«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
«Формирование связной речи как средства общения у детей
среднего дошкольного возраста посредством составления
рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у
сказки».
Обратите свое сердце к книгам…
«Какое богатство мудрость и доброта
рассыпано по книгам всех времен и
народов!»
Л.Н.Толстой
Шарова Ирина Юрьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №65»
г.Дзержинск
Нижегородской области
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что дети недостаточно хорошо
владеют устной речью, не могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построить речевое высказывание в общении со сверстниками и взрослыми,
испытывают затруднения при составлении текстов сказочного содержания.
В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО речевое развитие включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-
-
-
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения
«Актуальность »
грамоте.
Исходя из этого возникла необходимость создания наглядных игровых
многофункциональных дидактических пособий «В гостях у сказки».
Пособие рассчитано на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Научно – исследовательские условия: изучение научной литературы и интернет – ресурсов, а также
новых нормативно – правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.М.: УЦ Перспектива,
2014. – 32
В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016. – 80с.:цв.вкл.
o От рождения до школы. основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4е изд., перераб. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста Т. П. Трясорукова. – Ростов н/Д
Феникс, 2013. – 122 с.: ил. – (Школа развития)
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. 112с.
Методические условия:
- построение системы педагогической деятельности по активизации и совершенствованию речи детей;
- проектная деятельность (Нравственно – педагогический проект: «Дорогою добра»);
- разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи.
Организационно – педагогические условия:
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды в группе (разработка и создание дидактических пособий «В
гостях у сказки»: («Карпетограф», «Мнемотаблицы», «Копилка дидактических игр», «Сказочный бизиборд»,
«Пальчиковый театр», «би – ба – бо», «Театр на палочке»);
организация и проведение с воспитанниками, с привлечением родителей, праздников, развлечений, литературных вечеров
(конкурс чтецов), активизирующих, развивающих и совершенствующих речь детей.
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Исследования психологов, педагогов, лингвистов:
Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А.
Пешковский, А. Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А.
Пеньевская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина создали предпосылки для комплексного подхода к
решению задач речевого развития дошкольников.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного
воспитания, выделяются три основных направления разработки психолого педагогических проблем развития речи
дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку:
Структурное (формирование
разных уровней системы
языка: фонетического,
лексического,
грамматического);
Когнитивное,
познавательное
(формирование способностей
к элементарному осознанию
явлений языка и речи).
Функциональное
(формирование навыков
владения языком в его
коммуникативной функции:
развитие связной речи,
речевого общения);
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений
включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи
дошкольников.
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Принципы содержания работы по развитию речи:
коммуникативно
деятельностного подхода
принцип
к развитию речи
принцип взаимосвязи
сенсорного, умственного и
речевого развития
принцип обеспечения
активной языковой практики
принцип развития
языкового чутья
принцип обогащения
мотивации речевой
деятельности
принцип взаимосвязи работы
над различными сторонами
речи
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Цель педагогической деятельности
Формирование связной речи и творческого воображения детей средней группы с
помощью сказок посредством нетрадиционных дидактических пособий.
Задачи развития речи
-Формировать у воспитанников средней группы умение пересказывать прочитанные
сказки и составлять описательные рассказы о их героях.
-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Посредством сказок сохранять нравственное здоровье детей. Воспитывать
доброжелательность, сглаживать агрессивность, формировать этические нормы
поведения через восприятие сказочных сюжетов.
Приобщение родителей к процессу развития речи детей посредством дидактических
игр по сказкам.
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Формы организации речевой
деятельности
o Непосредственно образовательная
деятельность
o Совместная деятельность педагога и
воспитанников
o Прогулка
o Культурно – досуговая деятельность
Методы формирования речи
воспитанников
o По источнику знаний: словесные, наглядные,
практические, объяснительно иллюстративные
o По характеру познавательной деятельности:
проблемные, частично – поисковые,
исследовательские
o По дидактической цели: методы изучения новых
знаний, методы закрепления новых знаний, методы
контроля
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Этапы овладения детьми связной речью
• Стартовая диагностика
• Анализ проблемы
• Выбор программно – методического обеспечения, целевые ориентиры, перспективное
планирование.
Подготовит
ельный
• Создание в группе РППС
• Проведение циклов НОД (комплексные, интегрированные, сюжетно – тематические)
• Реализация проекта по нравственному воспитанию
• Проведение праздников, досугов, развлечений
• Привлечение родителей в педагогический процесс
Формирую
щий
• Итоговая диагностика
• Выводы
• Перспектива работы
Заключител
ьный
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Дидактическое обеспечение «Сказочный бизиборд»
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Дидактическое обеспечение «Карпетограф»
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
Алгоритм приобщения воспитанников к рассказыванию сказок
Знакомство со сказкой.
Этап
Разбор темы сказки, определение объекта – героя сказки.
Составление схемы сказки.
Слушание вариантов рассказа сказки детьми.
Побуждение детей использовать свои рассказы в других видах
деятельности, проявляя инициативу, выдумку и творчество,
дополняя и обогащая новыми событиями, изменением результата
действий, появлением новых действующих лиц и др.
Методический прием
Видеопрезентации, иллюстрации,
мультипликационная трансляция, аудиозапись
сказки, музыкальное сопровождение чтения
сказки взрослым.
Игры: «Да – нет», «Какая картинка не нужна»,
«А я бы…» и др., беседа.
Мнемотаблицы, мнемодорожки.
Звукозапись, видеозапись, презентации, игровые:
карпетограф, бизиборд.
Дидактические игры, кукольный театр,
наблюдение, Игровые: карпетограф, бизиборд.
Встреча с героями пройденных сказок на праздничных утренниках,
итоговых мероприятиях проектной деятельности. тематических
развлечениях.
Игровые.
«Формирование связной речи как средства общения у детей среднего дошкольного возраста посредством составления рассказов с помощью дидактического пособия «В гостях у сказки»
o Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
o Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации». 0 – 13 Москва:
Проспект, 2015. – 160 с.
o Метенова Н. М. Уроки вежливости. Практическое пособие. 2011. – 48 с.
o Ихсанова С. В. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и
Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей/ С.
В. Ихсанова. – Ростов н\Д: Феникс, 2015. – 126, 1 с. – (Школа развития)
o Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА –
Литература
СИНТЕЗ, 2016. 112с.
o Резцова С. В. Комплексно – тематическое планирование сказочных представлений.
Художественно – эстетическое развитие детей 4 – 7/ С. В. Резцова. – Волгоград:
Учитель. – 70 с.
o От рождения до школы. основная общеобразовательная программа дошкольного
образования, Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4е
изд., перераб. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
o Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом
контексте образовательной деятельности. Изучение
индивидуального развития детей. Волгоград: Учитель, 2015. – 59 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.