«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география +1
Взрослым
21.04.2019
Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо с детских лет. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Цель проекта - познакомиться с историческим прошлым своего народа, углубить и уточнить представления о родном крае.
проект.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 8
муниципального образования городкурорт Анапа
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Формирование ценностных ориентаций у школьников
средствами регионального компонента»
секция: Воспитательная работа
Автор проекта
Томкевич Ольга Борисовна,
учитель географии ВКК,
МБОУ СОШ 8 гк Анапа 2
гк Анапа, 2019
Содержание
Введение…………………………………………........................................ ..3
Глава 1.Теоретические аспекты изучаемой проблемы.. .............................5
1.1 Исторические события Кубани ....................... ........................………...5
1.2 Традиции и обычаи кубанских казаков….........................................…..9
Глава 2. Практическое применение ……………………….....................…13
Система географического краеведения в школе ………............................13
Заключение………………………….........................................................….19
Список литературы............................................................................... .........21 3
Введение
Родина, Россия, эти слова неотделимы. Любовь к своей стране
невозможна без любви к своей малой родине. У каждого на свете есть своя
малая родина, где он родился и вырос, где учился дружить и любить.
Каждому человеку свой родной уголок самый особенный, где небо выше и
просторы шире и так привольно и легко дышать.
Кубань, гордится замечательными людьми, которые выросли здесь.
Здесь живут прекрасные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие
заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты.
Все они стремятся сделать Кубань ещё лучше, богаче, красивее. Благодатная,
тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая
Родина. А ещё – это тополиный край. По всему краю красуются тополя,
придающие неповторимый облик нашей земли.
Природа нашего края уникальна, ведь здесь есть сразу несколько
климатических зон. Это степь, лесостепь, широколиственные и хвойные леса,
альпийские луга, Черноморское побережье Кавказа.
В нашем крае есть городакурорты. Это Анапа, Туапсе, Сочи, Адлер и
небольшие поселки. Люди со всей страны приезжают летом, чтобы отдохнуть
и покупаться в теплом море.
В Краснодарском крае развито сельское хозяйство. Выращивают
пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры. В садах 4
выращивают яблоки, груши, сливы, персики, ягоды, виноград. Есть много
молочных ферм и животноводческих хозяйств в нашем крае.
Краснодарский край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают
нефть, газ, песок, мрамор, известняк, глину, мергель. Первая в России
нефтяная скважина была пробурена именно на Кубани, еще в 1864 году в
районе реки Кудако.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой
была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались,
как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода,
мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни
утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение,
почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков,
любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы возродить интерес
школьников ко всему, что их окружает. А именно знакомство с историей
нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к
народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в
настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.
Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился,
вырос и живешь, надо с детских лет. Тогда, когда закладываются основы,
формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей
стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать
понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи
и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как
потомкам первых переселенцевказаков, приемникам их традиций.
Цель проекта познакомиться с историческим прошлым своего
народа, углубить и уточнить представления о родном крае. 5
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие
задачи:
сформировать представления об исторических событиях родного края,
познакомиться с обычаями и традициями кубанских казаков;
представить систему географического краеведения в школе;
создать методическую разработку в виде презентации к мероприятию
«Люблю тебя, моя Кубань».
Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы
1.1 Исторические события Кубани
Впервые люди на территории Кубани появились больше, чем миллион
лет назад, и больше не покидали ее. Кубань начала свое развитие еще в тот
момент, когда люди впервые узнали о бронзе, и со временем стала одним
из центров, который имел особое значение для мировой истории.
В третьем тысячелетии до нашей эры, территория Кубани и всего
Краснодарского края была населена кочевническими племенами. В начале
первого тысячелетия до нашей эры, здесь стали преобладать ираноязычные
племена, к которым относились скифы и сарматы, но с ними были дружны
и племена, которые занимались земледелием. Седьмой век до нашей эры
ознаменовался тем, что территория Кубани попала под владычество греков,
которые образовали здесь такие города, как Фанагория, Гермонасса и так
далее.
В 480 году территория Кубани относилась к Боспорскому царству,
которое образовалось в результате объединения греческих городов, и это
царство постоянно увеличивалось, за счет присоединения к нему различных
греческих городов. В четвертых и третьих веках до нашей эры, Боспорское
государство только и делало, что отбивалось от захватчиков из варварских 6
племен, среди которых были и готы. И в конце 4 века нашей эры это
государство разгромили гунны. Весь 5 век здесь продолжались войны между
варварскими племенами, но постепенно вся эта земля перешла во власть
Византии, которая привила местным варварам христианскую веру.
