Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.7

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Оценка 4.7
Научные работы
docx
классное руководство
Взрослым
11.01.2018
Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС
В работе представлено описание УУД, их виды и функции; дается понятие системно-деятельностного подхода, приведены примеры базового и повышенного уровней заданий на примере учебных заданий УМК "Школа России". Материал может быть адресован учителям начальных классов, студентам педагогических учреждений и использован для повседневной работы.
Формирование УУД в начальной школе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» «Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС» Автор­составитель:  Вишняк Ольга Вячеславовна,  учитель начальных классов Новокузнецк, 2018 Содержание 2 Название раздела Стр. № п/п Введение………………………………………………………… Универсальные учебные действия……………………………. 1 1.1 Понятие об УУД……………………………………………….. 1.2 Функции УУД………………………………………………….. Виды УУД………………………………………………………. 1.3 2 Основная часть…………………………………………………. 2.1 Учебное задание……………………………………………….. 2.2 Классы задач…………………………………………………… 2.3 Понятие о системно­деятельностном подходе……………….. 2.4 3 4 Задания базового и повышенного уровней………………….. Заключение…………………………………………………….. Список используемой литературы……………………………. 2 2 2 3 3 5 5 5 6 7 10 11 Введение Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего   образования   устанавливает   требования   к   результатам   освоения учащимися   основной   образовательной   программы:   личностным, метапредметным,   включающим   освоенные   обучающимися   межпредметных понятий и универсальных учебных действих (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметным. Универсальные учебные действия Понятие об УУД Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. Е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,   формировать   умения   и   компетентности,   включая   самостоятельную организацию этого процесса, т. Е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные   учебные   действия   как   обобщённые   действия   открывают учащимся   возможность   широкой   ориентации   как   в   различных   предметных областях,   так   и   в   строении   самой   учебной   деятельности,   включающей осознание   её   целевой   направленности,   ценностно­смысловых   и операциональных характеристик. 3 Функции УУД   Обеспечение возможностей   обучающегося   1. самостоятельно осуществлять   деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и использовать   необходимые   средства   и   способы   их   достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; Создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   её 2. самореализации   на   основе   готовности   к   непрерывному   образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды УУД самоопределение   —   личностное,   профессиональное,   жизненное Личностные   УУД обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения),   а   также   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:  самоопределение;  смыслообразование   —   установление   учащимися   связи   между   целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  нравственно­этическая   ориентация   —   действие   нравственно   —   обеспечивающее этического   оценивания   усваиваемого   содержания, личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные   УУД обеспечивают   организацию   учащимся   своей целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения планирование   —   определение   последовательности   промежуточных   составление   плана   и учебной деятельности. К ним относятся следующие:  того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  целей   с   учетом   конечного   результата; последовательности действий;  временных характеристик;  заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; контроль   в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его 4 оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что  коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;  еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;  саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии; способность   к   волевому   усилию   –   выбору   в   ситуации   мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:   информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;   и письменной форме;  конкретных условий;  результатов деятельности;  массовой информации;  постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и   поискового характера. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и смысловое   чтение;   понимание   и   адекватная   оценка   языка   средств Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий моделирование; преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов, составляют знаково­символические действия:   определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия:         Постановка и решение проблемы: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно­следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера. 5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем;   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие   и   сотрудничество   со   сверстниками   и   взрослыми.   Видами коммуникативных действий являются:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;  информации;  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;  действий партнера;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации,   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. управление   поведением   партнера   —   контроль,   коррекция,   оценка Основная часть Учебное задание Учебное   задание   –   это   прием,   состоящий   в   требовании   учителя выполнить какие­либо учебные действия с целью усвоения субъектом учения определенного   содержания   учебной   дисциплины   (в   том   числе   с   целью формирования навыков). Ученое   задание   –   это   своеобразный   потолок,   ограничивающий возможный   уровень   достижения   учащихся.   