Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся.
(Морис Мартен дю Гар)
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом работы нашей школы с одарёнными детьми по теме: «Содержание, формы и методы работы с одарёнными детьми».
В настоящее время главная цель современного образования видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Не так давно считалось, что все дети равны в интеллектуальном и в эмоциональном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Работа с одаренными детьми строится в двух направлениях:
· классно-урочная
· внеурочная
Формы работы:
• индивидуальная;
• работа в парах,
• в группах.
Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одарённых учащихся разрабатываются специальные планы работы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарённого учащегося.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
• возрастом ребёнка;
• видом одарённости;
• уровнем одарённости;
• активностью самого ребёнка;
• социальным статусом семьи ребёнка;
• профессиональной подготовкой педагога;
Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.
Методы работы:
• исследовательский:
метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
• частично-поисковый:
метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.
• проблемный:
проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию четырёх этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения, а также способов мышления.
· Проективный:
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
· синектика:
Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма.
· «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн):
позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
• метод вживания:
позволяет учащимся посредством чувственно - образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
• метод эвристических вопросов:
ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
• метод сравнения:
дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учёными, философами и т. д.
• метод конструирования понятий:
способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
• метод путешествия в будущее:
эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
• метод ошибок:
предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
• метод придумывания:
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определённых творческих действий.
• метод «если бы…»:
помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
• метод инверсии, или метод обращения:
Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Виды работ:
• разноуровневые задания, творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• дискуссия;
• игры;
• театрализованные праздники;
• предметные недели;
• творческие мастерские;
• групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;
• факультативы;
• кружки по интересам;
• занятия исследовательской деятельностью;
• конкурсы;
• проекты по различной тематике;
• интеллектуальный марафон;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах разного уровня;
• работа по индивидуальным планам;
• школьные кружки и секции;
• портфолио достижений учащегося;
• социальное партнёрство сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и городскими культурными центрами (Станция Юннатов, филармония, городские библиотеки, музейные центры, станция юного техника ).
Технологии способствующие развитию учащихся:
• игровые технологии (ролевые, деловые, путешествия);
• информационно-коммуникативные технологии;
• технология системно-деятельностного подхода;
• технология личностно-ориентированного обучения;
• технология развития критического мышления;
• технология дифференцированного обучения;
• технология проблемно-развивающего обучение;
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся.В результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
• Технология проектно-исследовательской деятельности
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
• ТРИЗ;
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
"Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.
Работа с одарёнными детьми в нашей школе строится на тесном взаимодействии и сотрудничестве со школьной психологической службой. Тестирование детей на выявление одарённых детей проводится при поступлении в школу. Результаты тестирования и консультации психолога помогают выстроит дальнейшую работу с ребенком. Активными помощниками в работе с детьми становятся родители.
В школе 16 учащихся получают стипендию за отличную учебу и 1 ребёнок за выдающиеся интеллектуальные заслуги.
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одарённых детей осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе.
Из опыта работы:
В нашей школе мы проводим такие факультативные курсы, как:
• «Мир деятельности» (Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания).
• «Успешное чтение» (цель данного курса: повышение престижности чтения среди школьников).
Чтобы заинтересовать учащихся первого класса чтением, перед тем как начать работу по этому курсу, мы на своей параллели решили устроить театрализованное представление: «Проект: введение в курс «Успешное чтение»».
Действие происходило во время морского путешествия детей вместе с капитаном Врунгелем. На корабль напали пираты, отобрали карту путешествия, требуя взять их с собой, так как им был нужен сундук с драгоценностями (свиток со списком книг для чтения 1 класса и призы), искать который отправились дети. Детей и пиратов ожидали интересные приключения.
Чтобы получить карту путешествия и свиток со списком книг, учащиеся должны были совершить путешествие по интеллектуальным станциям, набрать определенное количество баллов. После такого мероприятия дети с удовольствием читают книги, что нам и нужно было.
В этом учебном году проводили предметный проект месячник по окружающему миру «Чудеса света». В месячнике была задействована вся начальная школа. На первой неделе дети каждого класса получили маршрутные листы с заданиями. Разделили поручения по подготовке классного проекта. Разделились на группы. Началась подготовительная работа по выполнению проекта. Вторая неделя - оформление работ, подготовка к выступлению. На третьей неделе проходил отчёт по проектам: выступление, показ работ каждого класса по параллелям. Четвертая неделя подведение итогов, награждение. В заключение всей работы все проекты были собраны в один общий проект.С общим проектом «Путешествие во времени за чудесами света» от начальной школы выступили на школьной научно-практической конференции «Конкурс проектов «Время»». Получили диплом первой степени.
Закончить своё выступление я хочу словами Сократа: « В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить".
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.