Представлена методическая разработка программы социально- педагогической деятельности с учащимися "группы риска"
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и микросоциуме школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в группе, сохра... анения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.Представлена методическая разработка программы социально- педагогической деятельности с учащимися "группы риска"
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города
Магнитогорска
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat4shunin@mail.ruhttp
://74203
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
edusite
s 037.
. ru
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
«ФОРМУЛА УСПЕХА»
(программа социально-педагогической
деятельности с учащимися «группы риска»)
Автор – составитель:
Чубаева Н.Н.
(воспитатель группы
продлённого дня,
учитель начальной школы
МОУ «С(К)ОШИ №4»)Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная
дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают
оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень
жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних
приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям.
А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание
учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по
отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности,
бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных
средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый
комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на
оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную
психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребёнка, также
мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить
усилия учителей, социального педагога, психолога, работников ПДН,
педагогов дополнительного образования.
В школе-интернате №4 в 4 «в» классе обучается 14 учащихся, и многие из
них из асоциальных семей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с
воспитанниками «трудновоспитуемых» является комплексный подход,
создание единого воспитательного пространства. Целенаправленное
сотрудничество с другими профилактическими организациями (ИПДН, ПНБ),
позволяет совместно выбирать для каждого ребёнка индивидуальный
подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те
проблемы, которые ему мешают:
Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме
школы- интерната.
- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
- высокий уровень подавления и насилия.
- хаотичность в воспитании .
- сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся -
фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития
личности.
- недостаточный уровень защиты прав и интересов ребёнка, оказания
комплексной помощи.
2. Цели и задачи программы
г. Магнитогорск, 2015
1. Пояснительная записка
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе
и микросоциуме школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование
у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по
формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для
развития ребёнка.
Задачи:
- информационно-просветительская работа с целью профилактики
асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
- формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и
здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и
здоровья окружающих людей.
- осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
информационного банка данных.
- обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-
воспитательном процессе.
воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим.
- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный
выбор форм поведения.
- прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус, выполнять определенную роль в коллективе.
- пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его
прикладным видам, научить организации творческих контактов .
- оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
3. Принципы построения программы
1.Тесное взаимодействие с воспитанниками.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и сотрудников
представительских органов.
Участники реализации программы: программа рассчитана для работы с
обучающимися воспитанниками «группы риска» 3 «в» класса
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года, в течение 2013 - 2015
года.
4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;- работа с семьей;
- взаимодействие со службами сопровождения и педагогами
дополнительного образования;
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями,
способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие
семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой
деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и
родителями;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития
личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов,
беседы, дискуссии, лектории);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога,
психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и
города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих
выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические
особенности возраста 10 лет», «Способы конструктивного взаимодействия с
подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения
в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их
употребления»
2. Работа с социально – психологической службой, педагогами
дополнительного образования
Цель: совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и
проведение социально – педагогической и психологической коррекционной
работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных
ситуаций, предупреждение безнадзорности и правонарушений через
вовлечение в кружки и секции
Основные направления работы (взаимодействия) с социальным педагогом
Проведение индивидуальных бесед с учащимися по правилам поведения в
школе, на уроках и переменах
Выявление и посещение неблагополучных семей
Пропаганда правовых знаний среди воспитанников
Организация встречи с закрепленным инспектором ИДН района
Основные направления работы (взаимодействия) с психологом-Проведение совместных диагностических мероприятий по развития
личности ребенка, выявление отрицательных установок в поведении и
развитии
а) несформированность навыков учебной деятельности
б) несформированность мотивации учения, направленность на другие
виды деятельности, не соответствующие возрасту
в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной
деятельности
- Проведение коррекционных мероприятий с целью оказания помощи
ребенку в осознании собственного конструктивного поведения, организация
и поиск путей решения проблемы
Формы работы
- Индивидуальные беседы
- Сюжетно-ролевые игры
- Социальный тренинг
- Анкетирование
- Наблюдение
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения,
алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая
социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную
работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них
позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически
мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в
критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность,
занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры,
просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты,
конкурсы, праздники)
Основные направления работы:
Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни – основы
ответственности за состояние своего здоровья, собственной жизни
отрабатывать навыки санитарно-гигиенического ухода.Формы работы
Сроки исполнения
Трудовое воспитание – основные навыки самообслуживания труда, учебного
поведения.
Основы социализации и общения, правовых норм – отработка общепринятых
норм поведения (школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин).
5.Механизм реализации программы
Ситуативный
практикум
Индивидуальные
беседы
5.1. Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ состояния в группе,
непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап - диагностический (изучение потребностей и запросов
«трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их
реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с
учетом выработанных рекомендаций.