Если   задание   направлено   на формирование   и   отработку   только   формальных   знаний   или   алгоритмов   и построено на основе формулировок типа «Выполните …», «Вычислите …», «Выберите правильный ответ» или «Вставьте пропущенную букву» то, было бы,   по   крайней   мере,   наивно   ожидать,   что   на   основе   таких   заданий сформируются,   например   навыки   сотрудничества   или   коммуникации,   или саморегуляции и т.п.               Классы задач 6 Личностные,   метапредметные   и   предметные   планируемые результаты обучения устанавливают следующие классы задач, предъявляемых обучающимся: 1)Учебно­познавательные   задачи,   направленные   на   формирование   и оценку умений   и   навыков,   способствующих   освоению   систематических знаний;  2)   Учебно­познавательные   задачи,   направленные   на   формирование   и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако­символических средств и/или логических операций;  3)   Учебно­практические   задачи,   направленные   на   формирование   и   оценку навыка   разрешения  проблемных   ситуаций,  требующие  принятия   решения  в ситуации неопределенности; 4)   Учебно­практические   задачи,   направленные   на   формирование   и   оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;  5)   Учебно­практические   задачи,   направленные   на   формирование   и   оценку навыка   коммуникации,   требующие   создания   письменного   или   устного высказывания параметрами;  6)   Учебно­практические   и   учебно­познавательные   задачи,   направленные   на формирование   и   оценку   навыка   самоорганизации   и   саморегуляции, наделяющие   обучающихся   функциями   организации   выполнения   задания;  7)   Учебно­практические   и   учебно­познавательные   задачи,   направленные   на формирование   и   оценку   навыка   рефлексии,   что   требует   от  обучающихся   самостоятельной   оценки   или   анализа   собственной   учебной деятельности   с   позиций   соответствия   полученных   результатов   учебной задаче;  8)   Учебно­практические   и   учебно­познавательные   задачи,   направленные   на формирование установок;  9)   Учебно­практические   и   учебно­познавательные   задачи,   направленные   на формирование и оценку ИКТ­компетентности обучающихся. ценностно­смысловых заданными   с           Понятие о системно­деятельностном подходе В   основу   стандарта   был   положен   системно­деятельностный   подход, обеспечивающий: 1)   формирование   готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 2) активную учебно­познавательную деятельность учащихся; 3)   построение   образовательного   процесса   с   учетом   индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно­деятельностный   подход   служит   основой   для   разработки понятия УУД. Развитие УУД становится актуальной задачей, так как УУД 7 обеспечивают   учащимся   умение   учиться,   способность   к   саморазвитию   и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки при этом формируются в процессе   развития   УУД.   УУД   обеспечивают   учащимся   возможность самостоятельного обучения (самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать   необходимые   средства   обучения,   уметь   контролировать   и оценивать   учебную   деятельность   и   ее   результаты),   а   также   обеспечивают возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области. Формирование УУД   –   это   надежный   способ   повышения   качества   образования.   Снижение качества образования в школе также тесно связано с проблемой организации преемственности   обучения   на   различных   ступенях   общего   образования. Проблема   организации   преемственности   обучения   затрагивает   все   звенья существующей   образовательной   системы,   но   наиболее   остро   она   стоит   в момент   поступления   детей   в   школу   и   в   период   перехода   учащихся   из начальной   школы   в   основную.   Распространено   мнение   педагогов   высшей школы о нынешнем поколении студентов и абитуриентов, что взрослые люди не   умеют   связно   выражать   мысли,   ставить   перед   собой   осмысленные   и соразмерные   своим   силам   и   возможностям   задачи,   удерживать   цели   своих действий   достаточно   долго,   чтобы   они   были   достигнуты.   Эти   проблемы связаны с тем, что самым слабым местом школы является ее неспособность научить   ребенка   самостоятельно   учиться,   т.е.   связаны   с   игнорированием задачи   целенаправленного   формирования   УУД.   Для   того,   чтобы   избежать этих   проблем,  у   учащихся   должна   быть   учебно­познавательная   мотивация, они должны уметь определять цель предстоящей деятельности и планировать ее,   а   также   оперировать   логическими   приемами   мышления,   владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты присутствуют в концепции УУД.  Итак, сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у   школьников   общеучебных   умений,   призванных   помочь   решить   задачи быстрого   и   качественного   обучения.   В   широком   значении   термин «универсальные   учебные   действия»   означает   умение   учиться,   то   есть способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем сознательного   и  активного  присвоения  нового   социального   опыта.  В  более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих   самостоятельное   усвоение   новых   знаний,   формирование умений, включая организацию этого процесса. Задания базового и повышенного уровней Задания   базового   уровня     позволяют   отслеживать   динамику формирования   простых   умений,   в   основе   которых   лежит   одно   из 8 универсальных учебных действий  (узнавание, называние, выделение части, сравнение по одному признаку). Задания   повышенного   уровня   предусматривают   применение   сразу нескольких   универсальных   учебных   действий,   одно   из   которых   является итоговым   (сравнение   по   нескольким   признакам,   классификация   по самостоятельно   определяемым   основаниям,   подведение   под   понятие   по существенным признакам и т. Д.) Примечание:  1.