«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
Оценка 4.6

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география +1
Взрослым
21.04.2019
«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо с детских лет. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций. Цель проекта - познакомиться с историческим прошлым своего народа, углубить и уточнить представления о родном крае.
проект.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа 8  муниципального образования город­курорт Анапа ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА «Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента» секция: Воспитательная работа Автор проекта Томкевич Ольга Борисовна, учитель географии ВКК, МБОУ СОШ 8 г­к Анапа 2 г­к Анапа, 2019 Содержание Введение…………………………………………........................................ ..3 Глава 1.Теоретические аспекты изучаемой проблемы.. .............................5 1.1 Исторические события Кубани ....................... ........................………...5 1.2 Традиции и обычаи кубанских казаков….........................................…..9 Глава 2. Практическое применение ……………………….....................…13 Система географического краеведения в школе ………............................13 Заключение………………………….........................................................….19 Список литературы............................................................................... .........21 3 Введение Родина, Россия, эти слова неотделимы. Любовь к своей стране  невозможна без любви к своей малой родине. У каждого на свете есть своя  малая родина, где он родился и  вырос, где учился дружить и любить.  Каждому человеку свой родной уголок самый особенный, где небо выше и  просторы шире и так привольно и легко дышать. Кубань, гордится замечательными людьми, которые выросли здесь.  Здесь живут прекрасные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие  заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты. Все они стремятся сделать Кубань ещё лучше, богаче, красивее. Благодатная,  тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая  Родина. А ещё – это тополиный край. По всему краю красуются тополя,  придающие неповторимый облик нашей земли.  Природа   нашего   края   уникальна,   ведь   здесь   есть   сразу   несколько климатических зон. Это степь, лесостепь, широколиственные и хвойные леса, альпийские луга,  Черноморское побережье Кавказа. В нашем крае есть города­курорты. Это Анапа, Туапсе, Сочи, Адлер и небольшие поселки. Люди со всей страны приезжают летом, чтобы отдохнуть и покупаться в теплом море. В   Краснодарском   крае   развито   сельское   хозяйство.   Выращивают пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры. В садах 4 выращивают   яблоки,   груши,   сливы,   персики,   ягоды,   виноград.   Есть   много молочных ферм и животноводческих хозяйств в нашем крае. Краснодарский   край   богат   полезными   ископаемыми.  Здесь   добывают нефть,   газ,   песок,   мрамор,   известняк,   глину,   мергель.   Первая   в   России нефтяная скважина была пробурена именно на Кубани, еще в 1864 году в районе реки Кудако. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой  была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались,  как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода,  мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни  утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение,  почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков,  любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Актуальность проекта заключается в том, чтобы возродить интерес  школьников  ко всему, что их окружает. А именно знакомство с историей  нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к  народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в  настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился,  вырос и живешь, надо с детских лет. Тогда, когда закладываются основы,  формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать  понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как  потомкам первых переселенцев­казаков, приемникам их традиций. Цель проекта ­  познакомиться с историческим прошлым своего  народа, углубить и уточнить представления о родном крае. 5 Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие  задачи:  сформировать представления об исторических событиях родного края,  познакомиться с обычаями и традициями кубанских казаков;  представить систему географического краеведения в школе;  создать методическую разработку в виде презентации к мероприятию  «Люблю тебя, моя Кубань». Глава 1.  Теоретические аспекты изучаемой проблемы 1.1 Исторические события Кубани Впервые люди на территории Кубани появились больше, чем миллион лет назад, и больше не покидали ее. Кубань начала свое развитие еще в тот момент,   когда   люди   впервые   узнали   о бронзе,   и со временем   стала   одним из центров, который имел особое значение для мировой истории. В третьем   тысячелетии   до нашей   эры,   территория   Кубани   и всего Краснодарского   края   была   населена   кочевническими   племенами.   В начале первого тысячелетия до нашей эры, здесь стали преобладать ираноязычные племена,   к которым   относились   скифы   и сарматы,   но с ними   были   дружны и племена,   которые   занимались   земледелием.   Седьмой   век   до нашей   эры ознаменовался тем, что территория Кубани попала под владычество греков, которые   образовали   здесь   такие   города,   как   Фанагория,   Гермонасса   и так далее. В 480   году   территория   Кубани   относилась   к Боспорскому   царству, которое   образовалось   в результате   объединения   греческих   городов,   и это царство постоянно увеличивалось, за счет присоединения к нему различных греческих городов. В четвертых и третьих веках до нашей эры, Боспорское государство   только   и делало,   что   отбивалось   от захватчиков   из варварских 6 племен,   среди   которых   были   и готы.   И в конце   4   века   нашей   эры   это государство разгромили гунны. Весь 5 век здесь продолжались войны между варварскими   племенами,   но постепенно   вся   эта   земля   перешла   во власть Византии, которая привила местным варварам христианскую веру. С этого   времени,   власть   на территории   Кубани   постоянно   менялась. После   Византии, Кубань стала   достоянием   Великой   Болгарии,   которая состояла   из полукочевых   племен   болгар   и оногуров.   