Формирования читательской грамотности как условие повышения качества
образования младших школьников
автор: Леоненко Алена Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Колташевская средняя
общеобразовательная школа»
Система образования в Российской Федерации постоянно самосовершенствуется. Одним из показателей успешности этого процесса является соответствие международным образовательным стандартам, в которых приоритетную задачу занимает формирование функциональной грамотности - «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «в 2024 необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности школьников составил 497 баллов - 21 место в мире. Главная причина - информационная загруженность. В большом потоке информации ученику становится трудно выбрать необходимую информацию, интерпретировать ее и применить. Также хотелось бы отметить утрату ценности книги (чтение заменяется многочасовым просмотром телефона, телевизора) и не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг и делает вывод, что в этом нет необходимости). Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль как для образования, так и для государства в целом.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. История появления этого понятия тесно связана с международными проектами PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in InternationalReading Literacy Study).
В настоящий период в нашей стране действует национальная программа развития чтения, принятая в России в 2006 г., она предусматривает развитие научных исследований по проблематике развития чтения в целом, и по развитию читательской грамотности в частности.
Ведущими педагогами были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности.
Понятие читательской грамотности рассматривают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова. Каждый из них уделяет внимание отдельным составляющим решения данной проблемы.
Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности представлены в работах М.А. Пинской, Т.В. Тимковой, О.Л. Обуховой. Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д.Фрумина.
Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы описаны в работах Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой. О педагогических средствах обучения читательской грамотности в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?» говорят М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова.
Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении. Чтение, по мнению Л. С. Выготского, это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры. Чтение выступает посредником в общении и средством для решения жизненных проблем.
Все выше указанные исследователи придают особое значение развитию читательской грамотности.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы». Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Шамиль Тагирович Ахмадуллин – физик по первому образованию, психолог – по второму, нейропрсихолог, логопед. Всю свою профессиональную деятельность занимался развитием и обучением детей. Основным профессиональным интересом автора является создание таких методов и способов обучения, которые бы позволял детям просто, легко и весело осваивать школьную программу. Сейчас Шамиль Ахмадуллин является основателем целой сети школ скорочтения и одним из популярных разработчиков методик эффективного обучения детей в России.
Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.
Функциональное чтение – это чтение, которое преследует цель поиска информации для решения конкретных задач или выполнения одного определенного задания. При функциональном чтении применяются два вида приемов - просмотровое чтение (сканирования) и аналитическое чтение (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Поварнин С. В. считает, что если у ученика сформированы навыки функционального чтения, то он может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения необходимой информации из любой сложности текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»
Критериями и показателями сформированности основ читательской грамотности младших школьников являются:
- мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;
- когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;
- деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.
Стало актуальным обсуждение проблемы формирования читательской грамотности, компетенции обучающихся и построение ее структуры.
В связи с этим возникает проблема: обеспечение перехода от обучения чтению к чтению для обучения, непосредственно, с внедрением педагогические технологии по развитию осознанного интереса к чтению и формированию функциональной грамотности учащихся.
В современном мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, который способствует активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также непрерывному обучению.
В Федеральных государственных образовательных стандартах читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения.
Особое внимание формированию читательской грамотности уделяется в начальной школе, так как именно в начальных классах идет развития устойчивого интереса к чтению.
Чтение – это фундамент в воспитании, образовании и культурном развитии личности.
Моя задача, как учителя, заключается не только в поддержании интереса к чтению, но и в оказании помощи ребенку овладеть умением грамотного чтения и осмысления текстов.
На уроках я использую разнообразные методы и приемы работы с текстом, которые мне показались наиболее интересными и приемлемыми.
1.Этап формирования темы и цели урока:
1.1. Чтение слов без лишнего слога (математика)
Например, крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал. (Круг, квадрат, треугольник, овал).
Затем подвожу к теме урока утоняющим вопросом: Как одним словом назвать данные слова? (фигуры)
1.2. Чтение только первых слогов (русский язык)
Предмет, лошадь, железо, никогда, еда - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Данные упражнения развивают зоркость и смысловое чтение.
2. Этап актуализации знаний:
2.1. Упражнение «Пол-арбуза» или «Потерянный текст»
Если спросить у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? Конечно же, ребенок ответит: «Да». Ученики прикрывают непрозрачной линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Затем перемещают линейку выше и показывают только нижнюю часть слов и читают. Это задание уже чуть труднее.
Данное задание направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там. Антиципацию можно развить, она делает чтение осознанным и легким
2.2. Работа с обложкой книги, афишей, объявлением и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Формируется навык способности извлекать необходимую информацию, оформленную в виде не сплошного текста
В 3-4 классах ребята уже могут самостоятельно составить афишу или обложку о прочитанном рассказе или сказке, но тогда данный тип задания будет уже применяться на этапе самоконтроля, чтобы ученики смогли выразить свое мнение, еще раз проанализировав текст.
2.3. Упражнение «Слово-фигура-число»
Ребенку нужно вести взгляд слева направо и назвать то, что находится в круге: фигуру, число либо написанное слово. Данное задние модно усложнить и в круге писать не просто число, а пример для устного счета. Либо, если это урок русского языка, то можно подобрать слова на какое-либо определенное правило.
Это упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке.
