Статья "Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках физики в рамках проектной и исследовательской деятельности" кратко описывает понятие "универсальные учебные действия",  механизм отслеживания уровня УУД школьников,  охватывает технологию выполнения проектов. В конце статьи делается вывод о результативности метода проектов и исследований в школе.
            
        
        
        
                    
                
                    Формирование УУД
на уроках   физики
в рамках проектной и исследовательской деятельности
Е.В. Михайлюк, 
учитель физики МКОУ СОШ с. Красное
Николаевского муниципального района 
Хабаровского края
Овладение   обучающимися   универсальными   учебными   действиями     происходит   в
контексте разных учебных предметов.   Каждый предмет в зависимости от предметного
содержания   и   способов   организации   учебной   деятельности   обучающихся   раскрывает
определенные  возможности для формирования УУД. 
Физика   –   это   один   из   немногих   школьных   предметов,   в   ходе   усвоения   которого
школьники вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их
эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и
экспериментальной верификации выводов.  
В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия»   означает   умение
учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить
как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД на своих уроках, вначале
я изучила нормативные документы.
На основе изученных нормативных документов составила   программу формирования
УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету, 7 – 9 класс по УМК
А.А. Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК   Г.Я. Мякишева, в которых предусмотрены учебные
проекты и исследования. 
Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:
карты;
анкетирование (1 раз в четверть);
наблюдение, результаты которого входят в индивидуальные технологические
анализ результативности работы.
Включение   обучающихся   в   исследовательскую   и   проектную   деятельность   является
одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса.
С 2010  2011 учебного года (уже 7 лет) я активно начала использовать в своей работе
метод проектов и исследований. 
 
В   основу   данного   метода  
  положена   самостоятельная   целенаправленная
исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит
учебный   характер,   при   его   организации   используются   общепринятые   в   науке   методы
познания.   К   общенаучным   методам   относятся   аналогия,   наблюдение   и   опыт,   анализ   и
синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация.   Метод проектов может
быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработкинавыков   решения   учебных   задач.   Выбор   метода   научного   познания,   который   будет
использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.
Моя работа по формированию УУД   в проектной и исследовательской деятельности
состоит из нескольких этапов.
Первый  этап   –   постановка   проблемы.   Этот   этап   является   наиболее   сложным   для
обучающихся,   в   самом   начале   работы   я   прилагаю   максимальный   педагогический   такт,
чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были
выбраны такие проблемы:  «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки»,
«Будет ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей
у переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала») 
Следующий  этап   –   целеполагание.   На   этом   этапе   дети   высказывают   большое
количество идей, даже самых фантастических. Я определяю вместе с детьми, каким будет
проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была
достигнута. 
Следующий  шаг   –   это   планирование.   Планирование   представляет   для   них
определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не
начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования.
На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного
продукта.   Тут   ребята   проявляют   большую   активность,   действуют   самостоятельно,
творчески.
Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта.
На различных этапах работы над проектом моя позиция:
руководитель проекта, коллега;
равноправный партнер;
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
активные участники процесса;
члены команды;
авторы проекта;
равноправные партнеры.
Самое   интересное,   что   даже   неудачно   выполненный   проект   также   имеет   большое
положительное педагогическое значение. 
Для оценки сформированности универсальных учебных действий я использую анкеты,
тесты, технологические карты наблюдений.
Сформированнность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, влияет на  качество знаний.
Проводя  такие   работы  в  течение  учебного  года,    выделю   положительные  моменты
формирования   универсальных   учебных   действий   в   проектноисследовательской
деятельности.
 Этот   метод   позволяет   ребятам   приобрести   коммуникативные   навыки   общения,
практические   умения,   возможность   использования   широких   человеческих   контактов   и
знакомство   с   различными   точками   зрения.   Обучающиеся   овладевают   умениями
использовать   исследовательские   методы   получения   информации.   Метод   проектов
помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
 Если   школьник   сумеет   справиться   с   работой   над   учебным   проектом,   можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет
спланировать   собственную   деятельность,   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.Формирование   способности   и   готовности   учащихся   реализовывать   универсальные
учебные   действия   позволяет   повысить   мотивацию   школьника   и   интерес   к   изучению
предмета «физика».
г. НиколаевскнаАмуре, 
март, 2017