3. Система географического краеведения в школе
Оценка 4.7

3. Система географического краеведения в школе

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
география +1
Взрослым
07.01.2019
3.	Система географического краеведения в школе
В настоящее время краеведение становится обязательным условием выполнения требований учебных программ и практического осуществления задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение пронизывает все стороны учебно- воспитательной работы. Без краеведения мы не можем по-настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с жизнью.
3.краеведение.docx
Система географического краеведения в школе Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории образования и в практике учебно­воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. Системный   подход,   наряду   с   раскрытием   педагогической   эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Содержание,   организационные   формы   и   методы   школьного   краеведения определяются   целями   и   задачами   современного   воспитания,   требованиями   учебных программ,   особенностями   исторического   прошлого,   конкретными   природными   и социально­экономическими условиями родного края. Краеведение как система в учено­ воспитательной   работе   проводится   в   плане   географического,   исторического, литературного,   природоведческого   краеведения   и   в   других   направлениях.   Все   эти направления,   представляя   собой   части   целого,   являются   основными   структурными элементами   школьного   краеведения,   тесно   связаны   между   собой   как   по   своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения. Общим для географического и природоведческого краеведения является изучение природных   условий   родного   края.   Природоведческое   краеведение   основное   внимание уделяет   изучению   жизни   и   взаимосвязей   между   растительным   и   животным   миром, взаимоотношений   между   условиями   обитания   и   сообществами   организмов,   между условиями   природной   среды   и   культивируемыми   растениями.   Оно   дает   возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию   сельскохозяйственного   производства.   А   географическое   краеведение   при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы отдельной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного   покрова,   животного   мира),   установлению   взаимосвязей   между   ними   и хозяйственной   деятельностью   человека.     Объектами   географического   краеведения являются   также   вопросы   географии   населения   и   населенных   пунктов,   хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.  Ежегодно   учащиеся   нашей   школы   защищают   проекты   по   географии.   Тематика работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология Краснодарского края», «Историко­ географический обзор Кубани», «Опасные животные Черного моря»,  «Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека на примере города Новороссийск» и др. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой  работы является исторический подход, осуществляемый в изучении природных и социально­экономических   условий   родного   края,   его   культуры,   искусства,   литературы, устного народного творчества. Как   любая   система,   географическое   краеведение   представляет   собой   комплекс элементов,   находящихся   в   определенных   организационно­методических   взаимосвязях   и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения – это его задачи и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства. Географическое   краеведение   как   система   в   учебно­воспитательной   работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического   краеведения,   направленными   на   практическое   осуществление   связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, являются: во­первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально­экономических условий родного края и, во­ вторых,   использование   добытых   при   этом   краеведческих   знаний,   практических   умений учащихся   в   целях   более   глубокого   и   осмысленного   усвоения   учебного   материала   и активизации учебно­воспитательной работы. Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая   работа.   По   своему   существу,   педагогическому   значению   и   целевым установкам   оба   эти   направления   тесно   связаны   между   собой,   взаимообусловлены   и дополняют   друг   друга.   Практически   нельзя   представить   одно   направление   работы   без другого. Например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе   обучения.   А   в   целенаправленном   обогащении   школьников   жизненным   и познавательным  опытом  и  знаниями  о природно­экономических   условиях  родного  края значительную   роль   играет   внеклассное   краеведение.   Учебное   краеведение   является необходимым условием в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как обязательные предопределены учебными программами. Если   учесть   роль   внеклассной   краеведческой   работы   в   практическом   осуществлении краеведческого   подхода   в   преподавании   географии,   то   необходимость   ее   организации становится   очевидной.   