С этого времени, власть на территории Кубани постоянно менялась.
После Византии, Кубань стала достоянием Великой Болгарии, которая
состояла из полукочевых племен болгар и оногуров. Затем сюда пришли
хазары, взявшие власть в свои руки, которые в восьмом веке нашей эры
приобрели огромную силу и образовали Хазарский каганат, который имел
полукочевой образ жизни. Но наступил 905 год. В этом году Святослав
Храбрый, который являлся киевским князем, победил Хазарский каганат,
но всех не истребил, его дело завершили печенеги и гузы, а уже в десятом веке
нашей эры левый берег Кубани был заселен адыгскими племенами.
Но наступило время, когда гунны оттеснили аланские племена
в верховья Кубани и Терека. Здесь аланские племена занимались земледелием
и разводили скот, также здесь было развито кузнечное дело. В торговле
аланские племена были тоже сильны, именно поэтому через их территорию
проходил Великий Шелковый Путь (территория современной Алании). В 10
и 11 веках нашей эры, аланские племена впервые образовали феодальное
государство и приняли христианство, в следствии чего, здесь была образована
Аланская епархия. Это и было расцветом Аланского государства.
Затем 13 век ознаменовался походами татаромонголов во главе
с Чингисханом, который в 1222 году из Закавказья направил свои войска
на Северный Кавказ. От него пострадали аланы, адыги, после чего
он совершил нападение на земли половцев. Всех, кого завоевывал Чингизхан,
он облагал данью. Так что дань ему платили и болгары, и весь Кавказ,
который тянулся до Дербента. Всю территорию, которую захватили войска 7
Чингизхан, он назвал Золотой Ордой.
Но уже в конце 13 века на восточном берегу Черного моря появились
торговые представительства Генуэзской республики, которые в итоге стали
городамиколониями. С 16 по 18 века, на правом берегу Кубани жили
ногайцы, которые были кочевниками, а левый берег Кубани населяли черкесы,
которые вели оседлый образ жизни, и занимались земледелием и разводом
скотины. Но они так и не образовали на своих землях ничего похожего
на государство.
17 и 18 века для территории Кубани ознаменовались тем, что здесь
стали появляться русские или донские казаки, которых привел Игнат
Некрасов, чтобы утихомирить восстание, и они объединились с казаками
староверами, которые уже проживали здесь, и образовали казачью
республику.
В конце 18 века за территорию Крыма и Кавказа стали бороться
Российское и Османское государства. Несмотря на то, что Россия одержала
над Османской республикой победу, она не потеряла своего влияния на Крым.
Поэтому Россия соорудила АзовоМоздокскую укрепленную линию, а в 1778
году Суворов А. В. переместил западную линию на правый берег Кубани.
Но в 1783 году Россию и Османскую империю стала разъединять
только река Кубань. Все это стало возможным благодаря Екатерине II,
которая присоединила к России Крым, Тамань и правый берег Кубани.
Но споры между Россией и Османской империей не угасали, следствием
чего стала четырехлетняя война между ними, которая происходила с 1787
по 1791 годы. Результатом этой войны стала победа России, поэтому
Екатерина II, подарила Черноморским казакам Тамань и правый берег
Кубани. Но это было не просто подарком, а грамотно продуманным ходом,
потому что все люди с берегов Черного моря переселились на Кубань, где 8
начали снова осваивать территорию, при этом эти же люди обеспечивали
надежную защиту от посягательств Османской империи. Это место казаки
прозвали Екатеринодар, и основали там административный центр.
В 1828 — 1829 годах, между османской империей и Россией был
подписан мирный договор, по условиям которого левая часть Кубани, также
отходила России. Здесь начались некоторые недомолвки между казаками,
жившими в Кубани, горцами, которые жили по левый берег Кубани.
Но в начале 60 годов 19 века Россия далеко зашла в закубанскую
территорию, вынудив тем самым некоторые черкесские племена служить
России, но тех, кто так и не хотел признавать власть России, отправляли
в Турцию. Окончательным концом вековой войны между Турцией и Россией
за Кавказ, можно считать дату 21 мая 1864 года.
