Статья "Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках физики в рамках проектной и исследовательской деятельности" кратко описывает понятие "универсальные учебные действия", механизм отслеживания уровня УУД школьников, охватывает технологию выполнения проектов. В конце статьи делается вывод о результативности метода проектов и исследований в школе.
Формирование УУД
на уроках физики
в рамках проектной и исследовательской деятельности
Е.В. Михайлюк,
учитель физики МКОУ СОШ с. Красное
Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Каждый предмет в зависимости от предметного
содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД.
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого
школьники вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их
эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и
экспериментальной верификации выводов.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить
как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД на своих уроках, вначале
я изучила нормативные документы.
На основе изученных нормативных документов составила программу формирования
УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету, 7 – 9 класс по УМК
А.А. Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК Г.Я. Мякишева, в которых предусмотрены учебные
проекты и исследования.
Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:
карты;
анкетирование (1 раз в четверть);
наблюдение, результаты которого входят в индивидуальные технологические
анализ результативности работы.
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является
одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса.
С 2010 2011 учебного года (уже 7 лет) я активно начала использовать в своей работе
метод проектов и исследований.
В основу данного метода
положена самостоятельная целенаправленная
исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит
учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы
познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и
синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Метод проектов может
быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработкинавыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет
использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.
Моя работа по формированию УУД в проектной и исследовательской деятельности
состоит из нескольких этапов.
Первый этап – постановка проблемы. Этот этап является наиболее сложным для
обучающихся, в самом начале работы я прилагаю максимальный педагогический такт,
чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были
выбраны такие проблемы: «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки»,
«Будет ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей
у переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)
Следующий этап – целеполагание. На этом этапе дети высказывают большое
количество идей, даже самых фантастических. Я определяю вместе с детьми, каким будет
проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была
достигнута.
Следующий шаг – это планирование. Планирование представляет для них
определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не
начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования.
На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного
продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно,
творчески.
Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта.
На различных этапах работы над проектом моя позиция:
руководитель проекта, коллега;
равноправный партнер;
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
активные участники процесса;
члены команды;
авторы проекта;
равноправные партнеры.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое
положительное педагогическое значение.
Для оценки сформированности универсальных учебных действий я использую анкеты,
тесты, технологические карты наблюдений.
Сформированнность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, влияет на качество знаний.
Проводя такие работы в течение учебного года, выделю положительные моменты
формирования универсальных учебных действий в проектноисследовательской
деятельности.
Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения,
практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и
знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями
использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов
помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
Если школьник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет
спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволяет повысить мотивацию школьника и интерес к изучению
предмета «физика».
г. НиколаевскнаАмуре,
март, 2017