Задача   заключается   в   том,   чтобы   активизировать   внеурочную учебно­краеведческую   работу   как   промежуточное   звено   учебного   и   внеклассного краеведения. В этих целях практикуются: а)   наблюдения   учащихся   за   природно­экономическими   явлениями   и   процессами   своей местности; б) природоведческие и производственные экскурсии; в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей; г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой литературы. Предварительно   собранный   материал   о   родном   крае   и   краеведческие   знания учащихся,   являясь   одним   из   средств   активизации   учебного   процесса,   используются   на уроке при изучении соответствующей темы. Содержание учебной краеведческой работы, определяемое   учебными   программами   и   конкретными   природно­экономическими условиями   своей   местности,   является   основой   при   выборе   организационных   форм   и методов   ее   проведения.   Основные   формы   учебной   краеведческой   работы   –   это   урок, природоведческие   и   производственные   экскурсии   и   внеурочные   занятия.   Эти   формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу практику. Система школьного краеведения Школьное краеведение Литературное Литературное л Историческое Географическое Природоведческое Цели и задачи воспитания Задачи Принципы Принципы обучения и воспитания Учебный предмет Содержание Планирование и руководство Наука Учебное (программное) Внеклассное (внепрограммное) Методы Формы Формы Методы Объяснительно- иллюстративный Частично- поисковый Урок Кружок (общество) Литературно- статистический Работа с краеведческой литературой Экскурсия Экскурсия Визуально- наблюдательный Исследовательский (рефераты, НПК. проекты) Картографическая работа Внеурочные занятия Массовые формы (праздники, конференции, олимпиады и др.) Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу Анапа, посещают различные музеи города.  Осуществление   краеведческого   подхода   как   одного   из   педагогических   средств активизации   учебного   процесса   предполагает   использование   таких   методов   и   приемов, которые   в   зависимости   от   целей   и   содержания   учебного   и   краеведческого   материала являются   основой   в   решении   учено­познавательных   задач.   При   этом   наряду   с объяснительно­   иллюстративными   методами   и   эвристической   беседой   большое познавательное   значение   имеет   организация   систематических   наблюдений   за   природно­ экономическими   явлениями   и   поисковой   деятельности   учащихся,   а   также   проведение различных по содержанию практических работ. Многообразны   формы   организации   внеклассной   краеведческой   работы   по географии.   Это   –   кружки,   экскурсии,   олимпиады,   викторины,   конференции,   встречи   с интересными   людьми   и   др.   Клуб   (кружок),   объединяющий   группу   любознательных   и заинтересованных   в   изучении   родного   края   учащихся,   по   своему   существу   и   цели   – организационный центр внеклассного краеведения.  Планирование   краеведческой   работы   выработано   определенной   системой   и последовательностью. В этой системе планирования намечается несколько этапов. Первый этап   ­   перспективное   планирование,   которое   предусматривает   развертывание краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы. Второй этап включает   составление   годового   плана   краеведческо­туристской   работы,   исходя   из перспективного   и   общешкольного   плана   учебно­воспитательной   работы,   определяются цели и задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия по краеведческой   работе,   краеведческие   задания   для   отдельных   классов   и   кружков.   На третьем   этапе   разрабатываются   планы   краеведческих   работ   по   линии   исторического, литературного, географического, природоведческого краеведения. В плане географического краеведения наряду с организационными мероприятиями раскрываются конкретное содержание, формы и методы краеведческой работы и связанной с ней общественно полезной деятельности учащихся. В   настоящее   время   краеведение   становится   обязательным   условием   выполнения требований   учебных   программ   и   практического   осуществления   задач,   стоящих   перед образовательным  учреждением.  Поэтому  краеведение   пронизывает  все  стороны  учебно­ воспитательной работы. Без краеведения мы не можем по­настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с жизнью. Итак,   важнейшим   условием   повышения   образовательно­воспитательной   роли географического краеведения является системный подход в его организации. Системный   подход   в   организации   географического   краеведения,   проводимая систематически   и   последовательно   с   учетом   конкретных   природных   и   социально­ экономических   условий   родного   края   и   познавательных   интересов   учащихся   работа, является эффективным педагогическим средством повышения образовательной, трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.

3. Система географического краеведения в школе

3.	Система географического краеведения в школе

3. Система географического краеведения в школе

3.	Система географического краеведения в школе

3. Система географического краеведения в школе

3.	Система географического краеведения в школе

3. Система географического краеведения в школе

3.	Система географического краеведения в школе

3. Система географического краеведения в школе

3.	Система географического краеведения в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2019