До реформ Кубань была пограничной зоной, что сильно отдаляло
ее от экономики России. Но в 60 годы 19 века здесь стали проводить
различные изменения, которые были связаны с тем, что правое крыло
Кавказкой линии стало называться Кубанской областью, а левое — Терской
областью. Соответственно и Черноморское казачье войско называлось теперь
Кубанским казачьим войском, остальные же войска именовались Терским
казачьим войском. Затем были введены изменения в законодательстве,
благодаря которым местные жители могли продавать свои земли любому
человеку из России. Еще через 6 лет был разрешен свободный въезд для людей
из других городов. Это привело к тому, что Кубанская область была
не только пограничной областью, но уже имела возможность развиваться
экономически. Кубанская область стала настолько значимой, что здесь
провели Владикавказскую железную дорогу,
а также образовались
промышленные и торговые места, которыми являлись такие города, как
Екатеринодар, Новороссийск. Все это создало новый приток людей со всех 9
уголков России.
20 и 30 годы 20 века были не очень сладкими для казаков и зажиточных
крестьян, так как их здесь притесняли, как могли, вплоть до доведения такой
ситуации, что на Кубани был голод, различные репрессии, и все это
сочеталось вместе с тем, что у церкви забирали ее ценности.
Но, как только, началась Великая Отечественная война, сразу были
внесены изменения на Кубани, стали собираться средства для того, чтобы
защитить страну. Почти все предприятия были переоборудованы и стали
выпускать вещи, пригодные для войны. Но уже в 1942 году немцы
захватили Краснодарский край, в результате чего погибли тысячи людей,
а хозяйство было почти полностью разрушено. В 1943 году Краснодарский
край удалось выбить из рук захватчиков.
Как только Кубань освободили от власти захватчиков, в ней тут же
стали все восстанавливать, но это было не так просто, и окончательное
восстановление Кубани случилось только в 60 годах 20 века. С этого же
времени почти вплоть до конца 20 века, Краснодарский край развивали
в области сельского хозяйства, и довольно успешно, потому что он являлся
самым большим районом во всей большой стране, которая объединяла
пятнадцать республик, в котором было хорошо развито сельское хозяйство.
1.2 Традиции и обычаи кубанских казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает
традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества
изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже
наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно
трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны,
щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какаято 10
двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен,
молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки,
глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их
долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто
размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.
Поэтому основу в формировании моральнонравственных устоев казачьих
обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению
заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не
убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай
обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим
целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц,
защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную:
ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от
грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если комуто что
то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями
Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись
жизненнобытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или
нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те,
что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что
сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко
сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние
законы:
уважительное отношение к старшим;
безмерное почитание гостя;
уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а 11
внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний
долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут
справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались
сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу,
матери только на «Вы» «Вы, мама», «Вы, тату».
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань
уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли,
наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом
всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай,
почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
В присутствии старшего не разрешалось: сидеть, курить, разговаривать
и, тем более, непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту),
требовалось испросить разрешение пройти. При входе кудалибо первым
пропускается старший. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах,
драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось
немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему
являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно
услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько»,
«батьки».
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался
посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый
из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой
казачьей застольной песне – частушке «Алаверды» наиболее точно выражено
почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, 12
хотя бы в рубище убогом – алаверды, алаверды». Заслуженно подвергался
презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста
гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось
неприличным в течение 3х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель
его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью.
Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было
оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку,
кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали,
казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В
строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия
казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки
обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг
друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование
допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить
доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное,
помочь поднять, поднести чтолибо по пути, помочь при подъеме или выходе,
уступить место для сидения, подать при общем застолье чтолибо соседу или
рядом сидящему. Прежде чем самому чтолибо съесть или утолить жажду,
должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему
(считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку
остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент
исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит 13
добру.
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем,
чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались
немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе
доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был
рассчитаться тем же.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время
гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних.
У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила
жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала
повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой
возвращайся с победой».
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь
под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем
шли близкие.
Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья,
гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у
неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще
считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость.
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и
лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили
праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и
рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали
скоро и справедливо.
