Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики
Оценка 4.9

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
физика
Взрослым
25.02.2018
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики
Статья описывает материал по теме "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики" как выполненный долгосрочный проект учителя. Отчет содержит описание понятий, относящихся к теме, конкретизируются понятия "компетенция" и "учебно-познавательная компетенция", описываются методы и технологии, позволяющие формировать данную компетенцию. Автор в завершении предлагает ознакомиться с примерами различных уроков в рамках проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ выступление на РМО.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края Тема выступления Выполнила Михайлюк Елена Вячеславовна, учитель физики МБОУ СОШ с. Красное  Николаевского муниципального района  Хабаровского края 2015 год Введение Объект исследования:  ключевая учебно­познавательная компетенция в физическом образовании. Цель   исследования:  изучение   и   включение   в   образовательный   процесс   методов формирования   учебно­познавательной   компетенции   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности по физике. Задачи:  изучение   литературы   о   ключевых   образовательных   компетенциях, использование технологий и методов формирования учебно­познавательной компетенции в образовательном процессе с последующим анализом результатов. В   2007   г.   Мировой   экономический   форум   опубликовал   рейтинг   образовательных систем 125 стран мира («Аргументы и факты – Н.Новгород», № 31, 2007 со ссылкой на «Financial Times»). Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук (математики,   физики,   химии   и   информатики).   По   качеству   образования   в   области естественных   наук   первое   место   заняла   Финляндия,   далее   идут   Исландия,   Ирландия, Дания,   Швейцария,   Бельгия.   В   «десятке   сильнейших»   Сингапур,   Гонконг,   Тайвань   и Малайзия.  России ни в одном списке передовиков нет. [1]. Основной   причиной   отставания   нашей   системы   образования   является   неумение применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин. Современная педагогическая   наука   сформулировала   это   как   неумение   нашей   школы   формировать компетенции   у   школьников.   Деятельностная   направленность   образования, компетентностный   подход   в   повседневной   работе   школы   должны   сместить   акценты   с «заучивания» знаний на формирование умений, компетентностей.  Педагогической концепцией новых «Государственных стандартов второго поколения» в   России   является   системно­деятельностный   компетентностный   подход   в   обучении. Именно   он   в   итоге   должен   дать   основные   результаты   обучения   и   воспитания   в   виде сформированных общих и ключевых компетенций.  Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему,   типичную   для   российской   школы,   когда   ученики   могут   хорошо   овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей   использования   этих   знаний   для   решения   конкретных   жизненных   задач   или проблемных ситуаций. Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях, поэтому я выбрала тему самообразования и реферата «Формирование учебно­ познавательной компетенции на уроках физики».  Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от Ключевые компетенции них. Общим для всех определений компетенции является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.  Компетенция  – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,   способов   деятельности),   задаваемых   по   отношению   к   определённому   кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые   компетенции  –   умение   выполнять   целостное,   понятное,   грамотное действие,   решать   реальную   ситуацию,   задачу.   Если   они   конкретизируются   на   уровне образовательной области и учебного предмета на определённой ступени обучения, то это – предметные   компетенции.   Наиболее   ценные   –   общепредметные   компетенции,   которые относятся к целому кругу учебных предметов и образовательных областей. Как правило, формирование   общепредметных   компетенций   активно   осуществляется   через межпредметную интеграцию и деловые игры.  компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личное отношение человека к ней и предмету деятельности;  уровни ключевых компетентностей:  – уровень «потребителя» («грамотность», умение действовать по инструкции); – уровень «толмача» (переводчик, интерпретатор, посредник); – уровень «производителя» (автор, изобретатель, самостоятельный исследователь);  компетентностный   подход  –   подход,   акцентирующий   внимание   на   результате образования,   причём   в   качестве   результата   рассматривается   не   сумма   усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.  проблемная ситуация  – ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости сделать выбор, принимать решения. По   мнению   Г.   Селевко,    компетенция  –   готовность   субъекта   эффективно организовать   внутренние   и   внешние   ресурсы   для   постановки   и   достижения   цели.   Под внутренними   ресурсами   понимаются   знания,   умения,   навыки,   надпредметные   умения, компетентности  (способы  деятельности), психологические  особенности, ценности  и т.д. Компетентности  –  качества,   приобретенные  через  проживание   ситуаций,   рефлексию опыта. Учебно-познавательная компетенция Одной из ключевых является   учебно­познавательная компетенция – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы   логической,   методологической,   общеучебной   деятельности.   Сюда   входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно­ познавательных   проблем,   действий   в   нестандартных   ситуациях.   В   рамках   этой компетенции   определяются   требования   функциональной   грамотности:   умение   отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных и иных методов познания. [3] Какие   же   технологии,   познавательную компетенцию?   методы   и   методики   позволяют   формировать   учебно­ 1) Технология модульной системы обучения.  Образовательный   модуль   ­   определенный   объем   материала,   практически самостоятельный,   занимающий   ограниченное   время   (урок,   два   урока,   неделя, месяц). Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая   или   специальная),   входной   уровень,   планируемые   результаты   обучения (знания,   умения,   элементы   поведения),   содержание   (контекст,   методы   и   формы обучения,   процедуры   оценки).   Такая   система   предоставляет   учащимся самостоятельный   выбор   индивидуального   темпа   продвижения   по   программе   и регуляцию своих учебных достижений.  2) Технология проблемного обучения.  Сущность данной технологии заключается в том, что учитель, используя  различные методы, создает проблемную ситуацию, а затем вместе с учащимися находит пути ее решения,   тем самым учащиеся приобретают новые знания и овладевают новыми способами   умственного   действия.   Эта   технология     способствует   развитию творчества,   преодолению   пассивности   учащихся   на   уроке,   повышению   качества образования   по   предмету,   что   способствует   возникновению   мотивированного компонента учебно­познавательной компетентности учащихся на уроках физики. 3) Информационно­коммуникативные технологии.    представленной   учителем,   Творческое   применение   ИКТ   на   уроке   приводит   к   активизации   учебной деятельности. Вносятся изменения в организацию традиционного урока. На разных этапах урока используются активные методы и приемы обучения с использованием ИКТ:   разнообразные групповые и индивидуальные творческие задания, домашние задания творческого характера, выступление с опорой на презентацию, видеоролик; компетентностно­ориентированные   задания   (т.е.   задания   на   дополнение   или подтверждение   информации,   информацией, самостоятельно   полученной   из   других   источников;   на   прикладное   значение изученной   информации).     Компьютерные   технологии   представляют   мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании – эффективный инструмент развития творческих способностей ученика.  4) Технологии   педагогики   сотрудничества;   личностно   –   ориентированного развивающего  обучения  ­ систему обучения, при которой учитель не занимается натаскиванием учащихся до определенного уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, но   оказывает   помощь   в   их   развитии.   И   тогда   целью   обучения   признается   само развитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения. 5) Технология уровневой дифференциацией обучения  на основе обязательных результатов, которая дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. 6) Игровые   технологии.    Педагогическая   игра   –   вид   деятельности, характеризующийся   четко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей педагогическим результатом, учебно­познавательной направленностью.  Цели: Дидактические:  расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых   в   практической   деятельности;   развитие   общеучебных   умений   и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие:  воспитание   самостоятельности,   формирование   определенных подходов,   позиций,   нравственных,   эстетических   и   мировоззренческих   установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие:  развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений   сравнивать, сопоставлять,   творческих способностей,   эмпатии,   рефлексии,   умений   находить   оптимальные   решения, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие:  приобщение   к   нормам   и   ценностям   общества;   адаптация   к условиям   среды;   стрессовый     контроль,   саморегуляция;   обучение   общению, психотерапия.   находить   аналогии,   воображения,   фантазии, 7) Технологии эвристического обучения, ставящие целью конструирование учеником собственного   смысла,   целей   и   содержания   образования,   а   также   процесса   его организации, диагностики и осознания.   8) Технология   интенсификации обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей учебного   материала   (Шаталова)   ­   организация   сверхмногократного   повторения, инспекция   знаний,   система   оценки   знаний,   методика   решения   задач,   опорные конспекты. 9) Метод   проектов  –   это   достижения   дидактической   цели   через   детальную разработку   обозначенной   проблемы,   которая   должна   завершиться   реальным, практическим   результатом,   оформленным   тем   или   иным   образом.   Типология проектов   различная:   исследовательский,   творческий,   ролево­игровой,   практико­ ориентированный, меня, больше интересуют проекты исследовательские, проекты полностью   подчинены   логике   пусть   небольшого,   но   исследования   и   имеют структуру,   приближенную   или   полностью   совпадающую   с   подлинным   научным исследованием.   Творческие   проекты  предполагают  соответствующее  оформление результатов. [5]. 10) Методика   формирования   учебно­познавательной   компетенции   при   решении задач. В  основе  данной  методики   лежит  технология     интенсификации  обучения (В.Е. Шаталова). 11) Методика   выполнения   лабораторных,   экспериментальных   и   практических работ. На уроках и во внеурочной деятельности требуется довести до сознания учеников то,   что   изучаемый   ими   предмет   не   может   быть   оторван   от   окружающей   их действительности.  Каждый наш шаг, каждое действие живой и неживой природы, работу   приборов,   механизмов   не   только   можно,   а   нужно   уметь   объяснять   с помощью   физических   законов.     Поэтому   в   процессе   физического   образования большое внимание следует уделять созданию системы практических и лабораторных работ.   Выполняя   различные   по   типу   практические   работы,   учащиеся самостоятельно   постигают   азы   или   глубины   определенной   темы,   прокладывая невидимые нити, соединяющие теорию с практикой, получая практический опыт в работе   с   приборами,   инструментами.     Фронтальные   лабораторные   практикумы включают   работы   обучающего   характера   (выработка   практического   действия)   и творческого (экспериментальные задачи). Методика формирования учебно-познавательной компетенции на уроках физики Предлагаю несколько примеров формирования учебно­познавательной компетенции. 1. Рассмотрим   методику   решения   задач.   В   течение   пяти   лет   сформирован   алгоритм обучения решению задач, первоначально построенный для темы «Кинематика». Позднее этот   метод   был   включен   в   процесс   освоения   темы   «Динамика»   (9   класс),   темы «Постоянный электрический ток» (8 класс), используется при повторении и углублении знаний по теме «Кинематика» в 10­м классе, тема «Закон Архимеда» (7 класс). Он заключается  в   следующем.   Весь   процесс   выполняется   по  уровням.   В  течение   всего процесса (он длится несколько уроков) обучающиеся заполняют отчетную таблицу по решенным задачам (требуется решить из каждого уровня любые 3 задачи).  a. 1   уровень   –   обучение   решению   задач   по   простому   алгоритму,   по   которому следует   определить   данные   по   условию,   определить   требующуюся   формулу, выполнить подстановку данных и получить результат; b. 2 уровень – обучающиеся самостоятельно осваивают способы решения задач со скрытыми,  недостаточными или избыточными данными; c. З уровень – решение задач с привлечением данных из других разделов физики. d. Сильные  ученики самостоятельно составляют задачи с материалом, выбранным из жизненных ситуаций, что позволяет им повысить свой общий результат. e. подведение итогов, оценка и анализ результатов. Большинство   учеников   самостоятельно   оценивают   свои   результаты,   часть обучающихся старается изменить свои результаты в лучшую сторону (как правило, это способные ученики). После решения задач сильные ученики стараются самостоятельно составить   задачи. Привожу первоначальные примеры таких задач (в последствии некоторые данные, поискав их на картах, мы изменили). Разумеется, задачи, в общем виде достаточно просты, но их ценность в том, что их составили школьники.  (см. приложение I) Далее привожу бланк отчета по решению задач. В нем указаны критерии начисления баллов и критерии оценок. Разработан именно для этого цикла уроков рейтинговый способ оценки, который затем переводится в обычную оценочную систему (см. приложение VI). На   обратной   стороне   листа   ученики   записывают   номера   задач   и   номера   пунктов, которые оказались ошибочными или вообще нерешенными. Мониторинг   работы   с   задачами   в   форме   отчетного   листа   позволяет   оценивать результативность   цикла   уроков:   повышение   уровня   знаний   и   умений,   мотивации. Большинство   обучающихся   становятся   более   свободными   в   выборе   заданий,   более активными, учатся самостоятельно оценивать свои результаты, корректировать их. Таблица   мониторинга   по   работе   с   одним   классом   в   течение   трех   лет   обучения (результаты   даны   по   темам   «Сила   Архимеда»,   «Постоянный   электрический   ток», «Кинематика»). Анализируя диаграмму,  делаем вывод: даже при увеличении количества обучающихся в   классе   растет   количество   школьников,   перешагнувших   на   второй   уровень,   т.е.   со средними результатами. Количество сильных учеников тоже повысилось, что говорит о результативности метода. 2. Для формирования учебно­познавательной компетенции у обучающихся я использую элементы   технологии   модульной   системы   обучения,   особенно   в   старших   классах, применяя принцип сотрудничества и сотворчества: на уроке я стараюсь быть не «над учеником», а «рядом с ним». В соответствии с этим общая схема организации процесса усвоения новых знаний и навыков с использованием элементов модульной технологии имеет следующий вид:  постановка учебной задачи (учитель и ученики); базовый   теоретический   материал  (ученики   изучают   самостоятельно,   при необходимости обращаются к консультанту);    деятельность учащихся по расширению представлений о новых явлениях, понятиях,       законах (учитель в роли консультанта);  обобщение   понятий,   алгоритмов   действия  (ученики   обобщают,   консультант   по необходимости корректирует); практикум по решению задач  работа над ошибками практикум по решению задач  анализ работы учащимися, внесение корректив; контроль знаний. В модульном обучении используется предложенный ранее метод решения задач. Здесь так же отслеживается уровень формирования учебно­предметной компетенции. Такой мониторинг осуществляется не только по учебным годам, но и в пределах одного отдельно взятого раздела физики. Все   это   способствует   возникновению   мотивированного   компонента   учебно­ познавательной   компетенции   учащихся   на   уроках   физики.   Взяв   в   основу   календарно­ тематическое   планирование,   ставим   минимальные   сроки   усвоения,   норму,   которая соответствует количеству уроков, отведенных на данный раздел, и время сверх нормы. В качестве примера предлагается таблица( см. презентацию). По такой достаточно простой таблице мониторинга делаю вывод о качестве работы. 1   уровень   освоили   7   обучающихся   (100   %),   2   уровень   –   6   (85,7%),   3   уровень   – качественно – 1 (14,3%), с допустимыми ошибками – 2 (28,6%). Качество знаний в данном случае 85,7%, т.е. переводя табличные данные в оценки в журнале, получаем 1 оценку «отлично» и 5 оценок «хорошо». Кроме того, такая таблица позволяет сравнивать «прошлые» результаты обучающегося с   «настоящими»,   видеть   рост   ученика   и   процесс   формирования   учебно­познавательной компетенции. Отслеживание   качества   знаний   в   общем   мало   дает   объективной   информации, насколько   действительно   у   обучающихся   сформирована   учебно­познавательная компетентность.  Поэтому я произвожу мониторинг в различных формах по каждой теме, учитывая успехи каждого ученика. 3. На   протяжении   10   лет   работы   я   систематически     применяю   на   своих   уроках элементы   проблемного   обучения.     Например:   лабораторная   работа   №1,   8  класс,   автор программы и учебника А.А. Фадеева (см. приложение VII).  В тексте учебника указан весь алгоритм выполнения работы. Поступаю иначе. Определяем изучаемую тему, она же тема лабораторной   работы.   Отсюда   ставим   цель   (обучающиеся   определяют   ее   сами),   как правило, это «Исследовать равноускоренное движение». Отсюда школьники определяют, какие   характеристики   они   могут   определить   как   прямым,   так   и   косвенным   путем. Некоторые величины исключаются из перечня по причине невозможности нахождения в данных   условиях.   Таким   образом,   ребята   самостоятельно   определяют   ход   работы. Подытоживая   вычисления,   обучающиеся   часто   сравнивают   свои   и   чужие   результаты, высказывая предположения, почему результаты отличаются друг от друга.  Анализируя весь процесс, приходим к выводу, что на таком уроке много удается узнать, многому научиться – узнать, как можно исследовать движение, научиться анализировать условия, прогнозировать и сравнивать результаты работы, делать выводы. Как учитель, делаю вывод, что кроме учебно­познавательной компетенции формируются так же информационная и коммуникативная компетенция. 4. Готовясь к каждому уроку, я всегда продумываю его практическую направленность, значимость. При  подборе заданий  на закрепление  больший  акцент  делаю  на вопросы  и задачи практического, технического, жизненного содержания, чтобы учащиеся могли себе и окружающим задать вопросы «почему?», «зачем?», «в чем причина?», ответив на эти вопросы,   получили   новые   знания   и   могли   их   применить   в   конкретных   жизненных ситуациях.   Данную   работу   я   провожу   не   только   на   уроках,   но   и   во   внеурочной деятельности,  а так же включаю  вопросы  достижений  современной  науки в материалы классных   часов.   Например,   при   изучении   темы   в   8­м   классе   «Сообщающиеся   сосуды. Водопровод» дети активно развивают дискуссию, почему в нашем селе ежегодно возникают проблемы с отоплением жилых домов, задают вопросы и сами же стараются дать ответы. Учитель же в итоге играет роль только в качестве третьей стороны, которой можно задать вопрос, но верить или не верить ответу – решают сами, самостоятельно делая выводы. Еще пример: тема «Высота и громкость звука». Ребята чисто академические вопросы о связи высоты и громкости переводят на вопрос восприятия звука вообще. К следующему уроку некоторые ученики приносят информацию о звуковом давлении, о медицинских аспектах восприятия, переводя смысл темы на вопрос о здоровом образе жизни. 