Статья "Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках физики в рамках проектной и исследовательской деятельности" кратко описывает понятие "универсальные учебные действия", механизм отслеживания уровня УУД школьников, охватывает технологию выполнения проектов. В конце статьи делается вывод о результативности метода проектов и исследований в школе.
Выступление.docx
Формирование УУД
на уроках физики
в рамках проектной и исследовательской деятельности
Е.В. Михайлюк,
учитель физики МКОУ СОШ с. Красное
Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Каждый предмет в зависимости от предметного
содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД.
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого
школьники вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их
эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и
экспериментальной верификации выводов.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить
как совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД на своих уроках, вначале
я изучила нормативные документы.
На основе изученных нормативных документов составила программу формирования
УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету, 7 – 9 класс по УМК
А.А. Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК Г.Я. Мякишева, в которых предусмотрены учебные
проекты и исследования.
Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:
карты;
анкетирование (1 раз в четверть);
наблюдение, результаты которого входят в индивидуальные технологические
анализ результативности работы.
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является
одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного процесса.
С 2010 2011 учебного года (уже 7 лет) я активно начала использовать в своей работе
метод проектов и исследований.
В основу данного метода
положена самостоятельная целенаправленная
исследовательская деятельность обучающихся. Несмотря на то, что исследование носит
учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы
познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и
синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Метод проектов может
быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет
использован в учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.
Моя работа по формированию УУД в проектной и исследовательской деятельности
состоит из нескольких этапов.
Первый этап – постановка проблемы. Этот этап является наиболее сложным для
обучающихся, в самом начале работы я прилагаю максимальный педагогический такт,
чтобы помочь ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были
выбраны такие проблемы: «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки»,
«Будет ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей
у переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)
Следующий этап – целеполагание. На этом этапе дети высказывают большое
количество идей, даже самых фантастических. Я определяю вместе с детьми, каким будет
проектный продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была
достигнута.
Следующий шаг – это планирование. Планирование представляет для них
определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не
начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования.
На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного
продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно,
творчески.
Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта.
На различных этапах работы над проектом моя позиция:
руководитель проекта, коллега;
равноправный партнер;
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
активные участники процесса;
члены команды;
авторы проекта;
равноправные партнеры.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое
положительное педагогическое значение.
Для оценки сформированности универсальных учебных действий я использую анкеты,
тесты, технологические карты наблюдений.
Сформированнность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, влияет на качество знаний.
Проводя такие работы в течение учебного года, выделю положительные моменты
формирования универсальных учебных действий в проектноисследовательской
деятельности.
Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения,
практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и
знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями
использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов
помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
Если школьник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет
спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволяет повысить мотивацию школьника и интерес к изучению
предмета «физика».
г. НиколаевскнаАмуре,
март, 2017
Формирование УУД на уроках физики
Формирование УУД на уроках физики
Формирование УУД на уроках физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.