Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

  • Семинары
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта статья из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников. Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Иконка файла материала Формирование УУД.doc
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:  умение   учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,   и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных   с   ними   навыков   учебной   работы),   обеспечивающих   его способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений, включая организацию этого процесса.    коррекция,   оценка,   саморегуляция). Структура универсальных учебных действий включает в себя: ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно­ эстетическое   оценивание).    Они   позволяют   сделать   учение   осмысленным, увязывая   их   с   реальными   жизненными   целями   и   ситуациями.   Личностные действия   направлены   на   осознание,   исследование   и   принятие   жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. РегулятивныеУУД(целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  Они   обеспечивают контроль, возможность   управления   познавательной   и   учебной   деятельностью посредством   постановки   целей,   планирования,   контроля,   коррекции   своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные УУД  (общеучебные универсальные действия, логические универсальные   действия,   постановка   и   решение   проблем).   Они     включают действия   исследования,   поиска,   отбора   и   структурирования   необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные   УУД  (планирование   учебного   сотрудничества, постановка   вопросов,   разрешение   конфликтов,контроль,   коррекция).Они обеспечивают   возможности   сотрудничества:   умение   слышать,   слушать   и понимать   партнера,   планировать   и   согласованно   выполнять   совместную деятельность,   распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг друга,   уметь   договариваться,   вести   дискуссию,   правильно   выражать   свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Вывод:   необходимо   выстраивать   процесс   обучения   не   только   как   процесс усвоения   системы   знаний,   умений   и   компетенций,   составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.­ Какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Возьмём несколько этапов. 1. ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы с встретимся с  медвежонком Тико. Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с  реальными жизненными целями и ситуациями. У: ­ Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда  медвежонок Тико захотел  отправиться? Что там будет происходить? ( На Новогоднюю елку.) У: ­ Медвежонок Тико очень Хочет на елочку в Сочи! И мы тоже с вами, дети, Полетаем на …(ракете).    (Слайд 2) Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать,  исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём  постановки целей. У: ­ А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько  дней осталось до нового года?  Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со  своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям?  Как  нам  помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала нового года? У нас с вами  есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого  путешествия! Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических  фигур, их свойств. У: ­ Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы могли бы собрать ракету?  у: ­ Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3). У: ­  Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете  рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от  прямоугольника? Что ещё заметили необычного? у: ­ Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные,  остроугольные. Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение  планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение  договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей  к модели №2  2. На примере урока русского языка в первом классе по теме «Имя  собственное» (постановка проблемы и её решение) я предлагаю учащимся следующую ситуацию: Учитель: Одна девочка­первоклассница написала о себе в газету. Вот что у  неё получилось:«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю  играть с шариком». ­ Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь. ­ Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик,  Шарик.) ­ Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят  это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.) ­ Какой вопрос возникает? (Кто прав?) ­ Что нужно сделать? (Остановиться и подумать) Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются  в устной форме, самостоятельное выделение познавательной  цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для  возникновения внутренней потребности включения в деятельность  (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (познавательные УУД). 3. Урок по окружающему миру. Тема: «Дикие и домашние животные». (Первичное закрепление) ­ Рассмотрите животных. (Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна,  свинья, слон). ­Отметьте тех животных, которых вы видели ­  Дайте им небольшую характеристику.  Если это дикое животное, подчеркните зеленым карандашом, если домашнее  –синим карандашом.  Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации; (познавательные, регулятивные УУД) 4. Литературное чтение. Приём «Пропущенный вопрос».      У детей карточки с заданием (Приложение №4): «Вставь пропущенный вопрос».   Дети   должны   прочитать   все   вопросы,   восстановить последовательность   событий   в   рассказе   и   записать   вопрос,   который пропустил учитель. ­ Выполните это задание. ­ Проверяем. Прочитайте,  что у вас получилось.  (На слайде появляются пропущенные вопросы.) ­ Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника. (Познавательные:  ­умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;Коммуникативные УУД: ­ умение слушать и понимать других; ­  умение   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с   поставленными задачами; ­  умение оформлять свои мысли в устной форме; ­ умение работать в паре.  Регулятивные: ­ умение адекватно оценивать себя и других. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать  универсальные учебные действия позволит повысить эффективность  образовательно­воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные  положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с  целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.