Внеурочная деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. В данной статье рассказывается, как работать с одарёнными детьми, что необходимо учитывать, какие способы работы учитель может использовать.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Иванчук Марина Александровна
Учитель физики МАОУ «Гимназия № 1», город Саратов
Email: marinaivan4uk@mail.ru@mail.ru
«Великая цель образования это не знания, а действия»
Г. Спенсер
Работа с одарёнными детьми является составной частью всего комплекса
учебновоспитательного процесса в МАОУ «Гимназии № 1». Современный
выпускник нуждается в умении применять знания, действовать в новой ситуации,
чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности и стать
счастливым человеком.
Физика имеет в своём арсенале огромное количество сведений, которые
способны поддерживать познавательный интерес и активность обучающихся. Но
учителю, ограниченному рамками учебного времени, приходится выбирать
между желанием включить в содержание урока интересные факты и
эксперименты и необходимостью подготовить учащихся к экзаменам. Так как
количество учебных часов по физике год от года сокращается, то внеклассная
деятельность даёт возможность расширить и углубить знания учащихся.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение
духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Необходимо учитывать следующее:
1. В содержание внеклассной работы необходимо включать вопросы,
выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.
2. В старших классах необходимо учитывать профиль обучения, который
выбрали учащиеся.Внеклассная работа может осуществляться в разнообразных видах:
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися, при подготовке их к
олимпиадам.
2. Групповая работа – системная работа, проводимая с постоянным
коллективом обучающихся. К ней можно отнести проектную деятельность,
факультативы, кружки, элективные курсы.
3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим
детским коллективом. К данному виду деятельности относятся вечера, недели
физики и астрономии.
На практике все три вида деятельности внеклассной работы тесно связаны
друг с другом. В МАОУ «Гимназии № 1» работают кружки «Крепкий орешек»,
«Физика в задачах» для учащихся 911 классов. В программу кружков включены
практические работы, повторительно – обобщающие занятия, на которых
предполагается защита проектов учащимися. Наши учащиеся становились
призёрами и победителями в дистанционной олимпиаде школьников по физике
проекта «Инфоурок» в 20152016 годах: Свитнев Е., Кусакина М. – победители,
7 класс; Панфилов В., Мамочкин К., Малов А., Песчаный А., Колокольцев Н.,
Елисеев Г., Григорьева Е., Головичёв И. – призёры, 10 класс
В 2016 г. учащиеся 10 класса Григорьева Е., Песчаный А. принимали
участие в III Региональном конкурсе реферативных и исследовательских работ
обучающихся «Атомная энергетика – гордость России». Григорьева Е. стала
победителем этого конкурса.
Для подготовки к выбору будущей профессии для учащихся 911 классов
проводятся элективные курсы. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ предполагает
целенаправленную работу учителя и учащихся. Анализ результатов экзаменов
показал, что учащиеся МАОУ «Гимназия №1» успешно сдают эти экзамены и
поступают в ВУЗы городов Саратова, Москвы, Петербурга.
Организуемая совместная деятельность педагога и обучающихся
направлены на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделениясвоего Я, занятия активной позиции в разнообразных социальных отношениях,
где его Я выступает наравне с другими. Важно получить первый опыт
представления своего творчества в ходе выступления на научнопрактической
конференции «Интеллект будущего», которая проходит в нашей гимназии.
Каждая конференция становится настоящим праздником,
развивает
познавательные интересы обучающихся и вовлекает их в научный поиск. Но
яркому празднику предшествует кропотливая работа, в ходе которой учащийся
работает с различными источниками информации, учится критически
осмысливать найденный материал, учится работать с различным оборудованием
и делать эксперименты, делает собственные выводы и учится грамотно
оформлять свою исследовательскую работу. Приведу некоторые примеры
выступлений моих учеников на научнопрактических конференциях: в 20152016
учебном году Жданова А. и Григорьева Е. получили дипломы III степени за
успешное выступление в студенческой научной конференции факультета
нелинейных процессов СГУ.
Одним из интересных направлений внеурочной деятельности является
проведение недели физики. В рамках этой недели учащиеся выпускают газеты,
проводятся экскурсии, различные конкурсы, круглые столы, работает школьное
радио. В III четверти в гимназии проводится день дублёра. В этот день ученики
проводят уроки самостоятельно и могут выступить в роли учителя. Таким
образом, можно утверждать, что внеклассная деятельность способствует
формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и
навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию,
наделённого опытом самообразования.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся
/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др. //Исследовательская работа
школьников. – 2002. № 1.2. Зверева Н.М. Практическая дидактика. М.,2001г.
3. «Просвещение. Естественные науки». Журнал для учителя – выпуск № 2,
Весна 2012 г.