Затем   сюда   пришли хазары,   взявшие   власть   в свои   руки,   которые   в восьмом   веке   нашей   эры приобрели   огромную   силу   и образовали   Хазарский   каганат,   который   имел полукочевой   образ   жизни.   Но наступил   905   год.   В этом   году   Святослав Храбрый,   который   являлся   киевским   князем,   победил   Хазарский   каганат, но всех не истребил, его дело завершили печенеги и гузы, а уже в десятом веке нашей эры левый берег Кубани был заселен адыгскими племенами. Но наступило   время,   когда   гунны   оттеснили   аланские   племена в верховья Кубани и Терека. Здесь аланские племена занимались земледелием и разводили   скот,   также   здесь   было   развито   кузнечное   дело.   В торговле аланские племена были тоже сильны, именно поэтому через их территорию проходил Великий Шелковый Путь (территория современной Алании). В 10 и 11   веках   нашей   эры,   аланские   племена   впервые   образовали   феодальное государство и приняли христианство, в следствии чего, здесь была образована Аланская епархия. Это и было расцветом Аланского государства. Затем   13   век   ознаменовался   походами   татаро­монголов   во главе с Чингисханом,   который   в 1222   году   из Закавказья   направил   свои   войска на Северный   Кавказ.   От него   пострадали   аланы,   адыги,   после   чего он совершил нападение на земли половцев. Всех, кого завоевывал Чингиз­хан, он облагал   данью.   Так   что   дань   ему   платили   и болгары,   и весь   Кавказ, который тянулся до Дербента. Всю территорию, которую захватили войска 7 Чингиз­хан, он назвал Золотой Ордой. Но уже в конце 13 века на восточном берегу Черного моря появились торговые представительства Генуэзской республики, которые в итоге стали городами­колониями.   С 16   по 18   века,   на правом   берегу   Кубани   жили ногайцы, которые были кочевниками, а левый берег Кубани населяли черкесы, которые   вели   оседлый   образ   жизни,   и занимались   земледелием   и разводом скотины.   Но они   так   и не образовали   на своих   землях   ничего   похожего на государство. 17   и 18   века   для   территории   Кубани   ознаменовались   тем,   что   здесь стали   появляться   русские   или   донские   казаки,   которых   привел   Игнат Некрасов,   чтобы   утихомирить   восстание,   и они   объединились   с казаками­ староверами,   которые   уже   проживали   здесь,   и образовали   казачью республику. В конце   18   века   за территорию   Крыма   и Кавказа   стали   бороться Российское и Османское государства. Несмотря на то, что Россия одержала над Османской республикой победу, она не потеряла своего влияния на Крым. Поэтому Россия соорудила Азово­Моздокскую укрепленную линию, а в 1778 году Суворов А. В. переместил западную линию на правый берег Кубани. Но в 1783   году   Россию   и Османскую   империю   стала   разъединять только река   Кубань.   Все   это   стало   возможным   благодаря   Екатерине II, которая присоединила к России Крым, Тамань и правый берег Кубани. Но споры между Россией и Османской империей не угасали, следствием чего  стала  четырехлетняя война между  ними,  которая происходила  с 1787 по 1791   годы.   Результатом   этой   войны   стала   победа   России,   поэтому Екатерина II,   подарила   Черноморским казакам Тамань   и правый   берег Кубани. Но это было не просто подарком, а грамотно продуманным ходом, потому что все люди с берегов Черного моря переселились на Кубань, где 8 начали   снова   осваивать   территорию,   при   этом   эти же   люди   обеспечивали надежную   защиту   от посягательств   Османской   империи.   Это   место   казаки прозвали Екатеринодар, и основали там административный центр.  В 1828 —   1829   годах,   между   османской   империей   и Россией   был подписан мирный договор, по условиям которого левая часть Кубани, также отходила   России.   Здесь   начались   некоторые   недомолвки   между   казаками, жившими в Кубани, горцами, которые жили по левый берег Кубани.  Но в начале   60   годов   19   века   Россия   далеко   зашла   в закубанскую территорию,   вынудив   тем   самым   некоторые   черкесские   племена   служить России,   но тех,   кто   так   и не хотел   признавать   власть   России,   отправляли в Турцию. Окончательным концом вековой войны между Турцией и Россией за Кавказ, можно считать дату 21 мая 1864 года. До реформ   Кубань   была   пограничной   зоной,   что   сильно   отдаляло ее от экономики   России.   Но в 60   годы   19   века   здесь   стали   проводить различные   изменения,   которые   были   связаны   с тем,   что   правое   крыло Кавказкой линии стало называться Кубанской областью, а левое — Терской областью. Соответственно и Черноморское казачье войско называлось теперь Кубанским   казачьим   войском,   остальные же   войска   именовались   Терским казачьим   войском.   Затем   были   введены   изменения   в законодательстве, благодаря   которым   местные   жители   могли   продавать   свои   земли   любому человеку из России. Еще через 6 лет был разрешен свободный въезд для людей из других   городов.   Это   привело   к тому,   что   Кубанская   область   была не только   пограничной   областью,   но уже   имела   возможность   развиваться экономически.   Кубанская   область   стала   настолько   значимой,   что   здесь провели   Владикавказскую   железную   дорогу,   а также   образовались промышленные   и торговые   места,   которыми   являлись   такие   города,   как Екатеринодар, Новороссийск. Все это создало новый приток людей со всех 9 уголков России. 20 и 30 годы 20 века были не очень сладкими для казаков и зажиточных крестьян, так как их здесь притесняли, как могли, вплоть до доведения такой ситуации,   что   на Кубани   был   голод,   различные   репрессии,   и все   это сочеталось вместе с тем, что у церкви забирали ее ценности. Но,   как   только,   началась   Великая   Отечественная   война,   сразу   были внесены   изменения   на Кубани,   стали   собираться   средства   для   того,   чтобы защитить   страну.   Почти   все   предприятия   были   переоборудованы   и стали выпускать   вещи,   пригодные   для   войны.   Но уже   в 1942   году   немцы захватили Краснодарский   край,   в результате   чего   погибли   тысячи   людей, а хозяйство   было   почти  полностью  разрушено.  