«Формирующее оценивание, как способ повышения качества обучения на уроках физики»
Оценка 4.6

«Формирующее оценивание, как способ повышения качества обучения на уроках физики»

Оценка 4.6
Документация
docx
физика
Взрослым
13.02.2021
«Формирующее оценивание,  как способ   повышения  качества обучения на уроках физики»
В разработке описываются техники формирующего оценивания, с помощью которых повышается качество преподавания физики.
ДОКЛАД Формирующее оценивание.docx

 

Муниципальное  образовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме:

«Формирующее оценивание,  как способ   повышения

 качества обучения на уроках физики»

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: Зеленова Инна Андреевна

                       учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Кут 2020

 

Формирующее оценивание,  как способ   повышения

 качества обучения на уроках физики

        Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

         четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

          сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

         Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Формирующее оценивание для обучающихся:

         видит свой учебный прогресс,

         чувствует ответственность за свою учебную работу,

         стремиться выполнять ее качественно,

         понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,

         формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,

         может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,

         готов к учебе на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 


        При  внедрении нового всегда возникает проблема: «А как это сделать? Понятно главное -  каждому  ученику  необходим доступ к оцениванию, учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

          Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

        Формирующие оценивание -  это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Оценочные техники формирующего оценивания

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5886187f3b091/img10.jpg

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/029e/000482f5-6f8a39e7/img5.jpg

 

Методика «Cоставление тестов»

Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Составление учащимися  предметных тестов - эффективная форма самостоятельной работы, которая  улучшает их успеваемость по предмету, и, способствует формированию у них общих компетенций: понимать и анализировать процессы; способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

 

Тема урока:  Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.9 класс.

1.     По какому физическому закону можно определить потери электроэнергии в ЛЭП?

А. закон сохранения импульса

Б. закон Ома

В. закон Джоуля – Ленца

 

2.     Существенного снижения потерь электроэнергии можно добиться за счет:

А. уменьшения силы тока

Б. увеличения силы тока

В. снизить мощность тока

 

3.     Какой ток называют переменным?

А. ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению

Б. ток, периодически меняющийся со временем по модулю

В. ток, периодически меняющийся со временем по направлению

 

4.     Для получения переменного тока используют устройства:

А. реостаты

Б. трансформаторы

В. электромеханические индукционные генераторы

 

5.     Трансформатор изобрел:

А. Якоби Б.С.

Б. Яблочков П.Н.

В.  Джеймс Максвелл

 

Оценочные рубрики   Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников

Критерии

Очень уверенно

7 баллов

Уверенно

5 баллов

Не всегда

уверенно

3 балла

Неуверенно

1 балл

Я могу отличить по схеме последовательное соединение от параллельного соединения

 

 

 

+

 

 

 

Я могу собирать цепи с последовательным и параллельным соединением.

 

 

 

 

+

 

 

Я знаю формулы для определения силы тока, напряжения,  сопротивления для последовательного и параллельного соединений проводников.

 

 

 

 

+

 

 

 

Я умею решать задачи на различные виды соединений проводников.

 

 

 

 

+

 

 

28 баллов -  отлично (эксперт)

От 26 -20 баллов - отлично

От 18- 12 баллов - хорошо

От 10 – 4 баллов - удовлетворительно

 

    Мини-обзор 

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

 

Тема урока Строение атомов

Понятно

Не совсем ясно

Осталось тайной

 

 

 

Почти все

 

 

 

 

 

Как определили массу и заряд протонов, электронов?

 

 

Почему электроны уходят из атома?

 

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

 

Тема  Волновые свойства света

 

Вопрос

Согласен

Не совсем согласен

Совсем не согласен

Световые волны обладают свойствами электромагнитных волн

 

 

+

 

 

Спектральный свет монохроматический

+

 

 

Когерентные волны в природе не встречаются

 

 

+

 

Дифракционная решетка и призма - приборы, с помощью которых можно получить спектр

 

 

 

+

 

Лазер – источник поляризованного света

 

+

 

 

Все волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция.

 

 

 

+

 

В мыльном пузыре наблюдается дисперсия

 

 

+

 

Свет- продольная волна

 

 

+

 

Оценочный лист лабораторных работ содержащий пять групп планируемых результатов и проверяемых умений по физике составленных на основе предметных результатов, изложенных в Стандарте:

1.     Оформление работы.

2.     Измерение физических величин.

3.     Вычисление значений физических величин.

4.     Построение графика зависимости по результатам измерений.

5.     Формулировка вывода.

 

Оценочный лист лабораторных работ позволяет осуществить оценку  достижения планируемых результатов, определяет  основные направления и цели оценочной деятельности обучающегося, обеспечивает комплексный подход к оценке планируемых результатов, обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Заполнение оценочного листа

Работа с оценочным листом происходит в начале урока следующего после лабораторной работы. Каждое проверяемое умение оценивается двумя баллами, если ученик выполнил его верно, одним баллом, если допустил неточность, и ноль баллов, если не достиг данного результата в ходе выполнения лабораторной работы. В зависимости от типа лабораторной работы отдельные умения могут быть не заполнены, если их формирование не предусматривалось в данной лабораторной работе.

В нижней части оценочного листа обучающиеся формулируют проблемы, возникшие при выполнении данной работы. После заполнения оценочного листа каждый обучающийся зачитывает возникшие трудности при выполнении лабораторной работы, и подводится итог, на что надо обратить внимание обучающимся при выполнении следующей работы.

Анализ собственной деятельности при выполнении лабораторной работы необходим для качественного обучения. Обучающиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения. Когда учащиеся получают такое представление, они учатся с большей отдачей и эффектом, их собственные оценки становятся предметом обсуждения с учителем и друг с другом.

