Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Оценка 5

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Оценка 5
Документация
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
30.03.2019
Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее и совершеннее. В данной работе мы рассмотрим некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Такие дети являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения.
Аристова_статья.docx
Формирование социально­ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки Автор: Аристова Виктория Валерьевна, учитель музыки Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с.Перелюб»  Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее   и   совершеннее.     В   данной   работе   мы   рассмотрим   некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Такие дети являются   необычными,   они   зачастую   открыты   миру,   готовы   принимать   и верить   каждому.  Конечно,  задача   современной  школы   и  в  первую  очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения. Выделяют несколько групп детей с ОВЗ, это: слабовидящие, слепые, слабослышащие и глухие, а так же дети с нарушением опорно­двигательной системы, расстройством эмоционально­ волевой сферы, дети с нарушением интеллекта,   с   задержкой   и   комплексным   нарушением   развития.   Каждый ребенок, относящийся к той или иной группе, имеет свои образовательные потребности и специфика образования для каждой категории различна. [2: с.34]             «Термин   "инклюзия"   в   переводе   с   английского   языка   означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте». [1,130] Рассмотрим   практические   приемы   обучения   и   создания   условий   для реализации   образовательного  процесса  для  таких  детей  на  уроках  музыки. Почему именно «Музыка»? Данный предмет – комплексный, учит понимать свои   чувства   и   эмоции,   эмоции   других   людей,   раскрывает   внутренний потенциал каждого ребенка и именно поэтому для детей с ОВЗ так важно слышать музыку, слушать и понимать её. Музыка учит коммуникабельности, ведь   за   годы   обучения   ребенок   знакомится   с   удивительным   миром   и необычными людьми в истории музыки.  В   условиях   стремительно   развивающегося     мира   перед   учителем появилась   задача   воспитать   творческую   личность,   готовую   развиваться   на протяжении всей жизни. Однако, большое внимание на уроках искусства и музыки   уделяется   воспитанию   каждого   ученика   с   целью   формирования социальной   ответственности.   Так,   слушая   произведения   Э.Грига,   П. Чайковского, А. Вивальди, С.Прокофьева, соприкасаясь с образами живой и неживой   природы,   мы   раскрываем   понятие   экологической   культуры,   и призываем   к   всеобщей   ответственности   перед   природой   малой   родины, страны и планеты Земля. К примеру, слушая отрывки из оперы Н.Римского – Корсакова «Снегурочка»,  у ребят не только формируются  познавательные и регулятивные   УУД,   но   и   навыки   управления   эмоциями,   корректируется поведение   учащегося   в   социуме.     Таким   образом,   музыка   композиторов помогает   развивать   эмпатию   у   школьников,   раскрывать   общечеловеческие ценности.   Каждый   ученик   сопереживает,   а   так   же   проявляет   новый чувственный опыт, необходимый для социализации.  В частности, на уроках музыки, изучая оперу «Князь Игорь» и «Жизнь за   царя»,   учащимся   предлагается   исполнить   главные   темы   героев   оперы, прочувствовав   ситуацию.  Затем  задаются   наводящие  вопросы,  помогающие сформировать вывод по определенной теме, обратить внимание на качества героев и необходимость развития  мужества, стойкости, внутреннего стержня. В таких случаях, школьники осознают необходимость помощи окружающим, вне зависимости от того, знакомы ли они с теми, кто  нуждается  в помощи. Вокализация   и   слушание   произведений   –   это   далеко   не   все   приемы музыкального   искусства.   Влияние   музыки   на   развитие   личности   человека 2 сложно переоценить. Воспитание не только интеллектуально развитой, но и психологически   здоровой   личности   с   полноценным   нравственным мировоззрением   –   одна   из   важных   задач   современной   школы   и   учителя музыки.  Так   как   психо   ­эмоциональное   здоровье   детей   с   ОВЗ   связано   с физическими   показателями,   то   прослушивание   композиций,   а   так   же вокальное пение становятся источником исцеления для многих ребят.     На уроках многие слабовидящие и слепые дети не имеют возможности увидеть музыку, описать её через цвета с помощью красок или нарисовать то, что представили. Для таких детей необходимы иные, новые приемы работы и один из таких практических примеров – это тактильные доски с тканью или иными материалами   различной   текстуры.   Ребенку   предлагается   прослушать музыкальное произведение и описать его, используя наиболее подходящую на ощупь ткань.  Например, на одном из уроков музыки мы прослушиваем пьесу «Утро» Э.Грига и предлагаем ребенку подобрать из предложенных тканей ту, которая   больше   передает   музыку.   