5. На   уроках   использую   информационные   средства   обучения,   чему   способствует наличие компьютера и мультимедийной  установки в кабинете физики. Они используются мною как способ диагностирования знаний, средства обучения, источник информации при подготовке   к   уроку   как   учителя,   так   и   учеников.   Пример:   тема   урока   «Движение   по окружности» строится в основном, на тех материалах, которые подготовили ученики к уроку.   Тех   учащихся,   кого   интересует   технология   подготовки   презентации,   готовлю отдельно, формируя умения находить нужный пласт информации в различных источниках –   учебник,   научно­популярная   литература,   статьи   в   печатных   СМИ   и   в   интернете, анализировать, выбирать нужный объем материала и оформлять. К наиболее эффективным формам представления материала учащимися следует отнести мультимедийные презентации и видеоролики (см. электронное приложение). Кроме того, школьники   используют   и   различного   рода   электронные   библиотеки,   а   также   элементы федеральных ЦОРов. 6. Фронтальные лабораторные практикумы включают работы обучающего характера (выработка практического действия) и творческого (экспериментальные задачи). Первый вид   работ   я   использую   при   объяснении   нового   материала,   как   составной   элемент проблемного метода. Второй вид работ ­ для расширения и углубления знаний, учащихся. Например,   в   7­м   классе   формируя   умения   работать   с   лабораторным   оборудованием, первый урок подобного типа показываю шаблон оформления, начиная с 3 – 4 занятия дети уже   самостоятельно   определяют   цель,   оборудование,   которое   потребуется   им   для выполнения   задачи,   путь   исследования,   выдвигают   гипотезы   об   ожидаемом   результате, делают выводы.  7. Мировая   педагогическая   практика   показывает,   что   одним   из   образовательных методов,   поддерживающих   компетентностный   подход   в   образовании,   является   метод проектов.   Усваивая   правила   подготовки   и   выступления,   школьники   готовят   логически завершенный проект, успешно защищая его как на уроке, так и во внеурочной деятельности (на классном часе в своем и других классах). Например, исследовательский  проект, названный самими  ребятами «Звук». Вначале ученики   определили,   какие   именно   вопросы   они   хотят   осветить   в   теории   (что   собой представляет ухо как орган слуха человека, как возникает звук, от чего зависят громкость и высота тона и т.д.)   затем выбрали практические примеры в качестве доказательства. Решая, каким образом можно их показать, сначала предлагали фотографии, но, учитывая, что в наличии имеется видеокамера, решили показать доказательства в динамике. Большой интерес вызвал вопрос о восприятии различных звуков разными категориями людей   ­ в зависимости   от   возраста.   Проведено   микроисследование,   получен   ответ.   В   результате представлена   интерактивная   презентация   с   демонстрацией   видеоряда.   (см.   электронное приложение) Ученики других классов, которых познакомили с данной работой, выразили желание так же участвовать в проектах. Мини­проект, мини­исследование: работа на уроке. В программе 7­го класса изучается тема «Сила трения». Работу выполняем так: после объявления темы, постановки цели, класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточку с вопросом: 1. Зависит ли сила трения от качества поверхностей? 2. Зависит ли сила трения от веса тела? 3. Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей? Поле доски разделено на три столбика по числу групп. На рабочем столе представлено оборудование (в том числе и избыточное): динамометры, деревянные бруски, весы, стаканы с водой. Представители каждой группы забирают то оборудование, которое, они считают, им необходимо. В группе в течение 1 мин проходит обсуждение – как решить проблему. Затем   начинается   непосредственная   работа   с   записями   результатов   в   тетради.   По истечении 5 – 7 мин подводятся итоги и делаются выводы. Затем один ученик из каждой группы,   которого   выбрали   для   доказательства,   выходит   к   доске   и   записывает   свои результаты   с   выводом.   Далее   весь   класс   записывает   в   тетрадь   общий   вывод.   Два­три ученика   еще   раз   повторяют   вывод.   Таким   образом,   в   результате   получаем   несколько сформированных компетенций – выдвижение гипотезы, умение ставить цель, определение комплекса   оборудования   и   работа   с   ним,   доказательство   гипотезы.   Кроме   того, формируется коммуникативная компетенция. Избыточное оборудование на самом деле оказалось не избыточным: та группа, которая проверяла   зависимость   силы   трения   от   качества   поверхностей,   использовала   воду   для проверки   гипотезы   о   жидкой   смазке.   Результат   мини­исследования   оказался   выше предполагаемого. Таким образом, наблюдается повышение мотивации к обучению и интереса к предмету. Заключение Постановка   и   реализация   цели   формирования   ключевых   компетенций   на   уроках физики позволяет максимально достичь поставленных задач: предметно­образовательных, воспитательных, развивающих. В результате обучающиеся:  наиболее полно получают представление о физике как науке;  знакомятся с жизнью и деятельностью ученых, оставивших свое имя в науке;  учатся   использовать   любые   источники   для   получения   информации,   выделять   в   них главное, анализировать, делать выводы и делиться ими с другими людьми;  выдвигают гипотезы, проверять их, обосновывая, доказывая верность или, наоборот, неправильность предположения;  приобретают умение ставить перед собой цель и определять способ достижения этой цели.  приобретают навыки использования лабораторных приборов;   знакомятся с принципом работы обычных бытовых приборов. У школьников повышается мотивация к изучению предмета на более глубоком уровне. Происходит  изменение   качественного   наполнения   урока,   что   способствует   не   только усвоению знаний по определенным темам и разделам физики, но и овладению  умениями применять знания для  объяснения  явлений  и  процессов,  свойств   физических  объектов; развитию  познавательных интересов в области знаний об окружающем мире;  воспитанию отношения   к   физике   не   только   как   к   школьному   предмету,   но   и   как   элементу общечеловеческой   культуры,   формированию   компетенций:   учебно­познавательной, коммуникативной, информационной. Приложение I Примеры задач по теме «Кинематика», 8 класс: 1) № 1. Определите среднюю скорость тела, если за 10 мин оно перемещается на 2,4 м. №  2.  Туристы   прошли   по   маршруту   в   северном   направлении   16,5   км,   следующий переход – в западном направлении, 22 км. Определите путь до исходной точки. №   3.  Самолет до приземления сбрасывает скорость с 828 км/ч до 684 км/ч за 8 с. Определите ускорение самолета.  №   4. Самолет до приземления сбрасывает скорость с 828 км/ч до 684 км/ч за 8 с. Определите расстояние, на котором самолет сбрасывал скорость. № 5. Пловец переплыл бассейн по прямой водной дорожке длиной 50 м дважды (туда и обратно).   Определить   координаты   тела   в   начальной,   средней   и   конечной   точках траектории, а также путь, пройденный телом, и его перемещение. №   6.  Определить перемещение автобуса сбросившего скорость на сложном участке дороги с 72 до 54 км/ч за 2 с. 2) №    1.        Торможение   автомобиля   началось   при   скорости   72   км/ч.   Через   10   с   он остановился. Определить ускорение автомобиля. №   2. Торможение автомобиля началось при скорости 72 км/ч. Через 10с он остановился.    Определить путь, пройденный автомобилем при торможении.  №  3. Мальчик скатился с горы длиной 36 м без начальной скорости за 6с. Определить ускорение мальчика и его конечную скорость. №  4. Во время лабораторной работы ученик определил, что при перемещении шарик скатывается без начальной скорости за 0,4 с. Определите ускорение и скорость шарика в конечной точке при движении по наклонному желобу длиной 80 см. №   5.  Автомобиль трогается с места и за 5 с набирает скорость 72км/ч. Определите длину траектории разгона. №   6.  Автомобиль, имея скорость 90 км/ч, пытается тормозить за 5 с до светофора. Сумеет ли он это сделать, если расстояние до светофора 50 м? 3) №   1.  Шарик, имея массу 0,5 кг,   свободно падает с крыши дома в течение 1,5 с. Определите высоту дома. № 2.  Кусок льда массой 180 г опустили в воду. На какую глубину помещен кусок льда, если он выскочил из воды через 0,96 с? №  3.  Вычислите путь, который вы проходите за 1 сутки вместе с точкой на планете Земля, на которой живете. (Эта задача повышенного уровня).  4) № 1. Школьный автобус трогается от остановки «Самоцветы» и набирает скорость 36 км/ч за 10 с. Определить ускорение автобуса и разгонное расстояние автобуса. (При составлении   этой   задачи   двое   школьников   сидели   в   автобусе,   один   следил   за показаниями спидометра, другой определял время с помощью секундомера). №  2.  Поворот дороги, который проезжает автобус, имеет радиус 50 м. скорость на повороте не превышает 36 км/ч. С каким ускорением автобус проходит поворот? (В этой задаче радиус поворота был определен приблизительно. Но уже это действие помогает человеку тренировать глазомер) №  3.  Расстояние,   которое   проходит   машина   от   Константиновки   до   Хабаровска составляет 1050 км. Одни машины проходят этот путь за 18 часов, другие делают остановки   для   отдыха,   и   тратят   22   часа.   Определите   средние   скорости   машин   и сравните их. (Данные на совести составителей) № 4.  Школьный автобус едет от остановки «Гарнизон» примерно 4 мин со скоростью 30 км/ч. Каков путь до школы? №  5.  Катер   с   пляжа   на   лесозаводе   тратит   на   путь   до   противоположного   берега примерно 40 минут. Ширина реки Амур в этом месте составляет 13 км. Определите скорость   катера.   Переведите   в   узлы.  (Эта   задача,   пожалуй,   самая   интересная, потому что ее решение выходит за рамки школьной программы). Приложение II 9 класс, план-конспект урока Тема: Получение переменного тока (применение явления ЭМИ) Цели урока:  Обеспечить усвоение знаний по теме «Получения переменного электрического тока»  изучить понятие переменного тока;  изучить способ получения переменного тока;  изучить принцип получения переменного тока с Задачи: 1) образован ия: 2) развития: 3) воспитани помощью индукционного генератора;  первичное закрепление нового материала. рефлексия  развивать аналитические умения;  активизировать интерес к процессу познания и к предмету, в частности; я:  стимулирование познавательной активности через использование элементов ИКТ. - катушка дроссельная, постоянный магнит, гальванометр, соединительные провода; Тип урока: изучение нового материала Форма урока: комбинированная Методы: частично-поисковый Оборудование: 1) демонстрационное лабораторное 2) ИКТ: компьютер, медиапроектор, динамики. Средства: презентация; анимация из «Библиотеки электронных наглядных пособий»; карточки-тесты, карточки с вопросами; диалог; эксперимент; Структура урока: 1. Оргмомент Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы с вами путем поиска, делая открытия, изучим принцип получения переменного тока не в масштабах класса или лаборатории, а в промышленных масштабах индукционного электромеханического генератора. (слайд № 1 – тема урока) Давайте вместе выделим главное, что мы можем узнать: помощью 2 мин с  понятие переменного тока;  что это такое – электромеханический индукционный генератор?  принцип получения переменного электрического тока;  применение переменного тока. (открывается слайд № 2- задачи для учащихся) 2. Актуализация темы. 5 – 7 мин Это в теории. А кто бы мог Учитель: на предыдущих уроках, изучая свойства магнитного поля, мы с вами узнали и изучили открытия, сделанные в первой половине XIX века. Не могли бы вы напомнить, с чьими именами связаны эти открытия? (Ханса Христиана Эрстеда и Майкла Фарадея). Хорошо. (открывается слайд №3 - портреты) В чем же заключались эти открытия? (Ханс Эрстед обнаружил, что магнитная стрелка реагирует на проводник, по которому течет ток, т.е. электрический ток действует на магнитное поле). (А Фарадей через несколько лет после открытия Эрстеда опубликовал результаты своих опытов, в которых под действием изменяющегося магнитного поля возникал электрический ток). Учитель: продемонстрировать опыты Фарадея? Кто желает? (на столе в относительном беспорядке нужные и ненужные приборы. Требуется выбрать необходимое и продемонстрировать опыт) Ученик1: собирает простую цепь из дроссельной катушки и демонстрационного гальванометра. Показывает, что при опускании на катушку магнита стрелка гальванометра отклоняется в одну сторону, а при подъеме – в другую. Комментирует свой опыт: катушка (проводник) находится в покое, магнит перемещается относительно катушки, возникает переменный ток. (Переменный ток потому, что стрелка колеблется, показывая изменение направления движения зарядов в катушке) Учитель: Спасибо. Может быть, существует другой способ получения переменного тока? Ученик 2: Есть. Идет к столу, показывает: магнит лежит на столе, перемещается вверх-вниз катушка. Стрелка гальванометра отклоняется так же, как и в предыдущем опыте. Ученик комментирует свой опыт: постоянный магнит находится в покое, проводник (катушка) движется относительно магнита. Возникает переменный электрический ток. Учитель. Подведем итоги: (открывается слайд № 4 построчно) 2 мин  Что происходит с катушкой? (катушку пронизывает магнитный поток)  В каком случае возникает переменный ток? (когда катушку пронизывает изменяющийся магнитный поток) способа изменения магнитного потока? (Нет)  А зависит ли появление переменного тока от Учитель. Ребята, скажите, что человечество получило от этих открытий?  