5.2. Планирование социально - педагогического взаимодействия по работе с
трудновоспитуемыми воспитанниками.
1.Работа с семьей
Мероприятия
«Школьная неуспеваемость. Влияние
семьи на неуспеваемость ребёнка в
школе»
- Беседы по вопросам пропусков
учебных занятий без уважительной
причины;
- Беседы по вопросам организации
родителями свободного времени
ребёнка в семье
«Уют и комфорт в нашем доме»
«Нравственные законы жизни семьи» Дискуссия
«Наказание ребёнка в семье. За и
против»
«Учим ли мы наших детей любить и
уважать»
«Агрессивное поведение. Причины
агрессивного поведения ребёнка в
семье»
«Гипперактивный ребёнок в семье.
Причины гиперактивности
«Эмоциональные нарушения ребёнка.
Причины нарушений»
«Организация летнего отдыха
трудновоспитуемых»
2.Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогами
дополнительного образования
Мероприятия
Диспут
Вечер вопросов и
ответов
Консультация у
психолога
Консультация у
психолога
Консультация у
психиатра
Анкетирование,
Индивидуальные
беседы
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
март
апрель
Круглый стол
сентябрь
февраль
май
Формы работы
Сроки исполненияанкетирование,
тестирование, опрос. Сентябрь, октябрь
Анкетирование,
опрос
ноябрь
Собеседование и
консультации у
психолога
декабрь
Собеседование и
консультации у
психолога
Собеседование с
социальным
педагогом
Изучение и
обобщение опыта
социального
педагога
Собеседование с
психологом
Консультация у
социального
педагога
январь
февраль
март
апрель
май
Изучение причин социальной
дезадаптации детей, условий жизни
и поведенческих тенденций,
Составление «банка данных» о детях
«группы риска»
Вовлечение детей группы риска в
кружки и спортивные секции
Индивидуально-психологические
особенности детей с
гиперактивностью. Планирование и
организация коррекционно-
развивающей деятельности,
воспитательной работы с
гиперактивными детьми
Как повысить потребность и желание
у ребёнка учиться
Право детей на образование
«Современные социально-
педагогические технологии работы с
детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации»
«Социально-педагогическая
реабилитация дезадаптированных
детей».
«Основные направления
профилактики правнорушений
3.Работа с учащимися
Основные
направления
деятельности
Охрана здоровья,
физическое развитие,
основы безопасности
жизни
Мероприятия, индивидуальные беседы
«Что значит быть здоровым?»
(индивидуальная беседа)
«Твой распорядок дня» (беседа с
элементами практикума)
«Если ты один дома» (беседа)
«Правила здорового образа
жизни»(беседа)
«Для чего нужна прогулка»(беседа)
«Для чего человеку сон» (беседа –
самоанализ)
«Вредные и полезные привычки» (Беседа
– самоанализ)
Сроки
реализации
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
мартсентябрь
апрель
май
декабрь
январь
«Пребывание школьника на улице в
вечернее время» (беседа – самоанализ)
«Как не стать жертвой преступления»
(занятие –совет)
«Ты – ученик третьего класса.
Обязанности учащегося в школе»
(беседа)
«Правила поведения на уроке» (беседа) октябрь
«Правила поведения в группе
ноябрь
продлённого дня» (беседа)
«Правила поведения на прогулке»
(беседа)
«Правила поведения на переменах»
(беседа)
«Почему нельзя опаздывать в школу»
(беседа)
«Я какой ученик?»(беседа)
«В моей семье принято так…» (беседа –
анкетирование)
«Строим планы на лето. Как я буду
отдыхать» (беседа, анкетирование)
«Мой труд – учёба» (беседа)
«Делу время – потехе час» (беседа –
рассуждение)
«Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда»(беседа – размышление)
«Учись трудиться» (беседа, практикум)
«Мои трудовые поручения в классе»
(анкетирование)
«Как я помогаю родителям дома»
(беседа)
«Я дежурный по классу. Мои обязанности
дежурного»
«Я дежурный по столовой. Мои
обязанности дежурного по
столовой»(изотворчество)
«Ремонт одежды. Мои трудовые дела на
каникулах» (беседа)
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
сентябрь
октябрь
февраль
март
апрель
май
Основы социализации
и общения, правовых
норм
Трудовое воспитание
6. Ожидаемые результаты и способы оценки
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2. Формирование нравственных качеств, представлений об
общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего
поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми
4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во
внеурочное время.5. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры
поведения.
6. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей
сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы
риска».
7. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности
противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям
окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
8. Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
9. Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой
группы.
10. Снижение количества детей асоциального поведения.
11. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Источники
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике
наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2005
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М.,
2007
Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у
старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист,
№6, 2007. С47 - 48
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М.
«Вако», 2004
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая
поддержка // Социальная педагогика №5,2009
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,
2010