Формы и методы работы с подростками из неблагополучных семей и их родителями
Сулейменова М.Е., магистр, преподаватель специальных дисциплин
Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире.
Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется
развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке.
Существует множество различных типологий семьи, рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
В рамках данной темы речь идет именно о неблагополучных семьях.
Мерой благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее
воздействие на подростков, стиль отношения к нему. Порой, даже во внешне благополучных семьях (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации подростков.
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Опыт показывает, что наиболее эффективными формами работы с такими семьями являются:
Родительские собрания;
Конференции;
Тренинги;
Индивидуальные и тематические консультации;
Беседы;
Посещение семей.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, нецензурная брань, наркотизм и др.).
конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор заслуживает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними.
В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный недостаток положительного воздействия на детей, подростков, юношество.
Тем более что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких основных функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
Практика отклоняющегося поведения - это заранее спланированная, продуманная система предупредительных мер, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению.
Профилактика обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Для того чтобы построить профилактическую работу с подростками, склонными к отклонениям в поведении, необходимо знать как вид девиации, так и причины, являющиеся основополагающими в формировании девиантного поведения подростков, а в данном случае подростков именно из неблагополучных семей.
Для выявления причин отклоняющегося поведения необходимо использование ряда простых диагностических методик, направленных на
описание и диагностику различных видов и уровней девиантного развития детей и подростков.
Выявив такие семьи, невольно задаешься вопросом «Как помочь?». Со стороны классного руководителя эта помощь может быть выражена в профилактической работе.
Можно выделить два способа осуществления профилактической работы: разъяснительный и предупреждающий.
Задача разъяснительной профилактики состоит в том, чтобы добиться решительного осуждения общественностью негативных проявлений в молодежной среде. Системно проводимые со студентами и родителями беседы по разъяснению последствий курения, пьянства, употребления бытовых токсических веществ, способствуют:
- формированию у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку;
- формированию у обучающихся установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры.
Действенным инструментом профилактики отклоняющегося поведения выступает индивидуальная воспитательная работа. Именно она позволяет осуществить "непосредственный выход" на несовершеннолетнего, поведение которого может быть охарактеризовано как отклоняющееся.
Опыт показывает, что наиболее эффективны в индивидуальной воспитательной работе такие формы как:
- изучение документов личного дела; - индивидуальные беседы;
- использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
- вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
- общие групповые дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
- воспитание успехом.
Индивидуальная воспитательная работа - основное средство разъяснительной профилактики в условиях семьи, колледжа, где осуществляется постоянный контакт с взрослыми. Самое главное здесь не допустить ошибки, так как искажения, допускаемые в индивидуальной воспитательной работе, могут привести трудновоспитуемого подростка к противоправным действиям.
Упреждающая же профилактика имеет иные характеристики. Она направлена не на конкретные проявления отклоняющегося поведения, а на целые направления, комплексы социальных отклонений: мировоззренческие, трудовые, семейно-бытовые. Здесь решаются такие проблемы, как плохая организация досуга, изъяны, связанные с нравственным, политическим, эстетическим воспитанием, проблемы педагогической запущенности студентов.
Педагогическая запущенность чаще является предпосылкой для появления других форм отклонения.
Задача педагогической профилактики решается в рамках учебного заведения, причем с двух сторон: нейтрализация внешних отрицательных факторов, влияющих на формирование личности обучающегося; приостановка развития таких качеств как лень, эгоцентризм, недисциплинированность.
Устранение внутренних причин происходит в процессе перевоспитания несовершеннолетнего. Этот процесс будет эффективней, если будет сочетаться профилактическими мероприятиями и приобретет коллективный характер, (педагоги привлекут родителей и общественность). Общественные мероприятия должны носить гуманистический характер.
В работе с трудновоспитуемыми подростками очень важно уметь прогнозировать пути дальнейшего развития личности.
В целях воспитательно-профилактической работы мы можем порекомендовать такие меры наказания как: предупреждение, постановка на вид, уведомление родителей; обсуждение поведения обучающегося в коллективе группы; обсуждение на Совете профилактики учебного заведения.
В связи с тем, что в большинстве случаев, "трудные" подростки воспитываются в неблагополучных, неполных, малообеспеченных семьях, одним из направлений профилактики станет обследование семей на социальную обеспеченность, моральную устойчивость. Все эти семьи находятся на учете и периодическом контроле. В очень редких и крайних случаях происходит полная изоляция детей из семьи, когда наблюдаются угроза жизни для детей или их здоровья.
В плане воспитательной работы колледжа выделяются особые разделы работы: по предупреждению курения, наркомании, алкоголизма; проведению бесед на различные темы правового воспитания; встреч с врачом-наркологом, работниками правоохранительных органов.
Основные формы работы с трудновоспитуемыми - это посещение семей на дому, приглашение родителей в учебное заведение, тематические классные часы и родительские собрания.
Выбор методов воздействия на личность студента определяется целью профилактической работы и индивидуально-психологическими особенностями педагогически запущенного обучающегося.
Ведущими целями являются: разрушение негативных установок и привычек педагогически запущенного студента, формирование у него социально полезных черт и качеств, воспитание способности противостоять неблагоприятным воздействиям.
Одним из направлений профилактической работы в нашем колледже является организация процесса самовоспитания студентов. Именно посредством самовоспитания закрепляются результаты профилактической работы, развивается способность студентов управлять своим поведением в соответствии с нормами морали и права.
Успех самовоспитания зависит от степени овладения обучающимися методами, с помощью которых они организуют свое поведение и управляют своими чувствами.
Образовательные учреждения имеют большое значение, в помощи неблагополучным семьям. Создаются условия для успешной социализации подростка из неблагополучной семьи, которые реализовываются с помощью таких задач как: выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группыособого контроля», оказание помощи направленной на успешную социализацию подростка с девиантным поведением, снижение количества неблагополучных семей.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М., 1985.
2. Клейберг Ю. А., Шахзадова Н. В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Уч. пос. - Тверь - Нальчик,2000.
3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. —336 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.