Глава 2. Практическое применение
Система географического краеведения в школе 14
Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории
образования и в практике учебновоспитательной работы современной школы
позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической
эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные
связи между его элементами, определить организационную структуру и
методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения
определяются целями и задачами современного воспитания, требованиями
учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными
природными и социальноэкономическими условиями родного края.
Краеведение как система в учено воспитательной работе проводится в плане
географического, исторического, литературного, природоведческого
краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя
собой части целого, являются основными структурными элементами
школьного краеведения, тесно связаны между собой как по своему
содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим для географического и природоведческого краеведения
является изучение природных условий родного края. Природоведческое
краеведение основное внимание уделяет изучению жизни и взаимосвязей
между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями
обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и
культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже
изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и
технологию сельскохозяйственного производства. А географическое
краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет
изучению отдельных элементов природы отдельной территории (рельефа, 15
геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова,
животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной
деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются
также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной
деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами
хозяйственной жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет
много общего с историческим и литературным краеведением.
Ежегодно учащиеся нашей школы защищают проекты по географии.
Тематика работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология
Краснодарского края», «Историкогеографический обзор Кубани», «Опасные
животные Черного моря», «Влияние транспорта на окружающую среду и
здоровье человека на примере города Новороссийск», «Грязевые вулканы
Таманского полуострова» и др.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями
краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый в
изучении природных и социальноэкономических условий родного края, его
культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Как любая система, географическое краеведение представляет собой
комплекс элементов, находящихся в определенных организационно
методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов
географического краеведения – это его задачи и принципы организации,
содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения,
планирования и руководства.
Географическое краеведение как система в учебновоспитательной
работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования.
Основными задачами географического краеведения, направленными на
практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, 16
практикой, являются: вопервых, всестороннее изучение учащимися
природных и социальноэкономических условий родного края и, во вторых,
использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений
учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного
материала и активизации учебновоспитательной работы.
Составными частями географического краеведения являются учебная и
внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому
значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между
собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя
представить одно направление работы без другого. Например, чем богаче
жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем
больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в
процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников
жизненным и познавательным опытом и знаниями о природноэкономических
условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение.
Учебное краеведение является необходимым условием в активизации
учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как
обязательные предопределены учебными программами.
Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом
осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то
необходимость ее организации становится очевидной. Задача заключается в
том, чтобы активизировать внеурочную учебнокраеведческую работу как
промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.
В этих целях практикуются:
а) наблюдения учащихся за природноэкономическими явлениями и
процессами своей местности;
б) природоведческие и производственные экскурсии; 17
в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных
природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и
особенностей;
г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной
краеведческой литературы.
Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие
знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса,
используются на уроке при изучении соответствующей темы. Содержание
учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и
конкретными природноэкономическими условиями своей местности,
является основой при выборе организационных форм и методов ее
проведения. Основные формы учебной краеведческой работы – это урок,
природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти
формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу
практику. Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу
Анапа, посещают различные музеи города.
Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических
средств активизации учебного процесса предполагает использование таких
методов и приемов, которые в зависимости от целей и содержания учебного и
краеведческого материала являются основой в решении ученопознавательных
задач. При этом наряду с объяснительно иллюстративными методами и
эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация
систематических наблюдений за природно экономическими явлениями и
поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по
содержанию практических работ.
Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы
по географии. Это – кружки, экскурсии, олимпиады, викторины, 18
конференции, встречи с интересными людьми и др. Клуб (кружок),
объединяющий группу любознательных и заинтересованных в изучении
родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр
внеклассного краеведения. 19
Система школьного краеведения 20
Планирование краеведческой работы выработано определенной
системой и последовательностью. В этой системе планирования намечается
несколько этапов. Первый этап перспективное планирование, которое
предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического
коллектива на ближайшие годы. Второй этап включает составление годового
плана краеведческо туристской работы, исходя из перспективного и
общешкольного плана учебновоспитательной работы, определяются цели и
задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия
по краеведческой работе, краеведческие задания для отдельных классов и
кружков. На третьем этапе разрабатываются планы краеведческих работ по
линии исторического, литературного, географического, природоведческого
краеведения.
В плане географического краеведения наряду с организационными
мероприятиями раскрываются конкретное содержание, формы и методы
краеведческой работы и связанной с ней общественно полезной деятельности
учащихся.
