«Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»
Л.С. Выготский писал: «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его».
Если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом:
• способность к предмету – 30%,
• интеллигентность – 20%,
• мотивация – 30%,
• внимание и усердие – 5%.
Из этих данных видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие.
Важнейшим приёмом активизации урока биологии для меня является разнообразие типов урока: урок-лекция (например, по теме «Витамины» «Вкусная азбука»), урок-беседа (по теме «Гиподинамия»-«Движение-жизнь»), театрализованное представление-«ЧП в государстве Организм», где каждая группа учащихся с помощью рисунка и рассказа даёт свое представление одного из периодов эволюции жизни. Затем мы все «кадры»-рисунки соединяем вместе и в конце урока смотрим «фильм» и слушаем комментарии к нему.
Урок-диспут («Что такое хорошо, и что такое плохо?» –обобщающий урок по курсу биологии человека), урок-путешествие («Тихая охота» по теме «Грибы»).
Апелляция
к жизненному опыту детей: Какие изменения произошли с яблоком на правом
рисунке? Как сохранить яблоко?
Итак, в центр я ставлю такие формы урока, которые способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Мне кажется, такие нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество.
Кроме того, такие уроки требуют самостоятельной работы учащихся, а для меня ценным является тот урок, на котором активно работает ученик (самостоятельно в паре, в группе). Активизация познавательной деятельности школьника требует от учителя умелого, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения.
Активно использую на уроках технологию УШМ (учебно мозгового штурма). Эта интересная и эффективная форма учебной деятельности применима к любой возрастной группе.
Основная цель УШМ –развитие творческого стиля мышления. Эта форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга, чему особенно способствует учитель, стимулируя тех, кто стремится к развитию идей своих товарищей.
Учитель может поддержать каждого ученика, обратив внимание на его идею. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовывать деловую игру. C помощью УМШ мы с ребятами решаем творческие, эвристические задачи в группах, развивающие креативность мышления.
Приложение 1. Факторы мотивации учебной деятельности по биологии
× содержание и объем учебного материала;
× материально-техническая база обучения;
× педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности;
× оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса.
Приложение 2. Содержание и объем учебного материала:
× интересные и парадоксальные биологические факты,
× практическая направленность учебного материала,
× связь нового материала с ранее изученным,
× восприятие эстетических достоинств объектов и процессов живой природы,
× профориентационная деятельность
Приложение 3
Интересные факты
Изучая историю термина «мозговой штурм», обнаружила его разные значения: одни авторы определяют мозговой штурм как метод, другие – как технологию, третьи –как приём. Мне понравилось определение Анатолия Александровича Гина, который описывает мозговой штурм как методический приём технологии критического мышления и называет его «учебный мозговой штурм» - УМШ.
Автор утверждает, что популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение» (1953г.). Алекс Осборн, бывший капитан грузового судна, во время войны попытался уйти от подводной лодки, использовав практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Капитан выстроил на палубе всю команду и предложил ответить на один вопрос: как спастись от торпедной атаки? Кок предложил: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду, глядишь, собьём её с курса. Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока, Осборн понял, что торпеду можно было бы сбить корабельной помпой, и решил использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни. По-моему, очень интересная история о том, как иногда нестандартная идея может послужить ключиком к решению проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.