Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)
Оценка 4.9

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
doc
классное руководство
1 кл
11.02.2018
Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)
Данный материал можно использовать на первом родительском собрании при знакомстве с родителями. Даны варианты вопросов для собеседования с детьми, игры для подготовки детей к школе (развитие памяти, внимания, мышления, ориентации в пространстве и времени, развитие речи), подготовки руки к письму. Даны готовые анкеты для родителей, советы психолога.Материал для работы с родителями будущих первоклассников.
Родительское собрание ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.doc
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА,  ИЛИ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Начнем   с   такого   необходимого   для   школы   условия,   как   социальная   зрелость.   За   этими   словами   скрывается потребность   детей   в   общении   со   сверстниками   и   взрослыми,   умение   подчиняться   определенному   режиму,   понимание школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях: ­ во­первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него  сформировалась   своеобразная  установка   на  «отказ   от   усилия».  Поскольку  школа  требует   от   ребенка  постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению; ­ во­вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»); ­ в­третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. И   здесь   именно   вы,   родители,   можете   помочь   своему   ребенку   и   школе.   Создавайте   условия   для   обучения,   не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения (вы уже много раз об этом слышали) достигается, прежде всего, личным примером. Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи, пожалуйста, в магазин», «будь добр, принеси почту», «позвони бабушке» и т. д. Главная задача – учить ребенка общению. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально­волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь   учителю   выбрать   наиболее   эффективные   методы   воздействия   в   каждом   конкретном   случае.   В   ваших   силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. п. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца. Необходимым   условием   школьного   обучения   является   определенный   уровень   умственной   зрелости   ребенка.   Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как: – восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т. д.); –   внимание   (объем   внимания   для   детей   младшего   школьного   возраста   –   3   –   4   фигуры,   предмета,   объекта   при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 5 – 7 минут, т.е. в течение 5 – 7 минут будущий ученик должен заниматься каким­нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать; – память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал;   научите  ребенка  самым  простым  приемам  запоминания:   с   помощью  создания  образов,   о  которых  идет  речь; группировки материала по смысловым частям; выделения главных и второстепенных деталей и т. д.); – мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать   их   с   целью   обнаружения   сходных   и   различных   признаков;   объясняйте   причину   и   результат   явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий); – запас собственно знаний (это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4 – 5 тысяч слов. Сведения и информация   должны   быть   логически   взаимосвязаны   между   собой   и   «извлекаться»   при   первой   же   необходимости,   т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений). И еще что входит в п о н я т и е  о  г о т о в н о с т и  к школьному обучению: – это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить,  бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч,  на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами,   иголкой,   карандашом,   кисточкой.   Линии   на   рисунке   должны   быть   прямые,   а   не   дрожащие,   прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок. Учитывая   все   вышесказанное,   хотелось   бы,   чтобы   вы   не   начали   сразу   насильно   готовить   ребенка   к   школьному обучению, а поинтересовались его желаниями – это, во­первых, и, во­вторых, определили уровень сформированности тех психических   процессов,   о   которых   узнали.   Совсем   не   обязательно   требовать   какие­то   методики   с   баллами,   лучше внимательно понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, понятные вам и ему, а потом составьте вместе «план, что нужно, чтобы учиться». Игры и занятия можно найти в данной работе. Начните игру вместе, постоянно уменьшая долю своего участия в совместном занятии и непременно учитывайте физическое и эмоциональное состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным, усталым, в плохом настроении, без желания. Обращайте внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Почти все дети любят лепить из пластилина, желательно направить их работу, начиная с простейших поделок. Сделать бусы и колечки легко, если вы научите детей раскатывать комочки пластилина в ладонях прямыми движениями, а затем свертывать  их  в  виде   кольца,   учите  детей  лепить  шарики   различной  величины.  