3. Этап изучения нового материала
3.1. Упражнение «Волшебный квадрат»
Данное упражнение наилучший способ структурировать прочитанный текст, а также подготовить данный текст к пересказу. Ученик читает текст и затем заполняет волшебный квадрат. Также данное упражнение использую при написании изложений, сочинений, на уроках окружающего мира при описании животных, лесных зон и так далее. Вопросы, находящиеся внутри квадрата можно менять в соответствии с поставленной задачей.
Волшебный квадрат
|
3.2. Скетчноутинг
Скетчноутинг — это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию. В 1970 году Алан Пайвио разработал теорию двойного кодирования, согласно которой мозг использует для обработки данных два канала — вербальный и визуальный. Скетчноутинг задействует сразу оба. Благодаря работе сразу двух полушарий, учащиеся не просто слышат и записывают, а осмысливают материал. Визуальное конспектирование помогает фокусировать внимание. Мозг поглощён процессом, рисование дарит положительные эмоции. Красивые записи приятно рассматривать самому и показывать друзьям.
Этот вид работы помогает при подготовке пересказа, хорошо подходит для работы в группах и парах. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
3.3. Упражнение «Задай вопрос по прочитанному тексту»
После прочтения текста учащимся предлагается сформулировать вопрос, связанный с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, находя ответы на вопросы в тексте. Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
3.4. Прием «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем прошу поднять руки ребятам, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости используем различные словари – толковый, словарь в конце учебника.
3.5. «Кубик Блума»
Приём технологии критического мышления «Кубик Блума» был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать разные вопросы различного характера. Педагог или ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови… Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, «Назовите главных героев произведения И. Соколова-Микитова «Листопадничек», или «Назовите признаки квадрата», или «Назовите номера телефонов служб спасения»
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему… Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например, «Почему И. Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»?
Объясни… Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Объясни, почему прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем?
- Объясни, почему Листопадничек убежал из родного гнезда??
Предложи… Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например, Предложи, как бы ты поступил на месте Листопадничка-зайчонка?
Придумай… Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например, Придумай, свою версию концовки произведения.
Поделись… Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Например, Поделись, что ты чувствовал, когда читал произведение? Переживал ли ты за главного героя?
4. Этап закрепление изученного материала
4.1. Прием «Реставратор»
Смысл приёма заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искажённый учителем или выданный в неполном объёме. Такую работу можно проводить индивидуально, фронтально или по группам. Цель приема – формирование умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключенную в тексте информацию.
Имена ……. – это слова, которые обозначают …… и отвечают на вопросы: …? Или….? Имена ….. могут быть одушевлёнными и …….. Вопрос …..? мы задаём к именам ……, которые обозначают людей, ….. Вопрос …..? мы задаём к именам ……, которые обозначают предметы.
|
4.2. Упражнение «Ловушка»
Цель данного упражнения найти слова, которые не советуют смыслу текста, и заменить найденные слова словами, подходящими по смыслу. Цель данного упражнения – формирование вдумчивого и осознанного чтения, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Например,
Здоровому - грач не нужен. Лес рубят – кепки летят. Труд кормит, а пень портит |
Результативность.
На мой взгляд данные упражнения и приемы наиболее интересные и универсальные. Они могут быть использованы как на уроках литературного чтения, так и на уроках математики, окружающего мира, русского языка, музыки, технологии.
Применение упражнений на формирование читательской грамотности начато в сентябре 2022 года с обучающимися 2 класса. В ходе использований данных упражнений в течении 2 года обучения были достигнуты следующие результаты.
Динамика успеваемости по основным предметам положительная.
Предмет |
2022-2023 учебный год |
2023-2024 учебный год, 1 четверть |
2023-2024 учебный год, 2 четверть |
Литературное чтение |
4,39 |
4,4 |
4,42 |
Русский язык |
3,83 |
3,84 |
3,87 |
Математика |
3,95 |
3,97 |
3,99 |
Окружающий мир |
4,47 |
4,48 |
4,48 |
Качество обученности возросла с 89,3% до 89,7 % (повысилось на 0,4%). Успеваемость – 100%.
Дети вовлечены и во внеурочную деятельность. Принимают активное участие в конкурсах. Призовые места в региональных конкурсах «Мои географические путешествия» - 3 место, «Великий поэт к 220-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева» - 3 место и участие. Ученики являются активными пользователями портала учи.ру. В октябре на платформе учи.ру была проведена диагностика читательской грамотности у обучающихся 3б класса: выше базового – 20%, базовый уровень – 67% , ниже базового – 13%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Результаты проверки навыков техники чтения учащихся 3б показали, что 83 % школьников овладели основными навыками чтения в разной степени успешности: 71 % читают осознанно, 72 % - без ошибок, 78 % освоили необходимый уровень способа чтения для своего возраста, учащихся читают целыми словами, 39 % читают в темпе, соответствующем или превышающем норму, 47 % читают выразительно, не только соблюдая логические паузы, но и придавая содержанию текста эмоциональную окраску.
Распространение опыта.
В ходе педагогической деятельности я регулярно занимаюсь самообразованием, повышаю свою профессиональную компетентность и делюсь опытом работы с коллегами на разных уровнях: на школьных методических объединениях учителей начальных классов, на заседании территориального школьного объединения №4, на педагогических советах.
Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа, которая показывает, что уровень формирования типа правильной читательской грамотности успешно реализуется в моем классе.
При использовании на уроках указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения.
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Информация, оформленная в виде несплошного текста
(афиша, обложки, объявления и т.п.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Скетчноутинг
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.