переменный ток;  энергию:  много энергии;  да ничего особенного… 3. Объяснение Учитель: Чтобы можно было ответить, что же дало человечеству открытие Майкла Фарадея, посмотрим анимацию. Но не просто будем смотреть, а будем работать. Предлагаю вам с помощью анимации решить небольшую задачу – ответить на мои вопросы. Пожалуйста, прочтите их. А теперь смотрим. Показывает анимацию из «Библиотеки электронных наглядных пособий» Учитель.  Какие вы встретили затруднения? (если требуется, повторяет «трудные» кадры);  Давайте теперь ответим на вопросы. (ученики отвечают) Ребята, предлагаю вам необычное дополнительное домашнее задание (тем, кому интересно и кто желает): поискать в учебной литературе, подумать самим, а, может, просто спросить у старших: почему бытовая техника производства США в наших условиях быстро выходит из строя?  А теперь я предлагаю вам озвучить текст анимации. (1-2 ученика озвучивают текст) 4. Закрепление. Учитель: Спасибо.  Как вы думаете, чего бы мы лишились, если бы не было открытия электромагнитной индукции? (переменного тока в квартире, не было бы телевизоров, видео,..)  Теперь, когда вы уже много узнали, думаю, что сможете справиться с коротким тестом из 5 2 мин 2 мин 7 - 8 мин 7 – 10 мин заданий. Ребята, карточки теста уже лежат у вас на столе. Выполнение теста. Цифровая проверка (код на слайде № 5). (Выставление оценок). Коррекция Учитель: давайте вернемся к цели, которая стояла перед нами в начале урока (слайд № 6): 5. Подведение итогов. 5 мин  понятие переменного тока и индукционного генератора;  способ получения переменного тока;  применение переменного тока. Учитель:  сумели ли мы ответить на все вопросы?  какой вопрос вызвал у вас интерес?  скажите, пожалуйста, какая задача вызвала затруднения? 6. Домашнее задание: Учитель. Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание (слайд № 7). a. (для всех) прочитать §50, b. выполнить Δ40 кто желает (инструктаж):  40.1 – задача, с которой вы вполне можете справиться, на определение периода колебаний по известной частоте;  40.2 – задача чуточку труднее – требуется проанализировать график изменения силы тока. Будьте внимательны относительно единиц измерения силы тока.  И нестандартный вопрос любознательным: почему бытовая техника производства США в наших условиях быстро выходит из строя? 2 мин Приложение III Тема урока: Свойства звука  Предмет – физика  Тема урока: «Свойства звуковых волн»  Раздел «Механические колебания и волны»  Класс 9  Урок в 9-м классе, тема «Характеристики звуковых волн» соответствует программе основного среднего образования, разработанной А.В. Перышкиным и Е.М. Гутник, и обязательному минимуму содержания основного среднего образования по физике. Содержание урока способствует:  усвоению знаний о свойствах звука  овладению умениями применять знания для объяснения свойств  развитию познавательных интересов в области знаний об звуковых волн; окружающем мире;  воспитанию отношения к физике не только как к школьному предмету, но и как элементу общечеловеческой культуры. учебно-познавательной,  (формированию компетенций: коммуникативной, информационной).  Использование в ходе урока презентации и видеофрагмента из «Библиотеки электронных изданий» по данной теме при проверке усвоенных знаний, решении проблемы нового материала позволяет разнообразить этапы урока, сделать его насыщенным, ярким, эмоциональным и запоминающимся. Цели урока: 1.образователь ные - формирова ние знаний о свойствах звука Задачи урока: - повторение знаний о механической волне и ее частном случае – волне звуковой виды, характеристики); - изучение свойств звуковой волны; - изучение особенностей восприятия звука; (определение, 2.развивающи 3.воспитательн е ые - развитие аналитических умений; - стимулирование интереса к предмету и данной теме. Тир урока: изучение нового материала Форма урока: комбинированная Метод урока: эвристический (ЧП) Структура урока: 1. Оргмомент. 2. Повторение знаний о свойствах механических волн: физический диктант; взаимопроверка; выставление оценок. Есть вариант проверки с помощью интерактивной доски (на экране несколько определений с пропусками: Вразброс на экране записаны недостающие слова и словосочетания, желательно, их больше, чем пропущено. Ученики должны восстановить определения. Второй способ проще по подготовке – на экране записаны только незавершенные определения. Ученики должны вписать недостающие понятия. села администрации» ощущается общий дискомфорт? 3. Объявление темы урока. Актуализация: «чтение письма жителей 5.Проблема: почему после дискотеки могут болеть уши, голова, 6.Определение задачи урока: 7.Решение проблемы – мозговой штурм (запись на доске пары слов «свойство звука – числовая характеристика», например: громкость – частота, высота тона – частота, и т.д.) 8.Определение правильного ответа с помощью демонстрационного эксперимента по определению связи частоты и амплитуды звуковой волны с высотой тона и громкостью. Выводы. 9.Подведение итогов: ответ на письмо. 10. Закрепление (решение индивидуальных тестов). 11. Домашнее задание: инструктаж, §35, §36  Написать ответное письмо односельчанам. Учащиеся Учитель 1. Оргмомент (на экране открыта первая страница презентации с темой урока) Для Здравствуйте. нам сегодняшнего необходимо повторить теоретические знания в виде физического диктанта. Садитесь. урока Выполняют задание – записывают на листочках только пропущенные понятия или величины. Открываю слайды презентации с диктантом и четко прочитываю каждое предложение. 1. Физический диктант Взаимопроверка Учащиеся меняются листками и проверяют друга, подсчитывая количество верных ответов. друг Следующие слайды позволяют проверять диктант. Ребята, поменяйтесь работами, проверяем диктант. Подсчитайте количество верных ответов. Выставление оценок Выставляют оценки в дневники. Критерии оценивания перед вами (Открываю слайд с критериями оценок). Росписи поставлю в конце урока. (лазерный луч требуется прикрыть крышкой следующего применения) до 2. Объявление темы урока и актуализация знаний Тема урока сегодня называется «Свойства звука» (одновременно открывается слайд с темой). Совсем в Красносельскую администрацию пришло письмо от жителей села, живущих по соседству с клубом. Сейчас я зачитаю вам это письмо (чтение письма). 3. Постановка проблемы недавно Скажите, какую проблему вы увидели в письме? дискотеки?  Почему чувствуется? недомогание Высказывают варианты проблем:  Почему голова болит после  Что такого особенного в дискотеке, что после нее люди чувствуют себя плохо? что ничего такого Кажется, особенного в дискотеке нет, а другие люди говорят, что громкий звук сильно мешает. Значит,  Изучить особенности звука, которые не зависят от того, как мы его слышим.  Изучить особенности звука, которые зависят от нашей чувствительности. 4. Определение задач урока Определимся тогда с задачами на урок:  Изучить особенности звука, которые зависят от того, как мы его слышим. письмо  Ответить на односельчан. 1. Звук – это механическая волна. 2. Любую волну можно описать с помощью, периода, частоты колебаний, амплитуды, скорости распространения. 