Из  комочков  можно  слепить   предметы удлиненной формы – морковку, по желанию дети смогут слепить и зайчика. Фантазия у детей неисчерпаема. Главное – не упустить прекрасные воспитательные возможности во время работы. «Мы гуляем» – так можно назвать следующую поделку, где фигурки человека состоят из частей, плотно соединенных вместе. Вылепленные фигуры можно установить парами. А поделка «В лес по грибы» воспитывает у детей любовь к природе. Обобщая понятия «овощи» и «фрукты», можно выполнить работу «Собираем урожай». Передавая образы птиц и воспитывая заботливое отношение к ним, можно лепить на тему «Покормим птиц». «Чашки для кукол» – так можно назвать следующую работу, которая дает возможность создать полую форму предмета из шара. «Встреча Зайца с Колобком», «Кто живет в осеннем лесу», «Что было в избушке у трех медведей?», «Матрешки», «Белочка», «Лепка по замыслу» – это далеко не полный перечень тех работ, которые дети дошкольного возраста могут выполнить. Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить ребенка. Дети дошкольного возраста часто проявляют заботу о малышах: рисуют для них, стараясь выполнить рисунки яркими красками. Предложите им нарисовать рисунок на тему «Игрушки для малышей». Темы для рисунков могут быть различными: «Узор для стаканчика» (простые узоры располагаются в полосе, путем свертывания полосы, сделать стаканчик и полюбоваться узором в объемной форме), «Наш аквариум», «Зоопарк», «Весело и грустно» (различные выражения лиц), «Ветка дерева», «Узор из листьев», «Узор из весенних цветов», «Весенний дождь», «Осеннее дерево», «Машины везут урожай овощей», «Наш город» и т. д. При   конструировании   желательно   пользоваться   мелкими   деталями.   Научите   ребенка   пользоваться   ножницами   с тупыми концами. Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, он должен продумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Важно усвоить навык вырезания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц, ведь в этом процессе должны участвовать обе руки. Поручите ему вырезать  из ткани, из бумаги разные фигуры. Трафареты  фигур можете предложить сами или придумать вместе с ребенком. Это могут быть силуэты птиц, зверей, матрешек, домов, кораблей. Вырезанные по трафарету  фигуры можно использовать при счете предметов по математике или на штриховке по письму. Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц и т. д. Конечно, конструируя из мелких деталей, занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научится писать. Но рука у него разовьется, она станет умело справляться с карандашом, фломастером. Один или два раза в неделю следует заниматься специальной подготовкой руки ребенка к письму. Следует помнить, что 5­, 6­летний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2 – 3 минуты нужно сделать перерыв – провести физминутку. Помните: необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма. Один из видов письма – штриховка. Используя штриховку, дети   упражняются   в   проведении   прямых,   наклонных   и   волнистых   линий,   пробуют   выполнить   безотрывное   соединение крючков, петелек, овалов. Старайтесь обязательно показать, как надо выполнять. Для штриховки дети могут использовать трафареты,   которые   вырезали   сами.   Лучше   всего   штриховку   выполнять   в   альбоме.   Можно   штриховать   и   знакомые геометрические фигуры (специальная линейка­трафарет). Каждому виду штриховки посвятить несколько занятий, используя при этом разные трафареты. Штриховку выполнять простым или цветными хорошо заточенными карандашами. Когда дети освоят несколько видов штриховки, можно, используя линейку­трафарет, сконструировать космический корабль, самолет, парусник и т. д., а затем заштриховать. Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Альбом должен лежать с наклоном. Научите правильно держать карандаш, ручку. Нужно ли писать в тетради письменные буквы? Нет. Многие родители пытаются научить детей писать буквы, таких детей зачастую в школе приходится переучивать. Если вы уж начали работу в тетрадях, то вполне достаточно познакомить только с элементами букв. Но всегда необходимо помнить о наклоне. Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь, привить любовь к чтению книг. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять участие в ней. Любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, поэтому необходимо учить детей смотреть и видеть, привлекайте их внимание к различным явлениям окружающей среды. Вы вышли на улицу с ребенком. А на улице идет дождь. «Опять погода испортилась», – подумаете вы. А что скажете ребенку? О чем вы будете с ним говорить? Можно загадать загадку: Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? Объясните отгадку, если сам ребенок не смог. Спросите его, почему идет дождь? Какой он? (Холодный, теплый, колючий и почему, ласковый, тихий, ледяной, мягкий). Спросите, а бывает ли дождь, когда светит солнце? Предложите ему придумать загадку или сказку о дожде. Если ребенка с детства приучать к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает   культурой   речи.   В.   Г.   Белинский   писал:   «Пусть   ухо   их   приучается   к   гармонии   русского   слова,   сердца переполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка – прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед». Первая встреча малыша со сказкой. Герои самые понятные и знакомые ребенку: Курочка Ряба, Репка, Колобок, Петушок... Разные звери и предметы действуют, как люди, а все невозможное становится возможным. Это увлекает и радует ребенка, делает сказку близкой и понятной. Сказка одновременно будит ум и чувства ребенка. Он переживает за героев сказок, испытывает удовольствие, когда добро побеждает зло, сочувствует слабым, восхищается отважными. В воспитании любви к книге положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный интерес детей к книге. Большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических лесах, узнать, как живут дети разных стран. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.   Большое   значение   имеют   вопросы   родителей,   направленные   на   то,   чтобы   ребенок   внимательно   рассматривал изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?» Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу. Надо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаружить все новые и новые   свойства   предметов,   замечать   их   сходство   и   различие.   При   этом   нельзя   отмахиваться   от   детских   вопросов, преподносить им сразу готовые знания. Надо давать возможность приобрести их самостоятельно. Узнайте сначала у ребенка, а как он сам думает? Знакомя детей с растительным миром, а именно с понятиями «овощи» и «фрукты», можно провести игры: «Определи на ощупь», «Определи на вкус», «Узнай по описанию». Можно предложить придумать самому загадки об овощах и фруктах. Рассказывая   о   растениях   осенью,   можно   прочитать   сказку   «Вершки   и   корешки»   и   поиграть   в   игру   «Вершки   и корешки» и выяснить, а в самом ли деле медведь был глупым и почему? Вы можете высказать ребенку свое мнение, пусть он сам решит, кто прав. Читая сказку «Колосок», спросите у ребенка: «Из чего готовят кашу?» Если он затрудняется ответить, то расскажите о рисе, пшенице, овсе, гречихе, а заодно можете познакомить его с профессией повара, который готовит кашу – блюдо, которое просто необходимо ребенку для его здоровья. Познакомить детей с городским транспортом можно во время поездки по городу. Постарайтесь, чтобы он не только называл   виды   транспорта,   но   и   определял,  для   чего   он   нужен.  А   придя   домой,  пусть   он   нарисует   или   сконструирует транспорт, а затем заштрихует, используя цветные карандаши. Развивая речь детей, можно использовать следующие произведения для пересказывания: сказки «Зимовье», «Смоляной бычок», «Пых», «Заяц­хваста», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Лисичка­сестричка и Серый волк», «Два жадных медвежонка»,   «Заюшкина   избушка»,   «Снегурочка».   Богат   материал   сказок,   он   воспитывает,   развивает   и   учит.   После пересказа сказки «Пых» спросите ребенка, к каким животным относится еж, к домашним или диким? Чем он питается? Как называют его детенышей? Пусть дети опишут ежа, придумают загадки, а затем обведут по трафарету ежа и заштрихуют. Заучивать   наизусть   лучше   небольшие   стихи:   А.   Плещеев   «Осень»,   С.   Маршак   «Мяч»,   И.   Суриков   «Зима»,   К. Чуковский «Елка», Е. Благинина «Мамин день», А. Плещеев «Уж тает снег». Произведения для заучивания вы можете подобрать сами. Обратите внимание на выразительность чтения. Читайте сами, покажите детям, где повысить или понизить голос, где надо остановиться. Не должно быть монотонного чтения! Если вы решили научить ребенка читать, то начните с формирования начального представления о слове. Можно предложить ему предмет (карандаш) и назвать слово. – Можно ли карандаш точить? (Да). –А что можно сделать со словом? (Его можно только произносить). Ребенок сам или с вашей помощью должен прийти к выводу, что слово и предмет – это не одно и то же. Мы в жизни много встречаем вещей вокруг себя, у каждой вещи есть свое назначение. А для чего нужны слова? (Слова называют что­то). А смог бы человек обойтись без слова? (Дети могут сказать, что «да», с помощью