Формирование цели образовательной программы – фундаментальное понятие в теории деятельности, широко используемое в последние годы в образовании, представляет собой образ будущего результата деятельности. Целеполагания реально интегрирует различные действия в конкретную систему цели, средства и результата.
Процесс выработки цели предполагает активное функционирование всех факторов определения деятельности – потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т.д. Центральный пункт Целеполагания – определение цели через средство.
Формирование цели образовательной программы.
Формирование цели образовательной программы – фундаментальное понятие в
теории деятельности, широко используемое в последние годы в образовании, представляет
собой образ будущего результата деятельности. Целеполагания реально интегрирует
различные действия в конкретную систему цели, средства и результата.
Процесс выработки цели предполагает активное функционирование всех факторов
определения деятельности – потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т.д.
Центральный пункт Целеполагания – определение цели через средство. Цель без
определения средства не есть ещё подлинная цель, в этом состоянии она лишь
первоначальный мыслительный проект, не приобретший реальной опоры в самой
действительности. Только будучи детерминированной, через конкретное средство в
процессе Целеполагания, цель приобретает законченную форму, и становиться
действенным фактором в развитии учреждения. Поиск связи названных факторов
исключительно сложен, требует ответственности, творческого отношения и инициативы.
К сожалению, у большинства педагогов недостаточен опыт целеполагания,
поскольку традиционно в нашей стране цели задавались извне системы образования и
субъектам образовательного процесса не приходилось самостоятельно заниматься
целеполаганием.
При формировании цели самим субъектом важен выход за рамки сложившихся
представлений, нешаблонный подход, обеспечивающийся творчеством субъекта.
Государственные образовательные стандарты (федеральные и региональные
компоненты) для образовательного учреждения являются заданными извне целями, они
выступают в виде требований или задач, поставленных образовательному учреждению
государством.
Цели самого образовательного учреждения вырабатываются и определяются ими в
результате внутреннего развития, активности его коллектива.
Конкретная цель представляет собой идеальный образ предмета непосредственной
деятельности. Абстрактная цель даёт общее представление о некотором идеале, ради
достижения которого, в конечном счете, осуществляется процесс образования. Очевидно,
что чем более высоко в иерархии системы образования задаётся цель, тем более абстрактна
она будет. И наоборот, наиболее конкретные цели задаются образовательным программам
конкретных школ и учебными планами и программами конкретных учителей.Таким образом, становится понятным, почему государственные стандарты
федерального и регионального уровня всегда будут содержать некоторый инструмент
абстрагирования целей.
Итак, в технологии разработки образовательной программы общеобразовательного
учреждения в условиях вариативности и дифференциации содержания образования цель
выступает как организующее, определяющее начало в процессе созданий оптимальных
условий для развития школьников и повышения качества образования.