Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрывают¬ся качества его личности. Следовательно, проблема са¬мосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Фор¬мирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные ка-чества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности сво¬его поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осущест¬виться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возмож¬ным познание и оценка такой сложной деятельности, ка¬кой является нравственно-психологический облик челове-ка.
Формирование у детей подросткового возраста нового уровня
самосознания.
Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки
подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в
которых раскрываются качества его личности. Следовательно, проблема са
мосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в
традиционной психологии. Формирование самосознания подростка, как
показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он
постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов
деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как
особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые
качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный
процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня
жизненного опыта и психического развития, при котором становится возмож
ным познание и оценка такой сложной деятельности, какой является
нравственнопсихологический облик человека. Особенно большое значение
приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на чем
мы уже подробно останавливались выше, и появление качественно более
высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи
с изучением грамматических понятий 'подросток делает предметом своего
сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению
к своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем
самым становится способным сделать предметом сознания ,и свою
собственную мысль. Для того чтобы бы выделить определенное качество и
определить к нему свое отношение, необходимо обозначить его словом и
ввести в систему нравственнопсихологических понятий.
4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.
Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо
ционального благополучия, что является необходимым условием для
нормального формирования личности.
Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно,
эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных
именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем
притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те
компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами
аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом
возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные
переживания решающим образом влияют на формирование характера.
Исследования обнаруживают, что дети с аффективными 'переживаниями,
возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его
притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими аффективными
формами поведения.Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы,
агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их
взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и трудно
переносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода
поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что
указанные аффективные формы
поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.
Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как
форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирова
ния таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.
До сих пор мы касались вопросов формирования у детей 'подросткового
возраста отрицательных черт характера, возникающих на основе аффекта
неадекватности, связанного с неблагополучным соотношением между при
тязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи,
которые стали предметом нашего исследования и рассмотрения лишь потому,
что на них легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное само
чувствие подростка и на его развитие (кроме того, формирование
отрицательных черт 'поведения личности требуют безотлагательного
практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического
противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной
стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для
формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление
устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых
воплощаются 'притязания школьников, в отношении моральной сферы и
качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к
концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период
начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы
развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком
и средой:
подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через
самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития
подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему
школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся
доминирующими.