мимики и жестов, тогда приведите как пример разговор по телефону или вы находитесь в другой комнате, а вам нужно срочно, чтобы принесли какой­то предмет... Можно показать ребенку ряд предметных картинок и попросить ответить на вопросы что это? кто это? Что еще могут называть слова? Покажите ему ситуацию, требующую действий. Например, несколько картинок, где один и тот же герой выполняет разные действия. – Кто это? – А почему рисунки разные? (Герой выполняет разные действия). Ребенок сам сделает вывод, что слова могут называть действия. – А еще что могут называть слова? Предложите ему дать вам карандаш, а когда он будет вам давать, скажите, что вам нужен не этот карандаш. Пусть ребенок сам определит, какое слово помогло ему правильно исполнить вашу просьбу. (Слово, отвечающее на вопрос какой? Подберите задания такие, чтобы ребенок сам пришел к выводу, что цвет, размер, форма отвечают на вопрос какой?). Можно научить делить слова на слоги, для этого можно использовать хлопки, наклоны головы влево и вправо или же поставить ладошку под подбородок, и сколько раз подбородок опустится на вашу ладонь, столько в слове и слогов. Учите составлять предложения по картинкам. Важная задача – научить ребенка выделять слова из предложения. – Какое первое слово? Второе? и т.д. (Старайтесь не брать такие предложения, где встречаются служебные слова: предлоги, союзы.)  Можно  познакомить детей с гласными и согласными  звуками.  Это большая  и кропотливая  работа.  Начинается знакомство с гласного звука [a] и буквы А. Раскрашивается или штрихуется картинка, где есть предмет, название которого начинается на букву. Попросите ребенка придумать как можно больше слов, где звук [a] встречается в начале, в середине, в конце слова. Прочитайте небольшой рассказ, сказку, стихотворение, и пусть ребенок назовет, в каких словах встречался звук [a]. В своей работе вы можете использовать загадки о предметах, название которых начинается с  а, скороговорки. Важно обратить внимание на то, что при произношении звука [a] воздух выходит свободно, не встречает преград, значит, это гласный звук. Аналогичная работа проводится со звуками [у], [o], [и], [ы]. На каждый звук отводится не менее трех занятий. Здесь родители и дети могут проявить свое творчество: можно придумать сказки, рассказы об удивительных приключениях этих звуков. Помните: необходимо совершенствовать звуковую культуру речи, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения. После знакомства с гласными звуками необходима работа по развитию фонематического слуха: различие на слух определенных звуков (мяуканье кошки, мычание коровы, лай собаки и т.д.). Дать представление о согласных звуках, которые при произношении встречают преграду. Например, [му]. – Где встречается гласный звук? (В конце). – Давайте произнесем первый звук [м]. – Что заметили? (Если ребенок затрудняется сказать, что этот звук встречает преграду, то нужно еще раз произнести звук [у], чтобы сравнить.) Родители должны помнить, что звуки мы произносим, а буквы – пишем. Для определения гласных и согласных звуков лучше брать односложные слова: [сыр], [сом], [сок] и т.д. Необходимо тренировать в произношении согласных звуков [ч], [щ] в словах: чашка, очки, прищурился,  наука, щука, значок, чебурашка, лучи, мяч, сижу... Разрезная азбука в картинках поможет вам сложить слово. Например, сложим слово СОМ. – Какой первый звук в слове С­С­СОМ? (Ищете картинку с данной буквой и ставите ее.) – Давай послушаем второй звук в слове СО­О­ОМ. (Ребенок называет звук и ищет картинку из разрезной азбуки и ставит ее рядом с первой.) – А теперь послушай, какой третий звук в слове СОМ­М­М. Найдите вместе последнюю букву, поставьте ее рядом с остальными и, ведя пальчиком ребенка по буквам, прочитайте слово. Занятия с разрезными картинками или кубиками полезны, они закладывают основу грамотного письма, но это еще не чтение. Часто дети пытаются сами сложить какое­то слово и берут слова, которые слышатся не так, как пишутся. Например, сосна. Ребенок начинает искать вторую бук­   ву  а. Вам необходимо вмешаться и сказать: «Это хитрая буква, она решила обмануть тебя. Послушай, как это слово пишется: со­о­сна». Поощряйте любой успех вашего ребенка. Не сердитесь, если он не ответил на ваш вопрос. Задайте вопрос полегче, тогда ребенок снова включится в работу. Но вот ваш сын или дочь читает медленно, растягивая слоги. Не торопите его, все придет со временем. Ж. Ж. Руссо писал: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Помните, что принудительное обучение бесполезно. Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится, важно избегать отрицательных оценок деятельности ребенка. В школе есть такой предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до школы, – это математика. Занятия по математике включают усвоение последовательности чисел от 1 до 10; знание состава чисел от 2 до 5; сравнение предметов по цвету, размеру, форме, количеству; уточнение временных представлений «Что сначала, что потом», «Кто раньше, кто позже». Действие счета предполагает знание детьми числового ряда и соблюдение четкой последовательности названия  чисел  при счете.   