Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
Оценка 5

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
16.02.2021
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
Формы внеклассной работы в школе очень разнообразны. По частоте проведения могут быть систематическими, т.е. функционировать продолжительное время (в течение всего учебного года или нескольких лет), и иметь более или менее постоянный состав участников. К таким формам относятся кружок русского языка, уголок русского языка, регулярно выпускаемая стенная газета, журнал. А также могут быть эпизодическими. К таким формам относятся олимпиады, неделя или день русского языка, утренники и вечера, экскурсии на радиостанцию, в редакцию газеты, в отдел древних рукописей библиотеки, конкурсы, выставки.
Публикация.docx

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

 

Формы внеклассной работы в школе очень разнообразны. По частоте проведения могут быть систематическими, т.е. функционировать продолжительное время (в течение всего учебного года или нескольких лет), и иметь более или менее постоянный состав участников. К таким формам относятся кружок русского языка, уголок русского языка, регулярно выпускаемая стенная газета, журнал.

А также могут быть эпизодическими. К таким формам относятся олимпиады, неделя или день русского языка, утренники и вечера, экскурсии на радиостанцию, в редакцию газеты, в отдел древних рукописей библиотеки, конкурсы, выставки.

Эти мероприятия могут проводиться в школе как самостоятельные виды внеклассной работы под руководством преподавателя русского языка и привлеченного им актива учащихся, а могут организоваться кружком, который таким образом популяризует свою работу, делает ее массовой. Массовость – положительная черта эпизодических форм внеклассной работы, однако более глубокими и эффективными формами являются, разумеется, те, в которых работа ведется систематически в течение длительного времени [3].

Кружок как форма внеклассной работы. Центром внеклассной работы по русскому языку являются различные лингвистические кружки, занятия в которых способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладевать нормами орфоэпии и культуры речи [2]. Деятельность учащихся в кружках может включать подготовку докладов- сообщений по различным проблемам языкознания, 22 решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовку материала для проведения олимпиад, для выпуска стенгазет и бюллетеней.

По назначению кружки могут быть различных типов. Для 5 класса наиболее целесообразны кружки занимательной грамматики, главная цель которых выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы. Как показывает практика школьного обучения, наиболее распространенными являются кружки, в которых в определенной последовательности рассматривается комплекс лингвистических проблем – фонетика, лексика, грамматика, стилистика, проблема происхождения и функционирования языка, вопросы культуры речи. Это могут быть кружки со следующими названиями: «Юный лингвист», «Кружок любителей русского языка», «Любители русского слова», «Язык мой – друг мой», «Язык и жизнь», «Родное слово», «Родная речь», «Знаешь ли ты...», «Занимательно о русском языке», «Кружок занимательной грамматики», «Интересно о родном языке» и др.

Занятия кружка ведутся по плану, который разрабатывается на учебное полугодие или на весь учебный год. План обсуждается на первом занятии кружка и после соответствующих коррективов утверждается всеми его членами. В выборе конкретного содержания кружковых занятий каждый учитель – руководитель кружка – самостоятельно отбирает из соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются наиболее важными для совершенствования умений и навыков учащихся. Очень важно при этом обеспечить полную преемственность в содержании занятий как в классной и внеклассной работе, так и между возрастными группами учащихся.

Эту же преемственность необходимо иметь в виду и при выборе методов проведения внеклассных мероприятий. В V классе на первых порах чаще всего применяются игровые методы. Ученики разгадывают шарады, метаграммы, решают занимательные задачи, декламируют стихи 23 юмористического содержания. Затем в беседе с учащимися учитель обобщает материал и делает вместе с ними необходимые выводы из содержания занятия. Через некоторое время пятиклассникам могут быть предложены задания: с помощью учителя подготовить небольшие по объему сообщения или доклады. В старших классах усложняется не только содержание занятий, но и методика их проведения. Поскольку в VII – IX классах изучается синтаксис и культура речи, основным содержанием кружковой работы с учащимися в этих классах может быть более углубленное рассмотрение целого ряда разделов названных лингвистических курсов [2].

Вечер русского языка. Одним из интересных и живых видов внеклассной работы является вечер (утренник) русского языка. Обычно он проводится в младших и средних классах. Это может быть вечер, на котором участники кружка отчитываются о своей работе, фонетический (грамматический) вечер, вечер вопросов и ответов по русскому языку и др.

Чтобы вечер прошел успешно, руководитель должен к нему основательно подготовиться: продуманно выбрать тему (вопросы), подобрать участников, распределить между ними роли и т.д. Выступление каждого участвующего в вечере, даже если оно ограничивается репликами или обращениями с вопросами, должно быть хорошо отработано [2].

Олимпиады и викторины. По сравнению с другими внеклассными мероприятиями олимпиада имеет важное преимущество – массовость. Можно проводить олимпиады внутришкольные, районные, городские. Удобным временем для проведения их является третья и начало четвертой учебной четверти, т.е. месяцы март и апрель. В это время в основном заканчивается изучение программного материала и начинается повторение 24 пройденного, что позволяет выявить с наибольшей полнотой знания учащихся.

Первый тур – отборочный – проводится по школам. В нем могут принимать участие все желающие. Предварительно учителя должны рассказать учащимся, каковы задачи и содержание олимпиады по русскому языку, как она будет проводиться.

Тексты диктантов и вопросников для внутришкольной олимпиады готовятся комиссией из учителей школы, обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения.

Для учащихся V –VI классов это будет в основном вопросы по фонетике, морфологии и орфографии, для VII – VIII и старших классов включаются и задачи по синтаксису и стилистике. Вопросы и задачи не должны быть известны учащимся до начала проведения олимпиады.

Итоги первого тура обсуждаются по классам, и здесь же объявляется, кто из учащихся получает право участвовать во втором туре.

Второй тур проводится между школами, в масштабе города или района. Проведение и организация городской (районной) олимпиады возлагается на комиссию, назначаемую гороно [1]. Она определяет время для ответов, отпечатывает вопросы, определяет и обозначает против каждой задачи и вопроса количество баллов за полный ответ, устанавливает количество призовых мест.

Вопросы для второго тура подбираются более трудные, требующие от учащихся глубокого знания материала, начитанности и сообразительности. Ответы учащихся должны быть написаны четко и аккуратно и сданы немедленно по истечении назначенного времени.

Результаты олимпиады объявляются обычно через два-три дня.

Команды школ и отдельные участники, набравшие наибольшее количество очков, награждаются грамотами, ценными подарками [1].

 

Список использованных источников

 

1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе [Текст], Мн., «Нар. асвета», 1971.

2. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

3. Баринова Е.А. Методика русского языка [Текст]. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. Под общ. ред. Е.А. Бариновой. М., «Просвещение», 1974.


 

4.

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

По назначению кружки могут быть различных типов

По назначению кружки могут быть различных типов

Поскольку в VII – IX классах изучается синтаксис и культура речи, основным содержанием кружковой работы с учащимися в этих классах может быть более углубленное рассмотрение…

Поскольку в VII – IX классах изучается синтаксис и культура речи, основным содержанием кружковой работы с учащимися в этих классах может быть более углубленное рассмотрение…

Для учащихся V –VI классов это будет в основном вопросы по фонетике, морфологии и орфографии, для

Для учащихся V –VI классов это будет в основном вопросы по фонетике, морфологии и орфографии, для

Баринова Е.А. Методика русского языка [Текст]

Баринова Е.А. Методика русского языка [Текст]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021