Таким образом, оценочный лист помогает обучающемуся:

-       оценить степень достижения намеченных целей,

-       определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить при выполнении
лабораторной работы, над чем необходимо поработать, т.е. позволяет прогнозировать процесс собственного обучения,

-       оценить индивидуальные приращения образовательных результатов

-       сформировать навык адекватной самооценки

-       сформировать навык и привычку к систематической и добросовестной самооценке 

Оценочный лист лабораторных работ помогает учителю:

-       осуществить обратную связь,

-       организовать процесс сбора и анализа информации об успехах каждого ученика,

-       получить информацию о качестве учебного процесса,

-       модифицировать процесс обучения и учения в случае неудовлетворительных результатов,

оптимизировать полученные результаты, в преподавании, обучении и оценивании.

Методика «Карты понятий»

 

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Карты понятий. Критерии оценивания:

1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,

2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,

3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,

4. Примеры: 1 пример – 1 балл

       Начинать обучение этому методу нужно с изучения графического способа отображения некоторых сведений о мире (фактов) в виде  суждений. В этом суждении два понятия связываются между собой каким-то отношением. Одно из понятий чаще всего представляет некий объект (явление, предмет, взаимозависимость физических величин  и т. д.), а второе - какое-либо его свойство, которым наделяется объект с помощью определённой связи. Графически такое суждение обычно представляют в виде двух фигур (чаще всего изображают прямоугольники), соединённых линией или стрелкой (рисунок  1). Внутри прямоугольников пишутся понятия, а рядом со стрелкой - название вида связи (обычно это глагол, но это не обязательно).

Например:

  Давление     __________________________ барометр

  Сила             __________________________  динамометр

 

          Наиболее часто понятия связываются одним из девяти логических видов связи

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/03/s_5e373e220d20b/1340035_16.jpeg

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/12/s_5e1b638c81b01/img11.jpg

Виды волн

 

 

…

 

http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/pic1-2.jpg

 

 

Организация рефлексии (метод неоконченных предложений)

§  Я почувствовал, что…

§  Было интересно…

§  Меня удивило…

§  Своей работой сегодня я… потому что…

§  Мне захотелось…

§  Мне больше всего удалось…

§  Задания для меня показались… потому, что…

§  Для меня было открытием то, что…

§  Мне показалось важным…., потому что…

§  Заставил задуматься…

§  Навёл на размышления…

§  Сегодня я узнал…

§  Было трудно…, потому что…

§  Я выполнял задания…

§  Я понял, что…

§  Теперь я могу… потому, что…

§  Я приобрёл….

§  Я научился….

Оценивание по результату

Эта техника создана для того, чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Как правило, оно требует, чтобы ученик проделал необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты, анализы или решая какую-либо практическую проблему. Она способна зафиксировать разнообразные приемы решения проблем, которые применяет ученик, раскрывая таким образом уровень его концептуальных и практических знаний.

Формирующее оценивание - оценивание для развития

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего

оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы  показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по физике

 

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Запись условия задачи

 

 

 

2

Перевод в систему СИ

 

 

 

3

Написание формулы для нахождения искомой величины

 

 

 

4

Преобразование формулы

 

 

 

5

Решение задачи

 

 

 

6

Правильность вычисления

 

 

 

7

Ответ задачи

 

 

 

 

Лист самооценки

(заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

 

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

 

 

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

 

 

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

 

 

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

 

 

5.Знаю, как работать со справочной литературой

 

 

6.Умею конспектировать тему

 

 

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

 

 

8.Делал (а) устное сообщение

 

 

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

 

 

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

 

 

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

 

 

.

Лист самооценки выполнения домашнего задания

 

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

 

 

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

 

 

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

 

 

4. Я выполнил все грамматические задания.

 

 

5. Я выделил орфограммы.

 

 

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

 

 

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

 

 

8.Я выполнил работу над ошибками

 

 

Лист самооценки работы в группе

 

да

нет

1. Я был активен в группе.

 

 

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

 

 

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

 

 

4. Я не отвлекался от основной работы.

 

 

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

 

 

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

 

 

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

 

 

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у учащихся:

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

\

- прием «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Рекомендации учителю

§  Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше

§  Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников

§  Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании

§  Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели

§  Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Формирующее оценивание, как способ повышения качества обучения на уроках физики

Формирующее оценивание, как способ повышения качества обучения на уроках физики

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики

Методика « C оставление тестов»

Методика « C оставление тестов»

В. электромеханические индукционные генераторы 1

В. электромеханические индукционные генераторы 1

От 26 -20 баллов - отлично От 18- 12 баллов - хорошо

От 26 -20 баллов - отлично От 18- 12 баллов - хорошо

Дифракционная решетка и призма - приборы, с помощью которых можно получить спектр +

Дифракционная решетка и призма - приборы, с помощью которых можно получить спектр +

В нижней части оценочного листа обучающиеся формулируют проблемы, возникшие при выполнении данной работы

В нижней части оценочного листа обучающиеся формулируют проблемы, возникшие при выполнении данной работы

Карты понятий. Критерии оценивания: 1

Карты понятий. Критерии оценивания: 1

Виды волн

Виды волн

Организация рефлексии (метод неоконченных предложений) §

Организация рефлексии (метод неоконченных предложений) §

Я приобрёл…. § Я научился…

Я приобрёл…. § Я научился…

Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8

Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8

Рекомендации учителю § Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше §

Рекомендации учителю § Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше §

«Формирующее оценивание, как способ повышения качества обучения на уроках физики»

«Формирующее оценивание,  как способ   повышения  качества обучения на уроках физики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021