«Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»
Оценка 5

«Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»

Оценка 5
docx
15.12.2024
«Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»
Мотивация методы .docx

«Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»

 

 

 

 

Л.С. Выготский писал: «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его».

Если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом:

          способность к предмету – 30%,

          интеллигентность – 20%,

         мотивация – 30%,

         внимание и усердие – 5%.

Из этих данных видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие.

Важнейшим приёмом активизации урока биологии для меня является разнообразие типов урока: урок-лекция (например, по теме «Витамины» «Вкусная азбука»), урок-беседа (по теме «Гиподинамия»-«Движение-жизнь»), театрализованное представление-«ЧП в государстве Организм», где каждая группа учащихся с помощью рисунка и рассказа даёт свое представление одного из периодов эволюции жизни. Затем мы все «кадры»-рисунки соединяем вместе и в конце урока смотрим «фильм» и слушаем комментарии к нему.

Урок-диспут («Что такое хорошо, и что такое плохо?» –обобщающий урок по курсу биологии человека), урок-путешествие («Тихая охота» по теме «Грибы»).

Апелляция к жизненному опыту детей: Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? Как сохранить яблоко?
 Фотография на тему Гнилое яблоко | PressFoto

Итак, в центр я ставлю такие формы урока, которые способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Мне кажется, такие нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество.

Кроме того, такие уроки требуют самостоятельной работы учащихся, а для меня ценным является тот урок, на котором активно работает ученик (самостоятельно в паре, в группе). Активизация познавательной деятельности школьника требует от учителя умелого, глубокого понимания педагогической целесообразности применения форм, методов, приемов и средств обучения.

Активно использую на уроках технологию УШМ (учебно мозгового штурма). Эта интересная и эффективная форма учебной деятельности применима к любой возрастной группе.

Основная цель УШМ –развитие творческого стиля мышления. Эта форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга, чему особенно способствует учитель, стимулируя тех, кто стремится к развитию идей своих товарищей.

Учитель может поддержать каждого ученика, обратив внимание на его идею. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовывать деловую игру. C помощью УМШ мы с ребятами решаем творческие, эвристические задачи в группах, развивающие креативность мышления.

 

 

 

 

Приложение 1. Факторы мотивации учебной деятельности по биологии

 

×          содержание и объем учебного материала;

×          материально-техническая база обучения;

×          педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности;

×          оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса.

 

Приложение 2. Содержание и объем учебного материала:

×          интересные и парадоксальные биологические факты,

×          практическая направленность учебного материала,

×          связь нового материала с ранее изученным,

×          восприятие эстетических достоинств объектов и процессов живой природы,

×          профориентационная деятельность

 

Приложение 3

Интересные факты

 

Изучая историю термина «мозговой штурм», обнаружила его разные значения: одни авторы определяют мозговой штурм как метод, другие – как технологию, третьи –как приём. Мне понравилось определение Анатолия Александровича Гина, который описывает мозговой штурм как методический приём технологии критического мышления и называет его «учебный мозговой штурм» - УМШ.

Автор утверждает, что популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение» (1953г.). Алекс Осборн, бывший капитан грузового судна, во время войны попытался уйти от подводной лодки, использовав практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Капитан выстроил на палубе всю команду и предложил ответить на один вопрос: как спастись от торпедной атаки? Кок предложил: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду, глядишь, собьём её с курса. Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока, Осборн понял, что торпеду можно было бы сбить корабельной помпой, и решил использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни. По-моему, очень интересная история о том, как иногда нестандартная идея может послужить ключиком к решению проблемы.

 

 

 


 

Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»

Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии»

Приложение 1. Факторы мотивации учебной деятельности по биологии × содержание и объем учебного материала; × материально-техническая база обучения; × педагогические действия: организационные формы обучения, методы…

Приложение 1. Факторы мотивации учебной деятельности по биологии × содержание и объем учебного материала; × материально-техническая база обучения; × педагогические действия: организационные формы обучения, методы…

Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока,

Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2024