Проведя   исследования   тканей   руками, ребенок выбирает атлас среди ситца, льна, атласа и шерсти. Теперь нужно рассказать об этой ткани, описать её. Атлас достаточной мягкий, приятный и нежный,   прохладный,   и   именно   поэтому   так   легко   представить   музыку Э.Грига с той свежестью, которую композитор описал музыкой.  Есть   и   другие   дети,   возможности   которых   в   сравнении   со слабовидящими   и   слепыми   гораздо   шире,   это   дети   с   нарушением   опорно­ двигательного аппарата. Не имея возможности познавать мир через движения, дети   с   нарушением   опорно­двигательного   аппарата   создают   материальный мир своими руками. Эффективной является лепка из пластилина или глины с последующим   декорированием   созданного   предмета.   Для   ребят   младшего школьного   возраста   используется   пальчиковое   рисование,  как   при   помощи красок, так и с использованием других не опасных, естественных материалов. 3 При   изучении   тем,   которые   напрямую   или   косвенно   связаны   с познанием музыки через музыкально   ­ритмические движения, предлагается воссоздавать   танцевальные   движения   с   помощью   рук,   если   это   возможно. Например, можно показать характер звучащего произведения – от вальса до марша   при   помощи   взмахов   кисти,   а   так   же   устроить   театрализацию   с помощью   пальчиковых   кукол.   Очень   интересны   и   полезны   будут   танцы   с помощью пальчиковых кукол, где в роли ног будут выступать пальцы детей. Можно разучить польку или яблочко, устроить настоящий бал и станцевать парные танцы. Подобные занятия позволяют сохранять положительный психо­ эмоциональный   фон   и   значительно   повлиять   на   скорость   и   объемы запоминания информации как на уроках музыки, так и на других предметах.  Особенным   комплексом   приемов   для   создания   здоровьесберегающих условий обучения необходимо пользоваться, если нужно работать с детьми с ОВЗ,   у   которых   наблюдаются   расстройства   эмоционально­волевой   сферы. Например,   во   время   прослушивания   музыки   П.И.   Чайковского   из   цикла «Времена года» ­ «Май» учитель использует особый спектр приемов в своей работе. Для того, чтобы довести материал до детей наиболее точно можно использовать визуальные и ароматические образы сирени, яблони или иных образов. Данные приемы позволяют раскрыть все внутренние резервы такого ребенка, освободить от зажатости или возбудимости. [2,12] Нельзя переоценить лечебный эффект музыки для детей с нарушением эмоционально­волевой   сферы.   Слушание   музыки   с   такими   школьниками отличается   от   работы   с  общим   классом.  Музыка   всегда   звучит   тише,   чем обычно,   анализ   произведения   и   вызванных   эмоций   проводится   не   спеша. Ребенку нужно время и помощь, чтобы выразить свои эмоции словами или   Для   наиболее   эффективного   воздействия   используется жестами. комбинирование звуков природы, инструментальной музыки. Звуки природы открывают ребенка для композиции, которая еще будет звучать, они являются 4 подготовительным этапом. Второй звучит инструментальная музыка , которая несет   терапевтический   эффект,   но   прежде   чем   будет   получен   результат, необходимо   тщательно   проанализировать   возникшие   у   ребенка   чувства   и ассоциации.   Часто такие занятия носят терапевтический эффект.   Можно предоставить   ребенку   поработать   с   красками,   и   изобразить   цветовыми пятнами  свое настроение. По  окончанию  слушания  композиции    и анализа пережитых ребенком чувств стоит возвратиться к музыке природы, которая расслабляет   и   снимает   напряжение,   особенно   важно,   если   предыдущая композиция затронула негативные эмоции. Не редко бывает, что абсолютно мажорные   произведения   вызывают   у   учащихся   негативное,   отталкивающее ощущение,   тогда   как   меланхоличные   произведения     наоборот   несут повышение настроения. Важно заметить и использовать нужную композицию в определенный момент времени. Обобщая все вышесказанное, сложно не заметить, что для проведения занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее именно   определенной   группе   детей,   но   творческий   подход   к   решению образовательных   задач   и   желание   сделать   ребенка   счастливым   –   самые главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей. Список использованной литературы: 1.Интеграция   в   общество   людей   с   особыми   потребностями:   доклад, представленный   на   Первой   московской   международной   конференции   по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями.­ С. Керне ­М., 2013.­56с. 2.Социальная эксклюзия и социальная инклюзия, сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. ­ М., 2003.­181с. 3.Воздействие музыки на детей с ОВЗ – Т.Цепелева, ­М., 2016.­[электронный ресурс: http://ekoner.ru/vozdejstvie­muzyki­na­detej­s­ovz.html] 5

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки

Формирование социально-ответственной личности ребенка в рамках инклюзивного образования на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019