Формы обучения с применением ИКТ
Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых.
В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных школах с использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно использовать следующие формы обучения:
1. очную, с информационной поддержкой;
2. очно-заочную, с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ.
Очное обучение с информационной поддержкой - это форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым. Очная форма обучения в основном применяется для углубленного обучения малочисленных (до 10 – 20 человек) групп слушателей. Такая численность дает возможность, с одной стороны, использовать "групповые эффекты" (различие точек зрения, разделение обязанностей, обратная связь и пр.), а с другой стороны, активно включаться в учебную деятельность всем членам группы, не оставаясь пассивными слушателями.
ИКТ в данном случае используются только для информационной поддержки учебного процесса. На сервере или сайте школы публикуется расписание занятий, образовательные программы, организуется электронная доска объявлений.
Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы обучения. Одной из особенностей очной формы обучения является возможность обмена знаниями между обучаемыми в группе и преподавателем. Для поиска наилучшего решения поставленной преподавателем задачи обучаемые могут обсуждать предложенные решения, осуществлять сравнительный анализ предложенных решений, взаимный контроль, что позволяет получить навык работы в команде, навык самостоятельного поиска решения.
Основные достоинства очной формы обучения:
- возможность коммуникаций с преподавателем в режиме реального времени, которая позволяет обучаемому получать ответы на вопросы по теме программы обучения непосредственно в момент получения знаний;
- возможность получения навыков выполнения операций, требующих взаимодействия в режиме реального времени нескольких исполнителей;
- высокая степень мотивации слушателей в процессе обучения за счет возникающей между слушателями конкуренции, стимулирующей более подготовленных слушателей углублять свои знания, а менее подготовленных слушателей подтягивать уровень своих знаний до среднего уровня;
- возможность обучения в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях.
Недостатками очной формы обучения являются:
- сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся (инвалидов, глухих и т.д);
- трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий. Полный контроль возможен при работе с группой из 2-3 ученика; при работе с группой из 10-20 учащихся преподаватель может осуществлять лишь частичный, итоговый контроль, который не позволяет оценить правильность последовательности действий слушателя при выполнении задания;
- субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения.
Очно-заочное обучение, с применением ДОТ - это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа. Принцип интерактивности заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения (Learning management system – LMS) и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности. Дистанционная форма обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически распределенных аудиторий. Система поддержки процесса обучения обеспечивает автоматический контроль действий обучаемого (фиксирует длительность работы слушателя, правильность выполнения заданий, число обращений за рекомендациями и помощью, активность слушателя и т.п.).
В средней школе этот метод можно использовать для обучения предметам, когда учитель по каким-либо причинам не может проводить занятия в продолжение длительного времени, для использования виртуальных лабораторий по естественно-научным предметам, для выполнения домашних заданий и рефератов.
Одной из особенностей применения дистанционной формы обучения является возможность использования имитационных моделей программного обеспечения и оборудования, что позволяет пройти освоить работу с прикладным программным обеспечением даже тем учебным заведениям, которые не имеют его в наличии. Одним из наиболее распространенных способов имитации больших программных систем является отображение части функциональных возможностей (наиболее часто используемых) на набор упражнений. Упражнения выполняются в специализированной среде, эмулирующей поведение реальной программной системы и выполняющей функции контроля действий слушателя в автоматическом режиме.
По сравнению с выполнением упражнений на реальной системе метод эмуляции имеет следующие преимущества:
- ученик всегда работает с консистентными данными, в то время как задача обеспечения целостности данных в учебном экземпляре программной системы практически невыполнима;
- ученик может выполнять упражнение в любое время, в то время как учебный экземпляр, являющийся разделяемым ресурсом, чаще всего будет доступен строго по расписанию;
- среда эмуляции программной системы обеспечивает контроль действий пользователя в процессе выполнения упражнений, в то время как при работе с учебным экземпляром программной системы задача обеспечения контроля действий слушателя требует выделения на каждого слушателя по личному консультанту, в противном случае качество контроля будет низким.
Среди основных достоинств дистанционной формы обучения:
1. проведение обучения по месту жительства для социально- защищенных групп учащихся;
2. наличие средств оценки знаний и навыков слушателей в режиме реального времени, средств поддержки процесса проведения обучения (LMS);
3. обучение по индивидуальным программам обучения без привлечения дополнительных сил со стороны преподавателя;
4. эффективность формирования навыков работы.
Недостатки дистанционной формы обучения:
1. увеличение стоимости разработки курсов по сравнению с очной формой;
2. повышение требований к организации системы мотивации учащихся;
3. повышение требований к телекоммуникационной инфраструктуре;
4. существование психологического стереотипа против использования дистанционной формы обучения вследствие недостаточной распространенности ДОТ в России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.