Данная статья по формированию математических представлений детей старшого дошкольного возраста посредством лего - конструирования. Рассматривается процесс формирования детской личности. Рассматривается понятие математические представления. Рассматривается эффективность использования лего - конструирования при формировании математических представлений. Рассматривается особенности формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Низамутдинов Ильяз Рафинатович
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ
Лесосибирский педагогический институт
филиал Сибирского Федерального университета
Процесс формирования детской личности характеризуется не только
интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и
интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими,
поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере
зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, чему они
стремятся, как они эмоционально относятся к стоящим перед ними задачам.
Понятие
«математические представления» является довольно
сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Формированию у
ребенка «математических представлений» способствует использование
разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания,
умения, навыки. Содержание обучения математическим представлениям и
понятиям формирует характерные для познавательного интереса операции
мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация) и мыслительные
процессы (рассуждение, умозаключение, суждение). Обучение математике в
дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки
полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире.
На современном этапе – значительных технических достижений,
которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческойжизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и
объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в
дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками
как Лего
приобретает такой вид продуктивной деятельности,
конструирование.
Мы полагаем, что для формирования математических представлений
Легоконструирование будет очень эффективным видом деятельности, так
как в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и
дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и
переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Использование
Легоконструирования при организации образовательного процесса, дает
возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует
формированию задатков инженернотехнического мышления, а также дает
возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность
к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в
свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего
Способствует развитию внимания,
мышления,
обучения.
воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками,
памяти,
обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Мы считаем, что формирование математических представлений
дошкольников в процессе Легоконструирования достаточно эффективно, так
как:
является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
(речевое, познавательное и социальнокоммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг
к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли,
объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Следует отметить, что особенностями формирования
математических представлений детей старшего дошкольного возраста
является и то, что математические представления можно осуществлять в
разных видах деятельности: игровой, познавательноисследовательской,
математических
продуктивной,
представлений определяется особенностями развития внимания, памяти,
Формирование
конструктивной.
восприятия детей старшего дошкольного возраста.
мышления,
Математические представления во многом характеризуют процесс
формирования мышления, становление которого в старшем дошкольном
возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности
оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность
существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов
умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в
значительной степени опирается на основание определенных действий с
внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и
обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные
возможности для развития различных форм образного мышления.