Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Оценка 4.9
Семинары
doc
классное руководство
1 кл
02.03.2018
Эта статья из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников. Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Формирование УУД.doc
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий
младших школьников
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в
начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями
понимается:
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, с одной стороны,
и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также
связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
коррекция,
оценка,
саморегуляция).
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно
эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные
действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных
ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах,
выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
РегулятивныеУУД(целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
Они обеспечивают
контроль,
возможность управления познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих
действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические
универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают
действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой
информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД
(планирование учебного сотрудничества,
постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и
понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
Вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс
усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс
развития личности. Какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе
урока. Возьмём несколько этапов.
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы с встретимся с
медвежонком Тико.
Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с
реальными жизненными целями и ситуациями.
У: Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда медвежонок Тико захотел
отправиться? Что там будет происходить? ( На Новогоднюю елку.)
У: Медвежонок Тико очень
Хочет на елочку в Сочи!
И мы тоже с вами, дети,
Полетаем на …(ракете). (Слайд 2)
Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать,
исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём
постановки целей.
У: А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько
дней осталось до нового года? Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со
своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям? Как нам
помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала нового года? У нас с вами
есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого
путешествия!
Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических
фигур, их свойств.
У: Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора
мы могли бы собрать ракету?
у: Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).
У: Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете
рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от
прямоугольника? Что ещё заметили необычного?
у: Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные,
остроугольные.
Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение
планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение
договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей
к модели №2
2. На примере урока русского языка в первом классе по теме «Имя
собственное» (постановка проблемы и её решение) я предлагаю учащимся
следующую ситуацию:
Учитель: Одна девочкапервоклассница написала о себе в газету. Вот что у
неё получилось: «Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать
сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю
играть с шариком».
Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик,
Шарик.)
Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят
это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются
в устной форме, самостоятельное выделение познавательной
цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для
возникновения внутренней потребности включения в деятельность
(“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)
(познавательные УУД).
3. Урок по окружающему миру. Тема: «Дикие и домашние животные».
(Первичное закрепление)
Рассмотрите животных.
(Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна,
свинья, слон).
Отметьте тех животных, которых вы видели
Дайте им небольшую характеристику.
Если это дикое животное, подчеркните зеленым карандашом, если домашнее
–синим карандашом.
Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; (познавательные, регулятивные УУД)
4. Литературное чтение.
Приём «Пропущенный вопрос».
У детей карточки с заданием (Приложение №4): «Вставь пропущенный
вопрос». Дети должны прочитать все вопросы, восстановить
последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который
пропустил учитель.
Выполните это задание.
Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось.
(На слайде появляются пропущенные вопросы.)
Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.
(Познавательные:
умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий; Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Регулятивные:
умение адекватно оценивать себя и других.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать
универсальные учебные действия позволит повысить эффективность
образовательновоспитательного процесса в начальной школе. Разработанные
положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с
целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.