Формула выбора профессии
Оценка 5

Формула выбора профессии

Оценка 5
Лекции
docx
27.11.2023
Формула выбора профессии
Формула выбора профессии.docx

 

Занятие с элементами тренинга «Формула выбора профессии»

для обучающихся 9-11 классов

Цель: актуализация представлений обучающихся о своих профессиональных

интересах, способностях, совершенствование знаний о мире помогающих профессий.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников сесть в круг и рассказывает о предстоящем

занятии.

Ведущий: «Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы

обсудить такие важные темы, как планирование будущего и выбор профессии.

Сегодня мы познакомимся с психологической формулой выбора профессии, которую вы сможете применять для планирования своего дальнейшего профессионального пути».

Упражнение «Профессия на букву...»

Время: 7 минут.

Цель: разминка, актуализация уже имеющихся представлений о мире

профессий, создание настроя на совместную работу.

Ведущий: «Сейчас я буду называть в случайном порядке различные буквы.

Ваша задача — показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой

буквы, т. е. показать, насколько вы знакомы с миром профессий. Поднимайте руку

и по моему знаку называйте профессию».

Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок затрудняется с объяснением, то другие участники могут помочь ему. При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. Желательно больше 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: М, Н, О ...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (Ч, Ц, Я...).

Основная часть

Формула выбора профессии

Ведущий рисует на доске 3 пересекающихся круга, без надписей.

Ведущий: «Можете ли вы предположить, что изображено на рисунке? Как вы считаете, какие надписи соответствуют каждому элементу схемы?»

Обучающиеся отвечают, ведущий подписывает круги и объясняет значение каждого компонента.

Ведущий: «Формула выбора профессии состоит из трех компонентов:

– ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

– МОГУ – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

– НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех

кругов)».

КОМПОНЕНТ «ХОЧУ»

Упражнение «Мои профессиональные желания»

Время: 15 минут.

Ведущий показывает слайд, где перечислены следующие утверждения, или

раздает их в распечатанном виде:

– Я собираюсь...

– Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы...

– Я стремлюсь...

– Я могу достичь успеха в...

– У меня подходящий возраст для...

– Я абсолютно убежден, что я хочу...

– Мой успех связан...

– У меня есть то, что требуется для...

– Я знаю, что я буду...

– Я совершенно уверен...

– Мне хорошо иметь...

– Мне хорошо быть...

– В работе я удовлетворю свое желание...

– У меня есть естественное стремление...

– Моя учеба позволяет мне...

– Для меня удобно и выгодно...

– У меня есть способности для...

– Я мечтаю...

– Мой профессиональный интерес направлен...

– У меня достаточно сил и желания...

– Мое сегодняшнее положение позволяет...

Ведущий: «Перед вами незаконченные предложения. Вам нужно выбрать

из этого списка любые 5 предложений и письменно закончить их прямо сейчас».

Обучающиеся выбирают 5 предложений и записывают их окончания в течение

3-5 минут.

Ведущий: «Теперь, глядя на ваши ответы, подумайте и мысленно ответьте

на вопросы:

1 Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами

учебы и работы?

2 Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места

учебы и работы, которые более полно удовлетворяют мои желания?

3 Как будут удовлетворяться мои желания в тех местах учебы и работы,

которые я себе предварительно наметил?

Обучающиеся по желанию могут озвучить свои ответы, ведущий поощряет

активность участников, следит за соблюдением правил обсуждения в группе.

Ведущий: «Мы с вами только что думали над профессиональными желаниями,

теперь давайте рассмотрим второй компонент формулы – возможности».

КОМПОНЕНТ «МОГУ»

Упражнение «Что я знаю и умею»

Время: 15 минут.

Ведущий демонстрирует на слайде или раздает каждому участнику распечатанную таблицу:

Вопрос

Ответ

Профессии

Если бы мне предложили

подготовить проект по любой теме, которую я захочу, я бы выбрал тему:

 

 

Если бы меня пригласили на радиоэфир и попросили

рассказать о том, в чем я лучше всего разбираюсь, я бы рассказал о:

 

 

Если бы мне предложили

изготовить для близкого

человека подарок своими

руками, не ограничивая в

материалах и инструментах, я бы сделал:

 

 

Когда мне хочется что-то

создать самому, своими

руками, чаще всего я:

 

 

Если бы моих близких или

друзей спросили, в чем я

талантлив, они бы ответили:

 

 

Ведущий: «Перед вами несколько вопросов, чтобы ответить на них,

вспомните, что у вас получается лучше всего, о чем вы много знаете».

В течение 5-6 минут обучающиеся заполняют таблицу, они могут вносить как

один ответ, так и несколько. Когда все закончат, ведущий предлагает написать

в третьем столбике профессии, которым эти навыки могли бы пригодиться.

Ведущий: «Теперь, когда мы все вспомнили, что можем и умеем, давайте

напишем в третьем столбике, представители каких профессий обладают такими же

умениями и навыками. Список профессий не ограничен, но подумайте, когда будете

записывать, как то или иное умение пригодится в работе каждого профессионала».

