Формы и методы работы с учащимися на уроках географии в рамках мониторинга качества знаний

  • Документация
  • docx
  • 04.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы и методы работы с учащимися на уроках географии в рамках мониторинга качества знаний.docx

Формы и методы работы с учащимися на уроках  географии в рамках мониторинга качества знаний

Метод обучения   - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
         По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

 Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
           Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.

Значение контроля в учебно-воспитательном процессе:

·        Проверка качества знаний и умения школьников, их достижений и ошибок;

·        Проследить движение учащихся по ступенькам знаний;

·        Научить культуре мысли и речи.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
     Традиционные формы контроля знаний и умений — зачеты, письменные, контрольные работы с использованием вопросов и заданий, требующих развернутого ответа, не позволяют в течение урока проверить усвоение всеми учащимися всех основных вопросов содержания программы.
      Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Таким образом, нужно оценивать индивидуальный числовой показатель успеха ученика, т.е. его рейтинг.

Методы контроля:

·        индивидуальные карточки, терминологические географические диктанты, картографические диктанты, зачеты, экспресс-опросы, тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и устный опрос. Кроссворды, ребусы. Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы.

·        Творческие задания. Составление сценариев «Путешествие….», визитных карточек, памяток экскурсантам, отправляющимся в страны, на материки и т.д., мини-проектов гипотетических (несуществующих) материков, отчетов туристических операторов.

·        Игровые моменты: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото».

·        Нетрадиционные уроки: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, уроки-ярмарки.

·        Тестовый контроль.

Существует закрытая форма (где имеется серия ответов, один из которых является правильным).

С ответами в графическом виде.

Построенные на причинно-следственном выражении «Если…то…», «Чем…тем…»

Открытая форма (готовые ответы отсутствуют)

Установить соответствие

Восстановить цепочку причинно – следственных связей.

Плюсы тестового контроля:

 - Проводиться за короткий промежуток времени (тематическое тестирование за 10-15мин);

 - Охватывает большой объем материала;

 - Проверяются только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения);

 - Все учащиеся находятся в равных условиях;

 - Каждый учащийся получает объективную оценку;

 - Облегчает работу учителя, так как тесты быстро проверяются. Тестовую проверку нужно применять в комплексе с другими формами контроля.

Минусы тестового контроля: тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время в течение 1 урока проверить усвоение большого объема материала.

Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли и небольшого объема «писанины».

Формы контроля:
      Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения, используется для контроля знаний учащихся. Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.
        Зачеты могут быть нескольких видов:
        1) зачет комплексной проверки знаний;
        2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.
Зачет можно провести и в игровой форме. Например, зачет - путешествие "Прогулка по левому берегу Нила", Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы.
    Семинар - одна из активных форм контроля знаний. Позволяет, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить их и углубить, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся у школьников знаний и закрепление их. Семинарские занятия всегда предполагают вступительное слово заключение учителя, коллективное обсуждение. Учащимся предлагается перечень вопросов заранее, они осуществляют подготовку к нему так же, как и при зачете.
        Непременное требование к семинару - активное участие каждого ученика. Чтобы этого добиться, необходимо вызвать интерес, а сделать это можно при помощи игрового момента. Например, ввести элемент соревнования. Перед началом соревнования - семинара объявить учащимся: каждый ответ будет оцениваться баллами, кто наберет наибольшее количество баллов, получит оценку «10».
     Проверочные карточки
        Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.
        С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:
 - Репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от учащихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу
 - Сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов событий, объектов. Учащиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний
 - Логически-поисковые - эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ
  - Ассоциативно-сравнительные - предполагают активную самостоятельную умственную деятельность учащихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения
 - Обобщающие - предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность учащихся.
Учитель сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и задач урока.
Самостоятельная работа
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.
Диктанты
Диктанты широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ.

     Все виды и формы проверки знаний направлены:
        1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);
        2) на развитие внимания, памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
        3) на развитие воображения (аукцион);
        4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
        5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
        6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
        7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).
        Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления.