Формирование у детей подро¬сткового возраста нового уровня самосознания.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрывают¬ся качества его личности. Следовательно, проблема са¬мосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Фор¬мирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные ка-чества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности сво¬его поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осущест¬виться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возмож¬ным познание и оценка такой сложной деятельности, ка¬кой является нравственно-психологический облик челове-ка.
Иконка файла материала Формирование у детей подро.doc
Формирование у детей подросткового возраста нового уровня  самосознания. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки  подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в  которых раскрываются качества его личности. Следовательно, проблема са­ мосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Формирование самосознания подростка, как  показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он  постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов  деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как  особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые  качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный  процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня  жизненного опыта и психического развития, при котором становится возмож­ ным познание и оценка такой сложной деятельности, какой является  нравственно­психологический облик человека. Особенно большое значение  приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на чем  мы уже подробно останавливались выше, и появление качественно более  высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи  с изучением грамматических понятий 'подросток делает предметом своего  сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению к своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем  самым становится способным сделать предметом сознания ,и свою  собственную мысль. Для того чтобы бы выделить определенное качество и  определить к нему свое отношение, необходимо обозначить его словом и  ввести в систему нравственно­психологических понятий. 4.  Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.  Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо­ ционального благополучия, что является необходимым условием для  нормального формирования личности. Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных  именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем  притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те  компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами  аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом  возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные  переживания решающим образом влияют на формирование характера.  Исследования обнаруживают, что дети с аффективными 'переживаниями,  возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его  притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими аффективными  формами поведения.Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы,  агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их  взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и трудно­ переносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода  поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что  указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.  Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как  форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирова­ ния таких черт часто относится именно к подростковому возрасту. До сих пор мы касались вопросов формирования у детей 'подросткового  возраста отрицательных черт характера, возникающих на основе аффекта  неадекватности, связанного с неблагополучным соотношением между при­ тязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи,  которые стали предметом нашего исследования и рассмотрения лишь потому,  что на них легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное само­ чувствие подростка и на его развитие (кроме того, формирование  отрицательных черт 'поведения личности требуют безотлагательного  практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной  стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для  формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление  устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых  воплощаются 'притязания школьников, в отношении моральной сферы и  качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к  концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период  начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы  развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком  и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через  самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему  школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся  доминирующими.