Формы и методы работы с учащимися на
уроках географии в рамках мониторинга качества знаний
Метод обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В широком смысле контроль означает
проверку чего-либо. Контроль означает выявление, установление и оценивание
знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного
материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у
отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в
процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм
организации.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
Хорошо поставленный контроль позволяет
преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого
материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля
знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.
Значение контроля в учебно-воспитательном процессе:
· Проверка качества знаний и умения школьников, их достижений и ошибок;
· Проследить движение учащихся по ступенькам знаний;
· Научить культуре мысли и речи.
В соответствии с формами обучения на
практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и
фронтальная.
Традиционные формы контроля знаний и умений — зачеты, письменные,
контрольные работы с использованием вопросов и заданий, требующих развернутого
ответа, не позволяют в течение урока проверить усвоение всеми учащимися всех
основных вопросов содержания программы.
Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения
пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений,
навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени
активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Таким
образом, нужно оценивать индивидуальный числовой показатель успеха ученика,
т.е. его рейтинг.
Методы контроля:
· индивидуальные карточки, терминологические географические диктанты, картографические диктанты, зачеты, экспресс-опросы, тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и устный опрос. Кроссворды, ребусы. Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы.
· Творческие задания. Составление сценариев «Путешествие….», визитных карточек, памяток экскурсантам, отправляющимся в страны, на материки и т.д., мини-проектов гипотетических (несуществующих) материков, отчетов туристических операторов.
· Игровые моменты: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото».
· Нетрадиционные уроки: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, уроки-ярмарки.
· Тестовый контроль.
Существует закрытая форма (где имеется серия ответов, один из которых является правильным).
С ответами в графическом виде.
Построенные на причинно-следственном выражении «Если…то…», «Чем…тем…»
Открытая форма (готовые ответы отсутствуют)
Установить соответствие
Восстановить цепочку причинно – следственных связей.
Плюсы тестового контроля:
- Проводиться за короткий промежуток времени (тематическое тестирование за 10-15мин);
- Охватывает большой объем материала;
- Проверяются только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения);
- Все учащиеся находятся в равных условиях;
- Каждый учащийся получает объективную оценку;
- Облегчает работу учителя, так как тесты быстро проверяются. Тестовую проверку нужно применять в комплексе с другими формами контроля.
Минусы тестового контроля: тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время в течение 1 урока проверить усвоение большого объема материала.
Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли и небольшого объема «писанины».
Формы контроля:
Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения,
используется для контроля знаний учащихся. Цель зачета - систематизировать
пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом
блоке материалов. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения
нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует
самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает
ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд
вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и
индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет
позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность
учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно
располагать временем, отведенным на усвоение темы.
Зачеты могут быть нескольких видов:
1) зачет комплексной проверки
знаний;
2) зачет по проверке одной темы или
одного вида деятельности учащихся.
Зачет можно провести и в игровой форме. Например, зачет - путешествие
"Прогулка по левому берегу Нила", Основа для игрового зачета та же -
самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы.
Семинар - одна из активных форм контроля знаний.
Позволяет, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить их и углубить,
формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе
семинарского занятия происходит обобщение имеющихся у школьников знаний и
закрепление их. Семинарские занятия всегда предполагают вступительное слово
заключение учителя, коллективное обсуждение. Учащимся предлагается перечень
вопросов заранее, они осуществляют подготовку к нему так же, как и при зачете.
Непременное требование к семинару -
активное участие каждого ученика. Чтобы этого добиться, необходимо вызвать
интерес, а сделать это можно при помощи игрового момента. Например, ввести
элемент соревнования. Перед началом соревнования - семинара объявить учащимся:
каждый ответ будет оцениваться баллами, кто наберет наибольшее количество
баллов, получит оценку «10».
Проверочные карточки
Чтобы сделать процесс контроля и
закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно
использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип
постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их
способности и возможности, разный уровень подготовленности.
С проверочными карточками можно
работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и
охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть
разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний
проверочные карточки могут быть:
- Репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от учащихся требуется узнать и
воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу
- Сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов событий,
объектов. Учащиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний
- Логически-поисковые - эти задания позволяют дать анализ фактов, событий,
понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный
ответ
- Ассоциативно-сравнительные - предполагают активную самостоятельную
умственную деятельность учащихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют
умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения
- Обобщающие - предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи
между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического
материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную
активность учащихся.
Учитель сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и
задач урока.
Самостоятельная работа
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического
контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики
по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. При
периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени
её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с
дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть
индивидуальные особенности каждого учащегося.
Диктанты
Диктанты широко используются для текущего контроля. С их помощью можно
подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию
умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность
выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие
длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ.
Все виды и формы проверки знаний направлены:
1) на развитие самостоятельной
когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами,
реферат);
2) на развитие внимания, памяти
(проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
3) на развитие воображения
(аукцион);
4) на развитие аналитических
способностей (кроссворд, тест, ребус);
5) на развитие речи учащихся
(культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
6) на проверку знаний фактического
материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
7) на проверку умений оперировать
фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).
Практически все задания имеют
творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на
разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для
закрепления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.