3. Звук может быть громким или тихим. Звук может быть высоким (можно указать пример: например голос …) или низким (как голос …). 5. Мозговой штурм 1. Напомните, что представляет собой звук? 2. Какими характеристиками описывается любая волна? 3. Какими свойствами обладает звук, по-вашему? (т.е. звук обладает громкостью и высотой тона) Теперь в течение (2) минут подумайте, какие можно записать пары слов или словосочетаний типа «свойство звука – физическая характеристика» Сколько идей! Как определить, какие из них верны, а какие нет? помощью Предлагаю эксперимента найти верный ответ на вопросы: От чего зависит громкость звука? От чего зависит высота тона? с Один учащийся из каждой пары выходит и записывает на доске. Например: громкость – количество колебаний громкость – длина волны громкость – амплитуда высота тона – период колебаний высота тона – количество колебаний высота тона - частота колебаний 6. Наблюдение и оценка эксперимента (в На фоне изображения видеофрагменте) вопросы: От чего зависит громкость звука? От чего зависит высота тона? 7. Выводы связана с Громкость звука амплитудой колебаний, чем больше амплитуда колебаний, тем больше громкость звука. Высота тона зависит от частоты колебаний: чем больше частота, тем выше звук. каких От физических характеристик зависят громкость звука и высота тона? Как зависят? Ребята предлагают варианты ответа. Теперь попробуем ответить на письмо односельчанам, как будто они обращаются к нам. Ученики выполняют небольшой тест. После выполнения учитель открывает слайд с критериями оценок. Ребята сами себя оценивают и делают выводы. 8. Закрепление (Перед уроком вкладываю в учебник индивидуальные тестовые работы) Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам самим оценить полученные на уроке знания. Для этого предлагаю ответить на тестовые вопросы. … (После выставления самооценок обсуждаем вопросы, которые могли остаться неясными, и ставим себе задачу на следующий урок.) 9. Домашнее задание В завершении урока запишем домашнее задание:  Всем: прочитать §35,36  Дополнительно (по желанию): написать ответное письмо односельчанам по поводу громкой дискотеки. … (прохожу по рядам и ставлю роспись у оценки, полученной (поставленной самим) каждым Приложение IV учеником в начале урока за диктант) 7 класс Тема урока: МИР ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ Цели и задачи урока: изучить взгляды на место человека в окружающем мире; познакомить учащихся с общей картиной Вселенной; определить предмет изучения физики и астрономии. Тип урока: объяснение нового материала  Форма: комбинированный Метод: эвристический, частично­поисковый Структура урока: 1. Оргмомент a. Актуализация знаний: i. Какие науки вам известны из курса природоведения? ii. Дать краткое определение наук (география – наука о Земле, ее рельефе и т.д., биология – наука о живой природе; химия – наука о веществах в природе (?), астрономия – наука о Вселенной, о звездах, планетах и т.д., экология ­ …) 2. Постановка проблемы: Как вы думаете, зачем существуют эти науки? 3. Решение проблемы. a. Все эти науки – это науки о природе и о месте человека в природе, о его взаимоотношении с природой, со средой обитания, потому что человек – это часть природы. b. Почему говорят, что человек – это часть Вселенной?  c. Что значит «человек – объект природы»? d. Как понимать, что человек – субъект познания? e. Почему человек – сложная система? 4. Какие новые понятия вы узнали в ходе обсуждения?  (записываем в тетрадь дату и тему урока, затем записываем определение слов «объект» и «субъект» и объясняем, почему именно так). 5. Что собой представляет Вселенная? (краткое описание в тетради). a. Определения: земные тела (примеры); i. ii. космические тела (примеры); iii. вещество; iv. астрономия; v. планеты, планетные системы; vi. Солнечная система; vii. Солнце   –   ближайшая   звезда,   самое   большое   тело   в   нашей   системе, viii. источник света и тепла. звезда, скопления звезд – галактики (наша галактика – Млечный Путь), группы галактик; ix. в пространстве между звездами – пыль; x. наблюдения за далекими звездами и галактиками – экскурсия в прошлое; xi. эволюция – направленное изменение. 6. Предмет изучения физики и астрономии – окружающий мир, его законы, строение, процессы, явления. a. Цель изучения – решение практических задач. 7. История науки: философия ­ натуральная философия ­ физика. 8. Фундаментальные   науки   –  науки,   изучающие   наиболее   общие   закономерности природы. 9. Подведение итогов урока. Выявление проблем в понимании. 10. Домашнее задание: §1, стр. 12 – выписать из словаря определения (задача 1). Приложение V Формируя учебно­познавательную компетенцию, необходимо помнить, что проверка знаний может быть выполнена на нескольких этапах – проверка знаний определений, проверка знаний формул, проверка понимания процессов, явлений. Во всех классах по физике   провожу   такого   рода   проверочные   работы   перед   контрольной   работой,   на которые полагается строго определенный лимит времени. Поэтому ученики могут заполнять работы сокращенными словами, заменяя величины их соответствующими обозначениями и т.д. После проведения работы выполняется фронтальная проверка, в которой осуществляется коррекция знаний. Проверочная   работа   по   теме   «Тепловые   явления»,   7   класс,   автор   программы   и учебника А.А. Фадеева Заполнить пропуски 1. Явления,     при   которых   происходит   изменение   температуры,   называются __________________________________________________________________________ 2. Энергию   движения   и   взаимодействия   частиц,   из   которых   состоит   тело,   называют __________________________________________________________________________ способами: __________________________________________________________________________ 4. Энергия,   которая   отдается   или   принимается   телом   в   процессе   теплопередачи, изменить   можно 3. Ее   такими   называется ______________________________ и обозначается буквой _______. 5. Формула нахождения количества теплоты ______________________________________ 6. Различные состояния вещества называются _____________________________________ 7. Переход   вещества   из   твердого   в   жидкое   состояние     называется __________________________________________________________________________ 8. Количество   теплоты,   которое   потребуется   затратить   на   полное   плавление   1   кг вещества, называется ________________________________________________________ 9. Формула __________________________________________________________________ 10. Количество теплоты, которое требуется затратить на плавление, _________________ количеству теплоты, которое выделится при отвердевании. Проверочная работа оп теме «Фотоэффект», 11 класс Впишите недостающие понятия 1. По гипотезе М. Планка фотон – это частица, не имеющая массы покоя и движущаяся ______________________________ 2. Следовательно, остановить фотон _____________________________________________ 3. Фотон может называться ________________________ электромагнитного поля. 4. Увеличение  электрической проводимости  при облучении области  p­n­перехода  двух полупроводников называют ___________________________________ фотоэффектом. 