Внеурочная деятельность обучающихся по физике

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочная деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. В данной статье рассказывается, как работать с одарёнными детьми, что необходимо учитывать, какие способы работы учитель может использовать.
Иконка файла материала Внеурочная деятельность обучающихся по физике.docx
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ  Иванчук Марина Александровна Учитель физики МАОУ «Гимназия № 1», город Саратов E­mail: marinaivan4uk@mail.ru@mail.ru  «Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер Работа с одарёнными детьми является составной частью всего комплекса учебно­воспитательного   процесса   в   МАОУ   «Гимназии   № 1».   Современный выпускник нуждается в умении применять знания, действовать в новой ситуации, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности и стать счастливым человеком. Физика имеет в своём арсенале огромное количество сведений, которые способны поддерживать познавательный интерес и активность обучающихся. Но учителю,   ограниченному   рамками   учебного     времени,   приходится   выбирать между   желанием   включить   в   содержание   урока   интересные   факты   и эксперименты и необходимостью подготовить учащихся к экзаменам. Так как количество учебных часов по физике год от года сокращается, то внеклассная деятельность даёт  возможность расширить и углубить знания учащихся. Цель   внеурочной   деятельности:   создание   условий   для   проявления   и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение духовно­нравственных ценностей и культурных традиций. Необходимо учитывать следующее: 1. В   содержание   внеклассной   работы   необходимо   включать   вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. 2. В старших классах необходимо учитывать профиль обучения, который выбрали учащиеся.Внеклассная работа может осуществляться в разнообразных видах: 1. Индивидуальная   работа – работа  с учащимися,  при  подготовке  их  к олимпиадам. 2. Групповая   работа   –   системная   работа,   проводимая   с   постоянным коллективом   обучающихся.   К   ней   можно   отнести   проектную   деятельность, факультативы, кружки, элективные курсы. 3. Массовая   работа   –   эпизодическая   работа,   проводимая   с   большим детским коллективом. К данному виду деятельности относятся вечера, недели физики и астрономии. На практике все три вида деятельности внеклассной работы тесно связаны друг с другом. В МАОУ «Гимназии № 1» работают кружки «Крепкий орешек», «Физика в задачах» для учащихся 9­11 классов. В программу кружков включены практические   работы,   повторительно   –   обобщающие   занятия,   на   которых предполагается   защита   проектов   учащимися.   Наши   учащиеся   становились призёрами и победителями в дистанционной олимпиаде школьников по физике проекта «Инфоурок» в 2015­2016 годах: Свитнев Е., Кусакина М. – победители, 7   класс;   Панфилов В.,   Мамочкин К.,   Малов А.,   Песчаный А.,   Колокольцев Н., Елисеев Г., Григорьева Е., Головичёв И. – призёры, 10 класс В   2016   г.   учащиеся   10   класса   Григорьева Е.,   Песчаный А.   принимали участие в  III  Региональном конкурсе реферативных и исследовательских работ обучающихся   «Атомная   энергетика   –   гордость   России».   Григорьева Е.   стала победителем этого конкурса.         Для подготовки к выбору будущей профессии для учащихся 9­11 классов проводятся   элективные   курсы.   Подготовка   к   ОГЭ   и   ЕГЭ   предполагает целенаправленную  работу учителя  и  учащихся. Анализ результатов  экзаменов показал, что учащиеся МАОУ «Гимназия №1» успешно сдают эти экзамены и поступают в ВУЗы городов Саратова, Москвы, Петербурга. Организуемая   совместная   деятельность   педагога   и   обучающихся направлены на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделениясвоего Я, занятия активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где   его   Я   выступает   наравне   с   другими.   Важно   получить   первый   опыт представления своего творчества в ходе выступления на научно­практической конференции   «Интеллект   будущего»,   которая   проходит   в   нашей   гимназии. Каждая   конференция   становится   настоящим   праздником,   развивает познавательные   интересы   обучающихся   и   вовлекает   их   в   научный   поиск.   Но яркому празднику предшествует кропотливая работа, в ходе которой учащийся работает   с   различными   источниками   информации,   учится   критически осмысливать найденный материал, учится работать с различным оборудованием и   делать   эксперименты,   делает   собственные   выводы   и   учится   грамотно оформлять   свою   исследовательскую   работу.   Приведу   некоторые   примеры выступлений моих учеников на научно­практических конференциях: в 2015­2016 учебном   году   Жданова А.   и   Григорьева Е.   получили   дипломы  III  степени   за успешное   выступление   в   студенческой   научной   конференции   факультета нелинейных процессов СГУ.  Одним   из   интересных   направлений   внеурочной   деятельности   является проведение недели физики. В рамках этой недели учащиеся выпускают газеты, проводятся экскурсии, различные конкурсы, круглые столы, работает школьное радио. В III четверти в гимназии проводится день дублёра. В этот день ученики проводят   уроки   самостоятельно   и   могут   выступить   в   роли   учителя.   Таким образом,   можно   утверждать,   что   внеклассная   деятельность   способствует формированию   нового   типа   обучающегося,   обладающего   набором   умений   и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. Список литературы 1. Алексеев Н.Г.  Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др. //Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1.2. Зверева Н.М.  Практическая дидактика.  М.,2001г. 3. «Просвещение. Естественные науки». Журнал для учителя – выпуск № 2,  Весна 2012 г.