Занятие с элементами тренинга «Формула выбора профессии»
для обучающихся 9-11 классов
Цель: актуализация представлений обучающихся о своих профессиональных
интересах, способностях, совершенствование знаний о мире помогающих профессий.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Вступительная часть
Ведущий приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем
занятии.
Ведущий: «Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы
обсудить такие важные темы, как планирование будущего и выбор профессии.
Сегодня мы познакомимся с психологической формулой выбора профессии, которую вы сможете применять для планирования своего дальнейшего профессионального пути».
Упражнение «Профессия на букву...»
Время: 7 минут.
Цель: разминка, актуализация уже имеющихся представлений о мире
профессий, создание настроя на совместную работу.
Ведущий: «Сейчас я буду называть в случайном порядке различные буквы.
Ваша задача — показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой
буквы, т. е. показать, насколько вы знакомы с миром профессий. Поднимайте руку
и по моему знаку называйте профессию».
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок затрудняется с объяснением, то другие участники могут помочь ему. При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. Желательно больше 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: М, Н, О ...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (Ч, Ц, Я...).
Основная часть
Формула выбора профессии
Ведущий рисует на доске 3 пересекающихся круга, без надписей.
Ведущий: «Можете ли вы предположить, что изображено на рисунке? Как вы считаете, какие надписи соответствуют каждому элементу схемы?»
Обучающиеся отвечают, ведущий подписывает круги и объясняет значение каждого компонента.
Ведущий: «Формула выбора профессии состоит из трех компонентов:
– ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
– МОГУ – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.
– НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.
Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех
кругов)».
КОМПОНЕНТ «ХОЧУ»
Упражнение «Мои профессиональные желания»
Время: 15 минут.
Ведущий показывает слайд, где перечислены следующие утверждения, или
раздает их в распечатанном виде:
– Я собираюсь...
– Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы...
– Я стремлюсь...
– Я могу достичь успеха в...
– У меня подходящий возраст для...
– Я абсолютно убежден, что я хочу...
– Мой успех связан...
– У меня есть то, что требуется для...
– Я знаю, что я буду...
– Я совершенно уверен...
– Мне хорошо иметь...
– Мне хорошо быть...
– В работе я удовлетворю свое желание...
– У меня есть естественное стремление...
– Моя учеба позволяет мне...
– Для меня удобно и выгодно...
– У меня есть способности для...
– Я мечтаю...
– Мой профессиональный интерес направлен...
– У меня достаточно сил и желания...
– Мое сегодняшнее положение позволяет...
Ведущий: «Перед вами незаконченные предложения. Вам нужно выбрать
из этого списка любые 5 предложений и письменно закончить их прямо сейчас».
Обучающиеся выбирают 5 предложений и записывают их окончания в течение
3-5 минут.
Ведущий: «Теперь, глядя на ваши ответы, подумайте и мысленно ответьте
на вопросы:
1 Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами
учебы и работы?
2 Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места
учебы и работы, которые более полно удовлетворяют мои желания?
3 Как будут удовлетворяться мои желания в тех местах учебы и работы,
которые я себе предварительно наметил?
Обучающиеся по желанию могут озвучить свои ответы, ведущий поощряет
активность участников, следит за соблюдением правил обсуждения в группе.
Ведущий: «Мы с вами только что думали над профессиональными желаниями,
теперь давайте рассмотрим второй компонент формулы – возможности».
КОМПОНЕНТ «МОГУ»
Упражнение «Что я знаю и умею»
Время: 15 минут.
Ведущий демонстрирует на слайде или раздает каждому участнику распечатанную таблицу:
Вопрос |
Ответ |
Профессии |
Если бы мне предложили подготовить проект по любой теме, которую я захочу, я бы выбрал тему: |
|
|
Если бы меня пригласили на радиоэфир и попросили рассказать о том, в чем я лучше всего разбираюсь, я бы рассказал о: |
|
|
Если бы мне предложили изготовить для близкого человека подарок своими руками, не ограничивая в материалах и инструментах, я бы сделал: |
|
|
Когда мне хочется что-то создать самому, своими руками, чаще всего я: |
|
|
Если бы моих близких или друзей спросили, в чем я талантлив, они бы ответили: |
|
|
Ведущий: «Перед вами несколько вопросов, чтобы ответить на них,
вспомните, что у вас получается лучше всего, о чем вы много знаете».
