Формирование УУД на уроках физики

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья "Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках физики в рамках проектной и исследовательской деятельности" кратко описывает понятие "универсальные учебные действия", механизм отслеживания уровня УУД школьников, охватывает технологию выполнения проектов. В конце статьи делается вывод о результативности метода проектов и исследований в школе.
Иконка файла материала Выступление.docx
Формирование УУД на уроках физики в рамках проектной и исследовательской деятельности Е.В. Михайлюк,  учитель физики МКОУ СОШ с. Красное Николаевского муниципального района  Хабаровского края Овладение   обучающимися   универсальными   учебными   действиями     происходит   в контексте разных учебных предметов.   Каждый предмет в зависимости от предметного содержания   и   способов   организации   учебной   деятельности   обучающихся   раскрывает определенные  возможности для формирования УУД.  Физика   –   это   один   из   немногих   школьных   предметов,   в   ходе   усвоения   которого школьники вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.   В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия»   означает   умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД на своих уроках, вначале я изучила нормативные документы. На основе изученных нормативных документов составила   программу формирования УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету, 7 – 9 класс по УМК А.А. Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК   Г.Я. Мякишева, в которых предусмотрены учебные проекты и исследования.  Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:   карты;  анкетирование (1 раз в четверть); наблюдение, результаты которого входят в индивидуальные технологические анализ результативности работы. Включение   обучающихся   в   исследовательскую   и   проектную   деятельность   является одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса. С 2010 ­ 2011 учебного года (уже 7 лет) я активно начала использовать в своей работе метод проектов и исследований.    В   основу   данного   метода     положена   самостоятельная   целенаправленная исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный   характер,   при   его   организации   используются   общепринятые   в   науке   методы познания.   К   общенаучным   методам   относятся   аналогия,   наблюдение   и   опыт,   анализ   и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация.   Метод проектов может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработкинавыков   решения   учебных   задач.   Выбор   метода   научного   познания,   который   будет использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала. Моя работа по формированию УУД   в проектной и исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов. Первый  этап   –   постановка   проблемы.   Этот   этап   является   наиболее   сложным   для обучающихся,   в   самом   начале   работы   я   прилагаю   максимальный   педагогический   такт, чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были выбраны такие проблемы:  «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки», «Будет ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей у переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)  Следующий  этап   –   целеполагание.   На   этом   этапе   дети   высказывают   большое количество идей, даже самых фантастических. Я определяю вместе с детьми, каким будет проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.  Следующий  шаг   –   это   планирование.   Планирование   представляет   для   них определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования. На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного продукта.   Тут   ребята   проявляют   большую   активность,   действуют   самостоятельно, творчески. Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта. На различных этапах работы над проектом моя позиция: руководитель проекта, коллега; равноправный партнер; эксперт – знаток.    Роль обучающихся:     активные участники процесса; члены команды; авторы проекта; равноправные партнеры. Самое   интересное,   что   даже   неудачно   выполненный   проект   также   имеет   большое положительное педагогическое значение.  Для оценки сформированности универсальных учебных действий я использую анкеты, тесты, технологические карты наблюдений. Сформированнность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, влияет на  качество знаний. Проводя  такие   работы  в  течение  учебного  года,    выделю   положительные  моменты формирования   универсальных   учебных   действий   в   проектно­исследовательской деятельности.  Этот   метод   позволяет   ребятам   приобрести   коммуникативные   навыки   общения, практические   умения,   возможность   использования   широких   человеческих   контактов   и знакомство   с   различными   точками   зрения.   Обучающиеся   овладевают   умениями использовать   исследовательские   методы   получения   информации.   Метод   проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.  Если   школьник   сумеет   справиться   с   работой   над   учебным   проектом,   можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать   собственную   деятельность,   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.Формирование   способности   и   готовности   учащихся   реализовывать   универсальные учебные   действия   позволяет   повысить   мотивацию   школьника   и   интерес   к   изучению предмета «физика». г. Николаевск­на­Амуре,  март, 2017