которых наблюдаются расстройства эмоциональноволевой сферы.
Например, во время прослушивания музыки П.И. Чайковского из цикла
«Времена года» «Май» учитель использует особый спектр приемов в своей
работе. Для того, чтобы довести материал до детей наиболее точно можно
использовать визуальные и ароматические образы сирени, яблони или иных
образов. Данные приемы позволяют раскрыть все внутренние резервы такого
ребенка, освободить от зажатости или возбудимости. [2,12]
Нельзя переоценить лечебный эффект музыки для детей с нарушением
эмоциональноволевой сферы. Слушание музыки с такими школьниками
отличается от работы с общим классом. Музыка всегда звучит тише, чем
обычно, анализ произведения и вызванных эмоций проводится не спеша.
Ребенку нужно время и помощь, чтобы выразить свои эмоции словами или
Для наиболее эффективного воздействия используется
жестами.
комбинирование звуков природы, инструментальной музыки. Звуки природы
открывают ребенка для композиции, которая еще будет звучать, они являются
4 подготовительным этапом. Второй звучит инструментальная музыка , которая
несет терапевтический эффект, но прежде чем будет получен результат,
необходимо тщательно проанализировать возникшие у ребенка чувства и
ассоциации. Часто такие занятия носят терапевтический эффект. Можно
предоставить ребенку поработать с красками, и изобразить цветовыми
пятнами свое настроение. По окончанию слушания композиции и анализа
пережитых ребенком чувств стоит возвратиться к музыке природы, которая
расслабляет и снимает напряжение, особенно важно, если предыдущая
композиция затронула негативные эмоции. Не редко бывает, что абсолютно
мажорные произведения вызывают у учащихся негативное, отталкивающее
ощущение, тогда как меланхоличные произведения
наоборот несут
повышение настроения. Важно заметить и использовать нужную композицию в
определенный момент времени.
Обобщая все вышесказанное, сложно не заметить, что для проведения
занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее
именно определенной группе детей, но творческий подход к решению
образовательных задач и желание сделать ребенка счастливым – самые
главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей.
Список использованной литературы:
1.Интеграция в общество людей с особыми потребностями: доклад,
представленный на Первой московской международной конференции по
проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями.
С. Керне М., 2013.56с.
2.Социальная эксклюзия и социальная инклюзия, сост. Ш. Рамон и В. Шмидт.
Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия
по курсу Социальная эксклюзия в образовании. М., 2003.181с.
3.Воздействие музыки на детей с ОВЗ – Т.Цепелева, М., 2016.[электронный
ресурс: http://ekoner.ru/vozdejstviemuzykinadetejsovz.html]
5
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.