Есть  сказки,   сюжет  которых  построен,  как  своего  рода матрешка или пирамида:   с разными персонажами происходит одно и то же, при этом каждый раз в четкой хронологической последовательности перечисляются все предыдущие события. Уточняя временные представления «кто раньше», «кто позже», можно рассказать маленьким детям сказки   «Колобок»,   «Репка»,   «Теремок»,   а   детям   постарше   –   «Петух   и   бобок»,   О.   Туманян   «Бесхвостая   лиса»   или английскую народную песню «Дом, который построил Джек» и т. д. Такие сказки очень важно рассказывать детям, т. к. они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. Упражняя ребенка в счете, можно попросить его показать на пальцах, сколько ему лет, сколько мячей на картинке, сколько  стаканов  на столе и т.  д. Но самое главное,  чтобы  ребенок  еще словом  мог  сказать,  сколько это.  Старайтесь использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в счете: можно считать ложки, чашки, тарелки, куски хлеба, пуговицы на платье, халате и т. д. Знакомя ребят с пространственными отношениями, можно предложить детям закончить предложения: Орел летит над  ...  Мы дошли до ...  Мальчик повернул  за...  Он остановился  перед...  и т.  д.  Рассматривая  любую картинку,  можно попросить рассказать, что изображено вверху, внизу, слева, справа. Можно попросить выполнить различные движения в заданном направлении. Учите детей классифицировать предметы, начиная с самых простых заданий: сложить в одну коробку все шишки, а в другую – желуди. Среди картинок выбрать розы и положить их в конверт, а астры в коробочку, или грязные чашки поставить в   раковину,  а   чистые   на   поднос.   Из  набора   картинок   составить   группы   птиц,  зверей,   рыб,   насекомых   и  т.  д.   Задания постепенно усложняются: большие пуговицы положите справа, а маленькие – слева; слева положить широкие ленты, а справа –   узкие.   Или   рассортировать   по   цвету   кружочки,   вырезанные   из   цветной   бумаги.   Можно   даже   с   закрытыми   глазами рассортировать камешки: легкие – положить слева, а тяжелые – справа. Развивая  внимание  детей,  можно  поиграть  в  игры  «Что изменилось»  (из  группы  предметов убрать один или переставить на другое место),  «Найди отличия» (такие  картинки  часто печатают детские журналы),  «Повторяй за мной» (когда  вы  неожиданно  изменяете  свои  действия) и  т. д. Развивая память, можно поиграть в игры «Опиши по памяти», когда вы даете на короткое время какой­то предмет, а потом, убрав его, просите ребенка ответить на вопросы об этом предмете, или же игра «Найди картинку». Считая до 5, показать ребенку картинку, а затем спрятать ее в набор из похожих картинок. Прежде чем начать знакомство с числом и цифрой, ребенок должен усвоить количественный  счет  в пределах  5. Называем число и соотносим его с количеством предметов. Далее идет знакомство с числом и цифрой 1. На альбомном листе нарисовать,   обвести   по   трафарету   или   вырезать   и   наклеить   по   одному   предмету.   Фигуры,   вырезанные   по   трафарету, штрихуются или закрашиваются. Можно познакомить с правилом нахождения последующих чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу. Упражняйте детей в сравнении предметов. Положите перед ребенком два ряда предметов – в одном ряду большие пуговицы, а в другом – маленькие. Спросите, каких пуговиц больше, каких меньше? Если ваш ребенок пересчитал и ответил, то можете себя поздравить с успехом. Но часто дети, поглядев на длинный ряд крупных предметов, уверенно отвечают, что их больше. Не сердитесь. Попросите ребенка положить под каждую большую пуговицу – маленькую. Эту работу они выполняют с удовольствием и сами обнаруживают, что осталась одна маленькая пуговичка – лишняя, значит, маленьких пуговиц было больше. Спросите его, на сколько больше, как сделать поровну. Можно познакомить ребят с задачами на сложение и вычитание и со знаками «+», «–», «=». Дайте ребенку одну морковку, а себе возьмите две и покажите, какие задачи можно придумать, какие разные вопросы можно задать. «У мамы две морковки, а у Саши одна морковок. Сколько всего морковок у Саши и у мамы?» или «На сколько морковок у мамы больше, чем у Саши?» Важно, чтобы ребенок понял принцип составления задач. Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребенка общаться? Надо сформировать следующие навыки: уметь слышать и слушать своего товарища; говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль; пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей. Очень часто дети, разговаривая друг с другом, кричат, перебивают друг друга. Преодолеть эти недостатки помогают игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Многие родители помнят любимые игры своего детства и с удовольствием обучают им детей. Практика показывает, что родители, играющие с детьми хотя бы 2 – 3 раза в неделю в их любимые игры, более авторитетны в сравнении с «неиграющими» родителями. Среди любимых игр можно назвать «Школу», «Дочки­матери», «Магазин», «Буратино», «Больницу», игры­эстафеты, «Классики», игры с мячом, настольные игры и т.д. Никогда не отказывайтесь поиграть с детьми, ведь вы можете подобрать такие игры, которые помогут развить ребенка: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Волшебные слова» и т. д. А загадки, шарады, ребусы, разве они не заставляют малыша думать, доказывать? Но прежде чем играть, родители должны детям обязательно объяснить правила игры, да и сами игры должны соответствовать возрасту ребенка. Не забывайте поощрять ребенка, радуясь его успехам. Молодец! Умница! Ты меня просто удивил! Здорово! Какая хорошая мысль! Лучше   всего,   если   игры   вы   придумаете   вместе   с   ребенком,   ведь   их   фантазия   просто   неисчерпаема.   Но   нельзя допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, вызывающие у детей жестокость. Прежде всего надо попытаться   переключить   игру,   придав   ей   положительное   содержание.   Можно   сказать   детям:   «Интересную   игру   вы придумали, только лучше, чтобы хозяин стал добрым, а собачка умной и послушной». А если вам не удается переключить игру, то надо потребовать от детей прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать. Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских   интересов,   направлять   деятельность  ребенка  разумно,   целеустремленно.   Совместные  игры  взрослого   и  ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания   ребенком   их   авторитета.   Ребенок   проявляет   себя   в   игре   таким,   каков   он   есть:   один   может   показать   себя коллективистом,  хорошим, отзывчивым  товарищем,  дисциплинированным,  умеющим  считаться  с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой, напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли. Замечательный польский педагог Януш Корчак подметил: «...Мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии... что впитывает в себя и что сам способен дать...» Порой родители буквально задаривают ребенка игрушками, покупают новую игрушку по первому требованию сына или дочери. «Игрушечное изобилие» мешает бережному отношению к игрушкам, не стимулирует развитие фантазии. Покупая новую игрушку, опытные родители заранее продумывают, в каких играх ее можно применять. Чтобы старые игрушки не надоели ребенку, их можно на время спрятать. Итак, скоро в школу, но, дорогие мамы и папы, помните, что перед вами все еще ваш малыш, поэтому мы предлагаем «Советы родителям»: «Делать или не делать?»                                                                                     Делайте! – – – – – Радуйтесь вашему ребенку. Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. Установите четкие и жесткие требования к ребенку. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Будьте терпеливы. Говорите медленно. Спрашивайте «что» и «почему». Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему. Не скупитесь на похвалу или поцелуй. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша. Поощряйте игры с другими детьми. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. Не теряйте чувство юмора. Играйте с ребенком в разные игры. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем­то занимаются вместе. Не делайте! Не   перебивайте   ребенка,   не   говорите,   что   вы   все   поняли,   не   отворачивайтесь,   пока   малыш   не   закончил рассказывать, – другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит. Не задавайте слишком много вопросов. Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов. Не заставляйте ребенка делать что­нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем­то другим. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!» Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя». Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д. Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания: – – – – – –      всех логических связей;      абстрактных рассуждений и объяснений. – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. То, что предлагается в этой книге, вы можете менять, приспосабливать к каждой конкретной ситуации. Хотелось бы, чтобы эти предложения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятия с ребенком, обогатить их, сделать более интересными. И еще: живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению. Желаем вам успехов!

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)

Родительское собрание "Готовность ребенка к обучению в школе" (1 класс, воспитание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018