В течение 5-6 минут обучающиеся заполняют таблицу, они могут вносить как
один ответ, так и несколько. Когда все закончат, ведущий предлагает написать
в третьем столбике профессии, которым эти навыки могли бы пригодиться.
Ведущий: «Теперь, когда мы все вспомнили, что можем и умеем, давайте
напишем в третьем столбике, представители каких профессий обладают такими же
умениями и навыками. Список профессий не ограничен, но подумайте, когда будете
записывать, как то или иное умение пригодится в работе каждого профессионала».
Обучающиеся в течение 3-4 минут заполняют список профессий, затем
ведущий предлагает обсудить полученный результат. Если один из участников
затрудняется с подбором профессии, то группа совместно помогает ему определить,
какому профессионалу подойдет то или иное умение.
Ведущий: «Посмотрите на список своих умений и на перечень профессий, есть
ли среди них та, который вы хотите обучиться? Если да, то посчитайте, сколько раз
она встречается: на каждой строчке/ только один раз/ не встречается вообще? Могут
ли люди разных профессий иметь один и тот же набор умений? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением? Можно ли начать обучаться профессии, не имея начальных навыков?»
Обучающиеся по желанию отвечают на активность участников, следит за соблюдением правил обсуждения в группе.
Ведущий: «Мы с вами рассмотрели уже два компонента. Когда мы говорим
о мире профессий, то важно помнить, что профессиональный путь человека почти
всегда пролегает в обществе, профессионал трудится для того, чтобы помогать
другим людям, производить необходимые предметы, защищать тех, кто нуждается
в защите, делать открытия и развивать искусство. Давайте попробуем представить,
что следует учитывать при выборе профессии».
КОМПОНЕНТ «НАДО»
Упражнение «Лучшие из лучших»
Время: 20 минут.
Ведущий: «С детства вы общаетесь воспитателями, врачами, учителями, психологами.
Ежедневно мы взаимодействуем с продавцами, официантами, консультантами. Все эти профессии объединяет то, что они предполагают постоянную работу с людьми. Как вы могли бы 1-2 словами описать их труд? Как вы считаете, какие личностные качества у них будут развиты больше всего?»
Обучающиеся дают различные ответы, примером ответов могут служить
следующие:
Предоставление услуг - Коммуникативные способности
Лечение - Эмоциональная устойчивость
Обучение - Быстрая переключаемость внимания
Воспитание - Эмпатия
Защита прав и безопасности - Наблюдательность
Управленческая деятельность - Организаторские способности
Оказание психологической помощи - Умение внимательно выслушивать людей
Ведущий: «Встречались ли вам в жизни люди, о которых вы могли сказать, что
он профессионал своего дела? Расскажите о таком человеке – в чем смысл его
профессии, как он выполняет свою работу, в чем проявляется его профессионализм?
Какие личностные качества вы могли бы в нем отметить? Хотелось бы вам быть
на него похожим? Какую роль общение с другими людьми выполняло в его
работе?»
Обучающиеся поочередно рассказывают о представителе одной из профессий,
которого они выбрали, ведущий следит за соблюдением правил обсуждения в группе, поощряет других участников задавать уточняющие вопросы о профессионале.
Ведущий: «Спасибо большое за удивительные рассказы о мастерах своего
дела. Хотелось бы вам, чтобы однажды кто-то также рассказывал о вас, как
о профессионале?».
Обучающиеся отвечают на этот вопрос, ведущий подводит итоги.
Ведущий: «Итак, сегодня мы с вами познакомились с Формулой выбора
профессий, которая помогает нам в полной мере понять наши профессиональные
желания, вспомнить свои способности и знания, а также представить ожидания
общества о том, как мы будем трудиться. В конце мне бы хотелось, чтобы вы забрали с собой не только позитивный настрой, но и небольшой подарок».
Завершение
Чемодан выпускника
Время: 5 минут.
Группа садится в круг.
Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. И в конце занятия мне бы хотелось, чтобы каждый из вас унес в своем чемодане выпускника качества, которые пригодятся ему на его профессиональном пути. Какие качества вы хотите унести с собой?».
Обучающиеся по желанию озвучивают одно или несколько качеств, необходимых им в будущем. После занятия ведущий может предоставить раздаточный материал с информацией об открытии в школе психолого- педагогического класса, если такой предусматривается в общеобразовательной организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.