Бабак Светлана Анатольевна, тьютор ресурсного класса
МОУ «Разуменская СОШ № 4 «Вектор Успеха»
Белгородского района Белгородской области
Формирующее оценивание как средство формирования самооценки младших школьников
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем начального образования – формированию навыка самооценки младших школьников. Рассматриваются методические приемы для формирования самооценки школьников на уроках технологии.
Как и в любом возрасте, самооценка младшего школьника выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. Самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразным регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом. Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, Г.А. Цукерман и др.). Однако проблема оценки младшими школьниками своей учебной деятельности освещена недостаточно.
На наш взгляд, важным средством формирования самооценки младших школьников является формирующее оценивание.
Впервые термин «формирующее оценивание» ввёл Майкл Скривен в 1967 году. Этот термин был введён им как средство повышения качества освоения образовательной программы. По мнению П. Блэка и Д. Уильяма термин «формирующее оценивание» «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» [3].
Наиболее широкое распространение этот термин получил в начале 2000-х годов. Анализ исследований показывает, что формирующее оценивание – это такое умение младшего школьника давать индивидуальную оценку, способность одноклассников видеть достижения товарищей, умение устанавливать персональные цели и стараться их достичь по индивидуальной траектории и в своем собственном темпе. Данный тип оценивания нацелен на формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Этот тип оценивания называется формирующим потому, что оценка нацелена на конкретного младшего школьника, призвана выявить пробелы в освоении младшим школьником образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Основная цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, мотивировать младшего школьника на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Соответственно, значимым действием от педагога станет найти способ помочь каждому младшему школьнику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее, т.е. создать условия для того, чтобы младший школьник сам нёс ответственность за свое обучение и умел планировать шаги по его совершенствованию.
Анализ исследований М.А. Пинской, О.Н Крыловой позволил определить «особенности формирующего оценивания:
- ориентировано на конкретные возможности и особенности младшего школьника;
- является непрерывным процессом обучения;
- критерии оценивания разрабатываются младшими школьниками под руководством педагога на основе поставленных учебных целей;
- результаты сравниваются с предыдущими результатами данного младшего школьника, а не с результатами одноклассников;
- оценивание проводят сами младшие школьники, в результате развиваются навыки самооценивания;
- помогает вовремя выявить пробелы в освоении конкретной темы, определённых заданий, отдельных этапов урока и находить пути их устранения» [2].
Формирующему оцениванию принадлежит ведущая роль в развитии регулятивных универсальных учебных действий, основная задача которых – организация младшими школьниками своей учебной деятельности.
Анализ литературы по проблеме реализации технологии формирующего оценивания позволил нам остановиться на этапах, выдвинутых И.М. Логвиной:
1. Составление плана образовательных результатов младших школьников согласно темам.
2. Планирование цели урока как образовательного итога работы младших школьников.
3. Формирование задач урока как этапов деятельности младших школьников.
4. Формулировка определенных критериев оценивания работы младших школьников на уроке.
5. Обучение младших школьников оцениванию деятельности согласно критериям.
6. Реализация обратной связи: педагог – младший школьник, младший школьник – младший школьник, младший школьник – педагог.
7. Установление индивидуального «образовательного прогресса» каждого младшего школьника.
8. Определение места младшего школьника на пути достижения цели.
9. Регулирование образовательного маршрута младшего школьника [1].
Рассмотрим в качестве примера несколько приемов формирующего оценивания, которые можно применять в начальной школе.
Метод «Неоконченных предложений». В конце урока обучающимся предлагается ответить на вопросы: Было интересно… Меня удивило… Своей работой сегодня я…, потому что... Мне больше всего удалось… Сегодня я узнал… Было трудно…, потому что... Задания для меня показались…, потому что... и др.
Методика «Недельный отчет». Обучающимся предлагается ответить на вопросы: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
Данная методика позволит отследить успешность обучения за неделю. С помощью нее можно узнать о затруднениях и ошибочных понятиях. Ученик сам ответит, что его затруднило, над чем ему еще нужно поработать. Проанализировав, и учитель, и ученик начнут плодотворную работу по устранению причин затруднений.
Методика «Мини-обзор». 1. Что изучали? Назовите тему урока. 2. С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассников? 3. Определите наиболее важное в этом уроке. 4. Что вызвало трудности, осталось неясным? 5. Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6. Что у меня получилось лучше всего? 7. Что мне необходимо усовершенствовать?
Данная методика проводится в последние несколько минут урока, ученикам предлагается ответить на ряд вопросов. Целью является получение данных о том, что проходили и поняли ученики в течение урока. На следующем уроке учителю следует акцентировать внимание на те вопросы, которые вызвали наибольшее недопонимание среди учеников класса.
Прием «Одноминутное эссе». Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам. Например: 1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке? 2. Какой материал остался для тебя непонятным?
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
Таким образом, формирующее оценивание – это оценивание для обучения. Оно оказывает помощь и педагогу, и младшему школьнику в получении информации о том, насколько успешно протекает процесс обучения. Самое важное в данном случае – это продвижение младшего школьника по своей индивидуальной траектории развития.
Литература:
1. Логвина И.М. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителя / И. Логвина, Р. Рождественская. - Варна, 2012. – 48 с.
2. Новикова Т.Г. Модернизация оценки в системе школьного образования / Т.Г. Новикова, М. А. Пинская, А.С. Прутченков // Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: сборник научных трудов. – М., 2016. – С. 9–19.
3. Поликашева Н.В. Внедрение инновационных технологий развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС: учебно- методическое пособие / Н.В. Поликашева. – М.: Спутник+, 2016. – 145 с.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.