В 1943  году  Краснодарский край удалось выбить из рук захватчиков. Как   только   Кубань   освободили   от власти   захватчиков,   в ней   тут же стали   все   восстанавливать,   но это   было   не так   просто,   и окончательное восстановление   Кубани   случилось   только   в 60   годах   20   века.   С этого же времени   почти   вплоть   до конца   20   века,   Краснодарский   край   развивали в области сельского хозяйства, и довольно успешно, потому что он являлся самым   большим   районом   во всей   большой   стране,   которая   объединяла пятнадцать республик, в котором было хорошо развито сельское хозяйство.                            1.2 Традиции и обычаи кубанских казаков Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает  традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества  изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно  трактуют неписаные казачьи законы.   Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны,  щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая­то 10 двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен,  молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки,  глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их  долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто  размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.  Поэтому основу в формировании морально­нравственных устоев казачьих  обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению  заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не  убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай  обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим  целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и  вдовиц,  защищай от врагов Отечество. Но прежде всего,  крепи веру православную:  ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от  грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому­то что­ то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.   Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями  Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись  жизненно­бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.  Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те,  что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что  сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко  сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние  законы:  уважительное отношение к старшим;  безмерное почитание гостя;  уважение к женщине (матери, сестре, жене).   Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а 11 внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний  долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут  справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.   В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались  сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу,  матери только на «Вы» ­ «Вы, мама», «Вы, тату».   Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань  уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли,  наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом  всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай,  почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». В присутствии старшего не разрешалось:  сидеть, курить, разговаривать  и,  тем более,   непристойно выражаться.   Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту),  требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда­либо первым  пропускается старший.   При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах,  драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось  немедленное его исполнение.   Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему  являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько»,  «батьки».   Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался  посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый  из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой  казачьей застольной песне – частушке «Ала­верды» наиболее точно выражено  почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, 12 хотя бы в рубище убогом – ала­верды, ала­верды». Заслуженно подвергался  презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста  гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось  неприличным в течение 3­х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель  его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.    Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью.  Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было  оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку,  кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали,  казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В  строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».   При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки  обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг  друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.   Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить  доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное,  помочь поднять, поднести что­либо по пути, помочь при подъеме или выходе,  уступить место для сидения, подать при общем застолье что­либо соседу или  рядом сидящему. Прежде чем самому что­либо съесть или утолить жажду,  должен был предложить рядом стоящему (сидящему).   За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему  (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку  остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент  исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит 13 добру.   Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем,  чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе  доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был  рассчитаться тем же.   Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время  гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних.   У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила  жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала  повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой  возвращайся с победой».   При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь  под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем  шли близкие.   Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья,  гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у  неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще  считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость.    Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и  лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили  праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и  рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали  скоро и справедливо.  Глава 2. Практическое применение  Система географического краеведения в школе 14 Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории  образования и в практике учебно­воспитательной работы современной школы  позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.  Системный подход, наряду с раскрытием педагогической  эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные  связи между его элементами, определить организационную структуру и  методы его проведения.  Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения  определяются целями и задачами современного воспитания, требованиями  учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными  природными и социально­экономическими условиями родного края.  Краеведение как система в учено­ воспитательной работе проводится в плане  географического, исторического, литературного, природоведческого  краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя  собой части целого, являются основными структурными элементами  школьного краеведения, тесно связаны между собой как по своему  содержанию, так и по форме организации и методам проведения.  Общим для географического и природоведческого краеведения  является изучение природных условий родного края. Природоведческое  краеведение основное внимание уделяет изучению жизни и взаимосвязей  между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями  обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и  культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже  изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и  технологию сельскохозяйственного производства. А географическое  краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет  изучению отдельных элементов природы отдельной территории (рельефа, 15 геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова,  животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной  деятельностью человека.  Объектами географического краеведения являются  также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной  деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами  хозяйственной жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет  много общего с историческим и литературным краеведением.  Ежегодно учащиеся нашей школы защищают проекты по географии.  Тематика работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология  Краснодарского края», «Историко­географический обзор Кубани», «Опасные  животные Черного моря»,  «Влияние транспорта на окружающую среду и  здоровье человека на примере города Новороссийск», «Грязевые вулканы  Таманского полуострова» и др.  Конкретным проявлением связей между различными направлениями  краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый в  изучении природных и социально­экономических условий родного края, его  культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. Как любая система, географическое краеведение представляет собой  комплекс элементов, находящихся в определенных организационно­ методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов  географического краеведения – это его задачи и принципы организации,  содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения,  планирования и руководства. Географическое краеведение как система в учебно­воспитательной  работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования.  Основными задачами географического краеведения, направленными на  практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, 16 практикой, являются: во­первых, всестороннее изучение учащимися  природных и социально­экономических условий родного края и, во­ вторых,  использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного  материала и активизации учебно­воспитательной работы.  Составными частями географического краеведения являются учебная и  внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому  значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между  собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя  представить одно направление работы без другого.  Например, чем богаче  жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем  больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в  процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников  жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно­экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение.  Учебное краеведение является необходимым условием в активизации  учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как  обязательные предопределены учебными программами.  Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом  осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то  необходимость ее организации становится очевидной. Задача заключается в  том, чтобы активизировать внеурочную учебно­краеведческую работу как  промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.  В этих целях практикуются:  а) наблюдения учащихся за природно­экономическими явлениями и  процессами своей местности;  б) природоведческие и производственные экскурсии; 17 в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных  природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и  особенностей;  г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной  краеведческой литературы.  Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие  знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса,  используются на уроке при изучении соответствующей темы. Содержание  учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и  конкретными природно­экономическими условиями своей местности,  является основой при выборе организационных форм и методов ее  проведения. Основные формы учебной краеведческой работы – это урок,  природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти  формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу  практику. Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу  Анапа, посещают различные музеи города.  Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических  средств активизации учебного процесса предполагает использование таких  методов и приемов, которые в зависимости от целей и содержания учебного и  краеведческого материала являются основой в решении учено­познавательных задач. При этом наряду с объяснительно­ иллюстративными методами и  эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация  систематических наблюдений за природно ­ экономическими явлениями и  поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по  содержанию практических работ.  Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы  по географии. Это – кружки, экскурсии, олимпиады, викторины, 18 конференции, встречи с интересными людьми и др. Клуб (кружок),  объединяющий группу любознательных и заинтересованных в изучении  родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр  внеклассного краеведения. 19    Система школьного краеведения 20 Планирование краеведческой работы выработано определенной  системой и последовательностью. В этой системе планирования намечается  несколько этапов. Первый этап ­ перспективное планирование, которое  предусматривает развертывание краеведческой работы всего педагогического  коллектива на ближайшие годы. Второй этап включает составление годового  плана краеведческо ­туристской работы, исходя из перспективного и  общешкольного плана учебно­воспитательной работы, определяются цели и  задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия  по краеведческой работе, краеведческие задания для отдельных классов и  кружков. На третьем этапе разрабатываются планы краеведческих работ по  линии исторического, литературного, географического, природоведческого  краеведения.  В плане географического краеведения наряду с организационными  мероприятиями раскрываются конкретное содержание, формы и методы  краеведческой работы и связанной с ней общественно полезной деятельности  учащихся.  В настоящее время краеведение становится обязательным условием  выполнения требований учебных программ и практического осуществления  задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение  пронизывает все стороны учебно ­ воспитательной работы. Без краеведения  мы не можем по­настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с  жизнью. 21 Заключение Любовь к Родине – это любовь к дому, улице, району. Трепетное  отношение к месту рождения – в первую очередь, любовь к краю. Моя малая  родина­Кубань, чудесный, благодатный край опоясанный хребтами гор,  омывается Чёрным и Азовским морями. Благодаря золотым хлебным полям наш край называют житницей  России. Утопает Кубань в изобилии цветущих садов, виноградников. Не  любоваться этим просто невозможно! В работе были сформированы представления об исторических событиях родного края. Изучая историю Кубани, невозможно ни обратить  внимание на  то, как наши предки воинственно сражались в многочисленных войнах за  земли родного края. Благодаря силе и единству народного духа история края  имеет продолжение в наши дни. Были   изучены   обычаи   и   традиции   кубанских   казаков.  Произошли большие перемены в социальной и духовной жизни Кубани, но неизменными остались   любовь   и   бережное   отношение   к   народной   культуре   кубанского  В   школах   образовываются   казачьи   классы,   где   школьники казачества. углубленно изучают традиции и быт казаков. В казачьем классе воспитывают чувства   патриотизма,   чести,   взаимовыручки,   товарищества,   готовности служения Родине, а это основа казачьей сути, казачьего духа. На   Кубани существует   «Союз   казачьей   молодежи   Кубани»,   одна   из   лучших   форм подготовки   высококвалифицированных   специалистов   для   государственной службы и всех отраслей народного хозяйства. В   проекте   описана         система   географического   краеведения   МБОУ СОШ   8   г­к   Анапа.   Системный   подход   в   организации   географического краеведения,   проводимая   систематически   и   последовательно   с   учетом 22 конкретных природных и социально­ экономических условий родного края и познавательных   интересов   учащихся   работа,   является   эффективным педагогическим средством повышения образовательной, трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников. В качестве  конечного продукта проекта предложена схема «Система географического краеведения» и презентация «Люблю тебя, моя Кубань» Изучив природный потенциал края, становится ясно, что Кубань  заслуженно именуется житницей России. Плодородные и щедрые земли  Кубани кормят всю Россию. Благодатный край, опоясанный горными  хребтами и омываемый волнами Черного и Азовского морей. Природа  уникальна и невероятно красива, территория края утопает в цветущих садах и виноградниках. Благодаря природному потенциалу Кубани не так давно  состоялись XXII Олимпийские зимние игры, которые проводились в  городе Сочи. 23 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баклыков Леонид «История курорта Анапа» / Краснодар:  издательство «Советская Кубань», 2002 год. – 272 с.»: 2. Бардадым Виталий «Архитектура Екатеринодара» (книга  краеведческих очерков о старинных зданиях ­ бывших, а также ныне  украшающих краевой центр) / Краснодар: издательство «Советская Кубань»,  2002 год. – 256 с. 3. Бардиж Вианор «Дневник кубанского казака. Петроград, 1917 год.»  (с предисловием и комментариями Н.А.Корсаковой и С.Р. Илюхина) / Издано: ИП Сальников П.В., 2008 год. – 217 с. 4. Богоявленский Михаил «Каталог Краснодарского краевого  художественного музея имени А.В.Луначарского» / Краснодар:  Краснодарское книжное издательство, 1953 год. – 120 с. Бодяев Ю.М.  «Символы Краснодарского края»: пособие для общеобразовательной школы /  Краснодар: ОИЦП «Перспективы образования», 2006 год. – 36 с. 24 5. Ратушняк Валерий «История Кубани с древнейших времен до конца  XIX века» (Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных  учреждений и студентов средних специальных учебных заведений) /  Краснодар: Образовательный издательско­полиграфический центр  «Перспективы образования», 2000 год. – 232 с. 6. Трехбратов Б.А, Жадан В.А Екатеринодар­Краснодар 1793 ­ 2009:  историческая энциклопедия» / Краснодар: Издательство «Кубань­Книга»,  2009 год. – 688 с. 7. «Деятели искусств Кубани» (сборник) / Краснодар: издательство  «Традиция», 2006 год. – 97 с. 8. http://www.kkx.ru/about/ 9. http://kuban.retroportal.ru/litera.shtml

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»

«Формирование ценностных ориентаций у школьников средствами регионального компонента»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019