В настоящее время краеведение становится обязательным условием выполнения требований учебных программ и практического осуществления задач, стоящих перед образовательным учреждением. Поэтому краеведение пронизывает все стороны учебно- воспитательной работы. Без краеведения мы не можем по-настоящему осуществлять связь обучения и воспитания с жизнью.
3.краеведение.docx
Система географического
краеведения в школе
Роль краеведческой работы в системе воспитания, ее место в истории образования и
в практике учебновоспитательной работы современной школы позволяет рассматривать
школьное краеведение как систему.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности
школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами,
определить организационную структуру и методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения
определяются целями и задачами современного воспитания, требованиями учебных
программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и
социальноэкономическими условиями родного края. Краеведение как система в учено
воспитательной работе проводится в плане географического,
исторического,
литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти
направления, представляя собой части целого, являются основными структурными
элементами школьного краеведения, тесно связаны между собой как по своему
содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим для географического и природоведческого краеведения является изучение
природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание
уделяет изучению жизни и взаимосвязей между растительным и животным миром,
взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между
условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно дает возможность
учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и
технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при
изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов
природы отдельной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв,
растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и
хозяйственной деятельностью человека.
Объектами географического краеведения
являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной
деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной
жизни. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим
и литературным краеведением.
Ежегодно учащиеся нашей школы защищают проекты по географии. Тематика
работ: «Экологические проблемы Кубани», «Экология Краснодарского края», «Историко
географический обзор Кубани», «Опасные животные Черного моря», «Влияние транспорта
на окружающую среду и здоровье человека на примере города Новороссийск» и др.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой
работы является исторический подход, осуществляемый в изучении природных и
социальноэкономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы,
устного народного творчества. Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс
элементов, находящихся в определенных организационнометодических взаимосвязях и
взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения – это его задачи и
принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения,
планирования и руководства.
Географическое краеведение как система в учебновоспитательной работе
обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами
географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи
обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, являются: вопервых, всестороннее
изучение учащимися природных и социальноэкономических условий родного края и, во
вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений
учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и
активизации учебновоспитательной работы.
Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная
краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым
установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и
дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без
другого.
Например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания
учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в
процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и
познавательным опытом и знаниями о природноэкономических условиях родного края
значительную роль играет внеклассное краеведение. Учебное краеведение является
необходимым условием в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его
основные положения как обязательные предопределены учебными программами.
Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении
краеведческого подхода в преподавании географии, то необходимость ее организации
становится очевидной. Задача заключается в том, чтобы активизировать внеурочную
учебнокраеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного
краеведения.
В этих целях практикуются:
а) наблюдения учащихся за природноэкономическими явлениями и процессами своей
местности;
б) природоведческие и производственные экскурсии;
в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и
хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей;
г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой
литературы.
Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания
учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются на
уроке при изучении соответствующей темы. Содержание учебной краеведческой работы,
определяемое учебными программами и конкретными природноэкономическими
условиями своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения. Основные формы учебной краеведческой работы – это урок,
природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы
организации учебной краеведческой работы твердо вошли в нашу практику. Система школьного краеведения
Школьное краеведение
Литературное
Литературное
л
Историческое
Географическое
Природоведческое
Цели и задачи воспитания
Задачи
Принципы
Принципы обучения и
воспитания
Учебный предмет
Содержание
Планирование и руководство
Наука
Учебное
(программное)
Внеклассное
(внепрограммное)
Методы
Формы
Формы
Методы
Объяснительно- иллюстративный
Частично- поисковый
Урок
Кружок
(общество)
Литературно- статистический
Работа с краеведческой литературой
Экскурсия
Экскурсия
Визуально-
наблюдательный
Исследовательский (рефераты, НПК.
проекты)
Картографическая работа
Внеурочные
занятия
Массовые формы (праздники,
конференции,
олимпиады и др.) Школьники совершают обзорные экскурсии по родному городу Анапа, посещают
различные музеи города.
Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств
активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов,
которые в зависимости от целей и содержания учебного и краеведческого материала
являются основой в решении ученопознавательных задач. При этом наряду с
объяснительно иллюстративными методами и эвристической беседой большое
познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно
экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение
различных по содержанию практических работ.
Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы по
географии. Это – кружки, экскурсии, олимпиады, викторины, конференции, встречи с
интересными людьми и др. Клуб (кружок), объединяющий группу любознательных и
заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу и цели –
организационный центр внеклассного краеведения.
Планирование краеведческой работы выработано определенной системой и
последовательностью. В этой системе планирования намечается несколько этапов. Первый
этап перспективное планирование,
которое предусматривает развертывание
краеведческой работы всего педагогического коллектива на ближайшие годы. Второй этап
включает составление годового плана краеведческотуристской работы, исходя из
перспективного и общешкольного плана учебновоспитательной работы, определяются
цели и задачи педагогического коллектива, намечаются общешкольные мероприятия по
краеведческой работе, краеведческие задания для отдельных классов и кружков. На
третьем этапе разрабатываются планы краеведческих работ по линии исторического,
литературного, географического, природоведческого краеведения.
В плане географического краеведения наряду с организационными мероприятиями
раскрываются конкретное содержание, формы и методы краеведческой работы и связанной
с ней общественно полезной деятельности учащихся.
В настоящее время краеведение становится обязательным условием выполнения
требований учебных программ и практического осуществления задач, стоящих перед
образовательным учреждением. Поэтому краеведение пронизывает все стороны учебно
воспитательной работы. Без краеведения мы не можем понастоящему осуществлять связь
обучения и воспитания с жизнью.
Итак, важнейшим условием повышения образовательновоспитательной роли
географического краеведения является системный подход в его организации.
Системный подход в организации географического краеведения, проводимая
систематически и последовательно с учетом конкретных природных и социально
экономических условий родного края и познавательных интересов учащихся работа,
является эффективным педагогическим средством повышения образовательной, трудовой
подготовки и профессиональной ориентации школьников.
3. Система географического краеведения в школе
3. Система географического краеведения в школе
3. Система географического краеведения в школе
3. Система географического краеведения в школе
3. Система географического краеведения в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.