На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые
требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.
Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны.
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
· Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
· С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
· Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
· Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
· Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
· Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:
1) развивать положительную мотивацию;
2) обучать в условиях низкой мотивации.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
не способен устанавливать причинно-следственные связи;
не может организовать свое время;
не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
отвлекаемость;
подвижность;
неусидчивость;
утомляемость;
истощаемость;
медленный темп работы;
конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Большую роль в общем интеллектуальном развитии играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет, хорошо им известный и близкий.
Для всех детей нужно создавать ситуацию успеха. С этой целью использую прием внушения, направленный на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения провожу “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявляю его результат: все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.
На уроках ИЗО и технологии развиваю моторно-двигательную активность, так как у всех таких детей она слабо развита. Родители не занимались до школы этим вопросом. А хорошо развитая моторно-двигательная активность важна для развития мыслительных процессов.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы: Самый удобный способ проверки знаний карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Хороший стимул в работе коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства. Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части. Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Результаты работы:
— повышается уровень мотивации учения;
— каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
— появляется желание у слабоуспевающих учащихся продвигаться в образовании;
— слабоуспевающие учащиеся получают возможность испытать учебный успех.
В результате проводимой работы в классе нет неуспевающих и неаттестованных учащихся. Ведется тематический учет знаний слабоуспевающих детей. Снизилось количество неудовлетворительных отметок по предметам. В классе нет учащихся, которые систематически пропускают уроки без уважительной причины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.