Обучающиеся в течение 3-4 минут заполняют список профессий, затем

ведущий предлагает обсудить полученный результат. Если один из участников

затрудняется с подбором профессии, то группа совместно помогает ему определить,

какому профессионалу подойдет то или иное умение.

Ведущий: «Посмотрите на список своих умений и на перечень профессий, есть

ли среди них та, который вы хотите обучиться? Если да, то посчитайте, сколько раз

она встречается: на каждой строчке/ только один раз/ не встречается вообще? Могут

ли люди разных профессий иметь один и тот же набор умений? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением? Можно ли начать обучаться профессии, не имея начальных навыков?»

Обучающиеся по желанию отвечают на активность участников, следит за соблюдением правил обсуждения в группе.

Ведущий: «Мы с вами рассмотрели уже два компонента. Когда мы говорим

о мире профессий, то важно помнить, что профессиональный путь человека почти

всегда пролегает в обществе, профессионал трудится для того, чтобы помогать

другим людям, производить необходимые предметы, защищать тех, кто нуждается

в защите, делать открытия и развивать искусство. Давайте попробуем представить,

что следует учитывать при выборе профессии».

КОМПОНЕНТ «НАДО»

Упражнение «Лучшие из лучших»

Время: 20 минут.

Ведущий: «С детства вы общаетесь воспитателями, врачами, учителями, психологами.

Ежедневно мы взаимодействуем с продавцами, официантами, консультантами. Все эти профессии объединяет то, что они предполагают постоянную работу с людьми. Как вы могли бы 1-2 словами описать их труд? Как вы считаете, какие личностные качества у них будут развиты больше всего?»

Обучающиеся дают различные ответы, примером ответов могут служить

следующие:

Предоставление услуг - Коммуникативные способности

Лечение - Эмоциональная устойчивость

Обучение - Быстрая переключаемость внимания

Воспитание - Эмпатия

Защита прав и безопасности - Наблюдательность

Управленческая деятельность - Организаторские способности

Оказание психологической помощи - Умение внимательно выслушивать людей

Ведущий: «Встречались ли вам в жизни люди, о которых вы могли сказать, что

он профессионал своего дела? Расскажите о таком человеке – в чем смысл его

профессии, как он выполняет свою работу, в чем проявляется его профессионализм?

Какие личностные качества вы могли бы в нем отметить? Хотелось бы вам быть

на него похожим? Какую роль общение с другими людьми выполняло в его

работе?»

Обучающиеся поочередно рассказывают о представителе одной из профессий,

которого они выбрали, ведущий следит за соблюдением правил обсуждения в группе, поощряет других участников задавать уточняющие вопросы о профессионале.

Ведущий: «Спасибо большое за удивительные рассказы о мастерах своего

дела. Хотелось бы вам, чтобы однажды кто-то также рассказывал о вас, как

о профессионале?».

Обучающиеся отвечают на этот вопрос, ведущий подводит итоги.

Ведущий: «Итак, сегодня мы с вами познакомились с Формулой выбора

профессий, которая помогает нам в полной мере понять наши профессиональные

желания, вспомнить свои способности и знания, а также представить ожидания

общества о том, как мы будем трудиться. В конце мне бы хотелось, чтобы вы забрали с собой не только позитивный настрой, но и небольшой подарок».

Завершение

Чемодан выпускника

Время: 5 минут.

Группа садится в круг.

Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. И в конце занятия мне бы хотелось, чтобы каждый из вас унес в своем чемодане выпускника качества, которые пригодятся ему на его профессиональном пути. Какие качества вы хотите унести с собой?».

Обучающиеся по желанию озвучивают одно или несколько качеств, необходимых им в будущем. После занятия ведущий может предоставить раздаточный материал с информацией об открытии в школе психолого- педагогического класса, если такой предусматривается в общеобразовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Занятие с элементами тренинга «Формула выбора профессии» для обучающихся 9-11 классов

Занятие с элементами тренинга «Формула выбора профессии» для обучающихся 9-11 классов

Обучающиеся отвечают, ведущий подписывает круги и объясняет значение каждого компонента

Обучающиеся отвечают, ведущий подписывает круги и объясняет значение каждого компонента

Мой профессиональный интерес направлен

Мой профессиональный интерес направлен

Если бы мне предложили изготовить для близкого человека подарок своими руками, не ограничивая в материалах и инструментах, я бы сделал:

Если бы мне предложили изготовить для близкого человека подарок своими руками, не ограничивая в материалах и инструментах, я бы сделал:

КОМПОНЕНТ «НАДО» Упражнение «Лучшие из лучших»

КОМПОНЕНТ «НАДО» Упражнение «Лучшие из лучших»

В конце мне бы хотелось, чтобы вы забрали с собой не только позитивный настрой, но и небольшой подарок»

В конце мне бы хотелось, чтобы вы забрали с собой не только позитивный настрой, но и небольшой подарок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023