5. Вырывание   электронов   с   поверхности   вещества   под   действием   света   называется ________________________  фотоэффектом. 6. Количество   электронов,   прямо   пропорционально __________________________________________________________________________ пропорциональна   вырываемых   светом, фотоэлектронов 7. Скорость прямо       ______________________________________________________. 8. Порция   электромагнитной   энергии   поглощается   атомом ______________________________________________. 9. Существует   такая   разность   потенциалов   источника   тока,   которая _______________________   движение   фотоэлектронов,   поэтому   она   называется __________________________. 10. Шар, равномерно заряженный положительным электричеством, в котором электроны – как изюминки в пудинге – это модель атома __________________________. 11. В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по своим орбитам движутся электроны – это модель ____________________________________. 12. По   теории   Бора   атом   находится   в   особых   состояниях,   в   которых   он   не ____________________ энергию. 13. Поглощение   или   излучение   света   происходит   только   при ______________________________________________________. 14. Каждому элементу соответствуют свои ____________________. Приложение VI Класс _____________________________________________________ Учении ____________________________________________________ Раздел _____________________________________________________ Сроки выполнения ___________________________________________ № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Количество набранных баллов Итоги уровня Общий итог 1 уровень 2 уровень 3 уровень Для уровня 1 и 2: 1. Записаны все требующиеся данные (в том числе и скрытые) – 1 балл; 2. Данные переведены в систему СИ – 1 балл; 3. Верно определена искомая величина – 1 балл; 4. Выбран закон или формула, в которую входят или все данные – 1 балл; 5. Если требуется преобразование формулы ­ сделать – 1 балл; 6. Подставить данные в формулу, получить результат – 1 бал; 7. Анализ результата на правильность – 1 балл.  1 уровень – оценка «5» ставится за 21 балл;                     ­              «4» ставится за 16 баллов;                                    « 3» ставится за 12 балов. 2 уровень – оценка «5» ставится за 21 балл;                                    «4» ставится за 18 баллов;                                    «3»                 за 15 балов. 3 уровень – оценка «5» ставится за 21 балл, ученик освобождается от выполнения контрольной работы. Дополнительно: 5­7 баллов добавляется за качественно составленную задачу. Мои успехи и неудачи _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Приложение VII Тема урока: Характеристики движения 8 класс Цели:  образовательные :  развивающие:  воспитательные : ­   формирование   учебно­ познавательной компетенции:  Задачи: ­ научить на практике определять ускорение, перемещение, время и конечную   при   равноускоренном движении; скорость ­ продолжить обучение работе с лабораторным оборудованием; ­ учить делать вывод о полученных результатах; ­   стимулирование   познавательной   активности   при   работе   с оборудованием; ­   стимулирование   интереса   к   изучению   предмета   как   основе техники; ­   инструктаж   по   технике   безопасности   оборудованием.   при   работе   с Тип урока: закрепление знаний и умений Форма урока: лабораторная работа Метод урока: частично­поисковый Структура: 1.Оргмомент. Деятельность учителя  1. Подготовка к лабораторной работе Деятельность учеников  a. Проблема  Сегодня мы научимся практически  определять характеристики  равноускоренного движения. Напомните,  пожалуйста, друг другу и мне, какими  Отвечают: ускорение, путь, время,  перемещение, начальная скорость,  конечная скорость, координата. величинами мы описываем движение? Хорошо. Теперь представьте, что вам  требуется определить одну из этих величин.  Работаем с формулами. Первым вы назвали  ускорение. С помощью какой формулы  можно его проще всего определить? Подсказка № 1: на прошлом уроке вам  было предложено взять с собой прибор,  который будет измерять одну из величин. Подсказка № 2: легко ли сразу измерить  обе скорости – начальную и конечную, если  у вас нет соответствующего прибора? Вопрос: а теперь можно подобрать такую  формулу для определения ускорения? Обсуждение. (ученики выходят к доске и  выписывают формулы, в которых  присутствует ускорение). Рассуждают о  том, что расстояние можно, наверно,  измерить линейкой, время секундомером,  значит, определять нужно две скорости и  ускорение. Рассуждение: Секундомер, измерить  время. Значит, в формуле обязательно  должно быть время! (отвечают: нет). Делают вывод: пусть  начальная скорость будет равна нулю. Ответы: да. (выписывают на доске  формулы РУД без начальной скорости.                          b. Теоретическое решение проблемы Какие   величины   можно   легко   измерить   в первой   формуле?   Какую   величину невозможно получить прямым измерением? Отвечая   на   вопросы,   ученики   анализируют таким же образом и остальные формулы, и приходят   к   выводу,   что   воспользоваться нужно третьей формулой. 2. Лабораторная работа a. Оформление шапки лабораторной работы Подсказывает элементы оборудования. Предлагает   оформить   ход   работы   в   виде задачи. Школьники   записывают   тему, оборудование.   цель, b. Выполнение лабораторной работы 1) Собирают установку для ЛР; 2) Измеряют время движения; 3) Измеряют перемещение шарика; 4) Вычисляют ускорение. Вопрос:   а   теперь   возможно   вычислить конечную скорость шарика по тем данным, что вы получили в работе? Более   сильные   ученики   справляются   с вычислением скорости. 3. Подведение итогов a. Вывод в лабораторной работе Оценка «хорошо» ставится за определение только   одной   искомой   величины   – ускорения,   оценка   «отлично»   ­   за дополнение в виде конечной скорости тела. Кратко устно отчитываются о работе, о том, какие   величины   определили,   на   какую оценку претендуют. Какую проблему мы решали на уроке? Достигли ли цели урока? Ожидаемый   ответ:   да,   мы  практически определяли  характеристики РУД. b. Общий вывод урока Ученики записывают. 4. Домашнее задание   59   учебника: Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание:  §  10,   Δ10   (любые   три   задачи). Откройте   стр.   здесь представлено 5 задач, но я предлагаю только 3.   Когда   на   следующем   уроке   вы представите   мне   свой   результат,   я   думаю, сами сможете сказать, почему именно так – любые 3 задачи.

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках физики