фОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРОСА

  • pptx
  • 30.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы и методы опроса (2).pptx

Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний учащихся

Подготовила учитель технологии Дьяченко А.В.

Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества.

Три важнейших направления работы педагогов.

Первое – интеллектуальное развитие детей

Второе – социальное развитие учащихся.

Третье – эмоциональное творческое развитие учащихся

Проверка знаний очень важна для правильного управления процессом усвоения знаний учащимися. Она требует непрерывного получения информации о знаниях учащихся и вмешательства учителя в этот процесс. Здесь важно быстро проверить качество усвоения учащимися знаний и своевременно реагировать на отклонения от нормального хода учения.

Основной задачей в проверке является определение качества усвоения знаний навыков и умений учащихся.

Первый, наиболее элементарный уровень направлен на проверку знаний учащихся фактического материала

Второй, направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки понятий, законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть объективные связи и отношения между ними

Третий уровень, предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний. На этом уровне учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком плане, используя знания многих разделов программы

Пятый уровень, требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь применять знания, навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на материал и способы выполнения действий

Четвертый уровень, направлен на проверку знаний умений учащихся применять знания, навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации. 

Планируя опрос учащихся нужно:

1.четко определить цель,
2.содержание и методы проверки;
3.наметить сроки;
4.продумать план и содержания проверки;
5.наметить сроки проведения.

Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений.

Виды проверки знаний.  Текущая проверка: выполняет несколько важных функций. Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня в день добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу. Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опросаИтоговая проверка: основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе.
При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень.

Контроль знаний и умений учащихся обязательное условие результативного учебного процесса.

Контроль - это часть процесса обучения.
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся
- определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.  В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно. Существующие формы контроля
обзорный,
предварительный,
персональный,
тематический,
фронтальный и другие

Процесс контроля знаний включает компоненты

1. Целеполагание.
2. Планирование контроля.
3. Организация контроля.
4. Оценивание.
5. Анализ и учет результатов контроля

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения.  2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.  3. Стимулирующая (развивающая) функция, развитие познавательной активности школьников.  4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.  5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Принципы контроля

 контроль знаний учащихся должен быть:
- мотивированным;  - систематическим и регулярным;  - разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;  - быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;  - базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.
Соблюдать принцип связи теории с практикой.

Классификация видов контроля за знаниями учащихся , виды контроля по функциям в учебном процессе.

Виды контроля 

Содержание 

Методы 

Вводный 

Уровень знаний школьников, общая эрудиция. 

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. 

Текущий 

Освоение учебного материала по теме, учебной единице. 

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. 

Коррекция 

Ликвидация пробелов. 

Повторные тесты, индивидуальные консультации. 

Итоговый 

Контроль выполнения поставленных задач. 

Представление продукта на разных уровнях. 

Методы контроля

1.устные (опрос, устная контрольная работа и др.); 
2. письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.);
  3. практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание ; 4. зачеты; 
5. экзамены

Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов.
Эта форма проверки используется для: 
выяснения готовности класса к изучению нового материала, 
определения сформированности понятий, 
проверки домашних заданий, 
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, 
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. 

Устный опрос

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются: 

обращение с вопросом ко всему классу, 
конструирование ответа, 
рецензирование ответа, 
оценка ответа и ее обоснование, 
постановка вопросов ученику самими учащимися, 
взаимопроверка, 
самопроверка. 

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся.
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу.
Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Практическая работа для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа

ТЕСТЫ

Тест –это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.
Виды тестов
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ, или с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

2. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Тесты перекрестного выбора, в  которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Достоинство тестов

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1.Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Посмотрите также