Задания   повышенного   уровня   целесообразно   предлагать   только   тем младшим   школьникам,   которые   устойчиво   успешны   в   выполнении   заданий базового уровня; 2. Задания повышенного уровня записаны курсивом. УМК «Школа России» Задание   1.   Проект   «Азбука   витаминов»,   2   класс   (занятие   внеурочной деятельности). Уровень сложности – базовый. Учебное задание, направленное на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции. Подготовьте   загадки   об   овощах   и   фруктах,   найдите   стихи,   рассказы   об овощах и фруктах. Постарайтесь узнать у взрослых   и из книг о том, какие витамины   в них  содержатся,  почему  нужно  употреблять  овощи  и  фрукты. Запишите свои рассказы самостоятельно или с помощью взрослых. Дополните свои рассказы рисунками, картинками. Советы по выполнению проекта 1. Обсудите дома тему своего проекта и форму представления. 2. Составьте свой план выполнения работы.  3. Выполняйте работу в течение недели. 4. Проверьте, всё ли вы выполнили. 5. Представьте свою работу классу. Время выступления 2­3 минуты. 6. Выслушайте выступления других детей. 7. Оцените   свою   работу   и   работу   других   детей   (смайлики:   красный, желтый, зеленый). Код задания «5». 9 УМК «Школа России» Задание 2. Русский язык, 4 класс (Тема. Синтаксис). Задание базового уровня. Впишите пропущенные смысловые вопросы в словосочетания: смотреть (…) в окно; ручка (…) красивая; загорать (…) на пляже; кабинет (…) учителя; цвести (…) на клумбе. Критерий   достижения   планируемого   результата:   задание   выполнено   и проверено. Образец правильного ответа: Смотреть (куда?) в окно, ручка (какая?) красивая, загорать (где?) на пляже,  кабинет (кого?) учителя, цвести (где?) на клумбе. Задание повышенного уровня. Вероника выполняла неполный синтаксический разбор предложения:  «Паша выскочил из­за стола и побежал на улицу». Критерий   достижения   планируемого   результата:   задание   выполнено правильно   и   в   полном   объеме,   найдена   1   ошибка   и   указано,   в   чем   она заключается. Образец правильного ответа: 1. 2. на улицу.» Грамматическая основа – «Паша выскочил и побежал». Словосочетания: «Выскочил (откуда?) из­за стола, побежал (куда?)                                                                                                                                                                                                                                                                                  _______________________________________              ______________________________________ Задание 3. Математика, 1 класс (Тема. Числа в пределах 100). Задание базового уровня. УМК «Школа России» Продолжите закономерность, запишите еще 3 числа. 15, 26, 37, 48, …, …, …  . 10 Образец правильного ответа: 15, 26, 37, 48, 59, 70, 81.  (каждое последующее число увеличивается на 11) Задание повышенного уровня. Решите примеры, добавьте еще по одному примеру в каждый столбик. Третий столбик составьте самостоятельно. 10+20                 11+21                  … 10+30                 11+31                  … 10+40                 11+41                  …    … …                      … Критерий   достижения   планируемого   результата:   задание   выполнено правильно и в полном объеме, найдены 2­3 ошибки и исправлены. Образец правильного ответа: 10+20                 11+21                  12+22 10+30                 11+31                  12+32 10+40                 11+41                  12+42 10+50                 11+51                  12+52 Задание 4. Русский язык, 3 класс (Тема. Морфология). Задание базового уровня. УМК «Школа России» Назовите одним словом: лицо, которое обучает чему­нибудь, преподаватель школы.  Подберите к нему однокоренные слова. Критерий   достижения   планируемого   результата:   задание   выполнено   и проверено. Образец   правильного   ответа:   учитель;   учить,   ученик,   учительская, учительница, учительство, учительствовать. Задание повышенного уровня. Составьте словосочетания со словом «учитель», подберите синонимы к данному слову. Составьте предложение со словом «учитель». Критерий   достижения   планируемого   результата:   задание   выполнено правильно и в полном объеме, выполнена работа над ошибками. 11 Образец правильного ответа: Словосочетания: строгий учитель, сельский учитель, гордиться учителем, профессия учителя, дежурный учитель. Синонимы: педагог, наставник, преподаватель. Предложение: «Любимый учитель вошёл в класс и стал рассказывать нам о природе». Заключение Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми младшими школьниками. При работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно. Формирование   универсальных   учебных   действий   является целенаправленным,   системным   процессом,   который   реализуется   через   все предметные   области   УМК   «Школа   России»   и   внеурочную   деятельность. Реализация   требований   ФГОС   в   УМК   «Школа   России»   обеспечивается единством  структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. Овладение  универсальными  учебными  действиями,  в конечном  счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,   умения   и   компетенции,   включая   самостоятельную   организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Список используемой литературы Концепция федеральных государственных образовательных стандартов 1. общего образования. / Под ред. А. М.Кондакова, А. А.Кузнецова. 12 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Кудрявцева   Н.   Г.   Системно­деятельностный   подход   как   механизм 2. реализации   ФГОС   нового   поколения.//Справочник   заместителя   директора школы.­2011.­ №4.­ С.13­30. 3. Н.Ю.Шведова.­ Москва, 2000. – 939 с. 4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 64 с.: илл. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных заданий УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование универсальных учебных действий  средствами учебных заданий УМК «Школа России»  в соответствии с требованиями ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018