В настоящее время краеведение становится обязательным условием
выполнения требований учебных программ и практического осуществления
задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение
пронизывает все стороны учебно воспитательной работы. Без краеведения
мы не можем понастоящему осуществлять связь обучения и воспитания с
жизнью. 21
Заключение
Любовь к Родине – это любовь к дому, улице, району. Трепетное
отношение к месту рождения – в первую очередь, любовь к краю. Моя малая
родинаКубань, чудесный, благодатный край опоясанный хребтами гор,
омывается Чёрным и Азовским морями.
Благодаря золотым хлебным полям наш край называют житницей
России. Утопает Кубань в изобилии цветущих садов, виноградников. Не
любоваться этим просто невозможно!
В работе были сформированы представления об исторических событиях
родного края. Изучая историю Кубани, невозможно ни обратить внимание на
то, как наши предки воинственно сражались в многочисленных войнах за
земли родного края. Благодаря силе и единству народного духа история края
имеет продолжение в наши дни.
Были изучены обычаи и традиции кубанских казаков. Произошли
большие перемены в социальной и духовной жизни Кубани, но неизменными
остались любовь и бережное отношение к народной культуре кубанского
В школах образовываются казачьи классы, где школьники
казачества.
углубленно изучают традиции и быт казаков. В казачьем классе воспитывают
чувства патриотизма, чести, взаимовыручки, товарищества, готовности
служения Родине, а это основа казачьей сути, казачьего духа. На Кубани
существует «Союз казачьей молодежи Кубани», одна из лучших форм
подготовки высококвалифицированных специалистов для государственной
службы и всех отраслей народного хозяйства.
В проекте описана система географического краеведения МБОУ
СОШ 8 гк Анапа. Системный подход в организации географического
краеведения, проводимая систематически и последовательно с учетом 22
конкретных природных и социально экономических условий родного края и
познавательных интересов учащихся работа, является эффективным
педагогическим средством повышения образовательной, трудовой подготовки
и профессиональной ориентации школьников.
В качестве конечного продукта проекта предложена схема «Система
географического краеведения» и презентация «Люблю тебя, моя Кубань»
Изучив природный потенциал края, становится ясно, что Кубань
заслуженно именуется житницей России. Плодородные и щедрые земли
Кубани кормят всю Россию. Благодатный край, опоясанный горными
хребтами и омываемый волнами Черного и Азовского морей. Природа
уникальна и невероятно красива, территория края утопает в цветущих садах и
виноградниках. Благодаря природному потенциалу Кубани не так давно
состоялись XXII Олимпийские зимние игры, которые проводились в
городе Сочи. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баклыков Леонид «История курорта Анапа» / Краснодар:
издательство «Советская Кубань», 2002 год. – 272 с.»:
2. Бардадым Виталий «Архитектура Екатеринодара» (книга
краеведческих очерков о старинных зданиях бывших, а также ныне
украшающих краевой центр) / Краснодар: издательство «Советская Кубань»,
2002 год. – 256 с.
3. Бардиж Вианор «Дневник кубанского казака. Петроград, 1917 год.»
(с предисловием и комментариями Н.А.Корсаковой и С.Р. Илюхина) / Издано:
ИП Сальников П.В., 2008 год. – 217 с.
4. Богоявленский Михаил «Каталог Краснодарского краевого
художественного музея имени А.В.Луначарского» / Краснодар:
Краснодарское книжное издательство, 1953 год. – 120 с. Бодяев Ю.М.
«Символы Краснодарского края»: пособие для общеобразовательной школы /
Краснодар: ОИЦП «Перспективы образования», 2006 год. – 36 с. 24
5. Ратушняк Валерий «История Кубани с древнейших времен до конца
XIX века» (Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных
учреждений и студентов средних специальных учебных заведений) /
Краснодар: Образовательный издательскополиграфический центр
«Перспективы образования», 2000 год. – 232 с.
6. Трехбратов Б.А, Жадан В.А ЕкатеринодарКраснодар 1793 2009:
историческая энциклопедия» / Краснодар: Издательство «КубаньКнига»,
2009 год. – 688 с.
7. «Деятели искусств Кубани» (сборник) / Краснодар: издательство
«Традиция», 2006 год. – 97 с.
8. http://www.kkx.ru/about/
9. http://kuban.retroportal.ru/litera.shtml
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.