Формы работы на уроке при подготовке учащихся к олимпиадам по информатике
Литвинов Владимир Николаевич
учитель информатики
Лицей №136
class-20@mail.ru
Мотивация – хочу!
Очень важно услышать от ученика главное слово – Хочу! После этого можно трансформировать это слово в любые проекты, олимпиады, конкурсы …
Стимулы!
Возможность показать эрудицию и знания по решаемой проблеме
Стремление школьника к лидерству, демонстрации собственных достижений.
Особенности олимпиад по информатике
олимпиады по информатике фактически являются олимпиадами по программированию
поэтому учащийся должен знать и применять при решении задач определенный набор алгоритмов, владеть техникой программирования на одном из языков, а также специальными приемами.
алгоритмы и формулы, применяемые при решении большинства задач, изучаются только в ВУЗах.
Особенности олимпиадных задач
Олимпиадная задача по информатике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения.
Как правило, олимпиадная задача представляет собой некоторую проблему, для решения которой требуется использовать свой интеллект почти на пределе, при этом сам код программы может небольшим.
Условная классификация олимпиадных задач
Арифметика – математические задачи
Геометрия – геометрические задачи
Динамическое программирование
Сортировка и последовательности
Графы и деревья – задачи с графами и деревьями
Рекурсия – задачи на поиск с рекурсивным перебором вариантов
Работа с текстом–текстовые преобразования
Формы работы на уроке
решение олимпиадных заданий, связанных с темой урока
гибкие уроки (Scrum), командная работа, взаимное оценивание, нет эталонов, сменяемые роли, открытое обсуждение
творческие и олимпиадные домашние задания, с использованием заданий прошлых олимпиад
построение индивидуальной траектории развития способностей ученика
Пример задачи по теме Циклы,задача 5 (ШЭ ВОШ 2019-2020)
Задача 5 «Эксперимент» (10 баллов)
Колонизация планеты Эдем проходит успешно. Для поддержания атмосферы завезены водные растения. Во всех прудах растут кувшинки. Каждый день количество кувшинок увеличивается втрое. В данной экосистеме живут травоядные рыбы, численность которых благодаря такой кормовой базе увеличивается ежедневно вдвое. Ученые решили оценить перспективность рыбного промысла на планете. Установлено, что каждая травоядная рыба съедает по одной кувшинке в день. Составьте программу, позволяющую моделировать данный эксперимент. Будем считать, что экспериментальный цикл начинается с процесса размножения рыб и кувшинок, затем происходит поедание кувшинок рыбой.
Пример задачи (формат данных)
Задача 5 «Эксперимент» (10 баллов)
Формат входных данных: На вход программе подается три целых положительных числа: R - количество рыб, K - количество кувшинок и T - время эксперимента. R, K<1000, Т<=100.
Формат выходных данных: Вывести одно число - количество оставшихся кувшинок.
Пример:
Входные данные Выходные данные
3 5 3 21
Решение (язык Python)
# Задача 5 Эксперимент - решение с циклом while
r, k, t = map(int, input().split())
while t > 0:
r = r * 2
k = k * 3
k = k - r
t = t - 1
if k <= 0: # Проверка: кол-во кувшинок не может
k = 0 # быть отрицательным числом ( k<=0)
break
print(k)
Формы внеурочной деятельности
Индивидуальная работа
Формы внеурочной деятельности
Массовая работа
Формы внеурочной деятельности
Самостоятельная
Работа
Индивидуальные занятия, консультации
Дистанционные, онлайн-курсы
Факультативы, кружки
Спецкурсы, элективные курсы
Личные и командные тренировки
Предметные недели
Интернет-ресурсы
https://informatics.msk.ru - сайт дистанционной подготовки к олимпиадам по программированию
https://olympic.nsu.ru - олимпиады по программированию, проводимые НГУ
http://pinskolimp.blogspot.com/ - блог содержит уроки для подготовки школьников 7-8 классов к олимпиадам
http://acm.timus.ru - система онлайн проверки олимпиадных задач
Интернет-ресурсы
https://stepik.org/course/80538/promo
Онлайн-курс «Основы C/C++ для спортивного программирования» — первая часть программы интенсивной подготовки по спортивному программированию, реализуемой МФТИ совместно с Фондом развития Физтех-школ.
http://neerc.ifmo.ru/school - олимпиады по информатике Санкт-Петербург (Россия)
http://www.codeforces.ru
Интернет-ресурсы
https://nti-contest.ru/
НТИ — Национальная технологическая инициатива — программа глобального технологического лидерства России к 2035 году. Олимпиада КД НТИ проходит в несколько этапов: отборочные и финал. Финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, применяя на практике знания. Участвовать может любой ученик 5−11 классов.
Проблемы
Оно нам надо? Достаточно ли мотивированы учителя? Как найти время при высокой учебной нагрузке учителя?
Выбор языка программирования (критерии)?
Насколько хорошо приспособлены олимпиадники к реальной работе в будущем?
Возможно ли школьному учителю подготовить школьников к олимпиадам?
Достижения наших учеников подтверждают – да, возможно!
Критерии выбора языка
Свободная кросс-платформенная реализация
Удобная среда разработки, адаптированная для учебного процесса
Широкая распространенность, поддерживаемость и развитие языка
Возможность автоматической проверки
Понятность языка и легкое восприятие учащимися
Скорость выполнения программ
Pascal
Достоинства:
Классический учебный язык
Богатая методическая база
Недостатки:
Малая распространенность в современном промышленном программировании
Отсутствие перспектив в изучении
С++
Достоинства:
Java, C#
Достоинства:
Perl, PHP, Ruby
Достоинства:
Python
Достоинства:
Python и олимпиады
Python поддерживается на всех олимпиадах
С 2011-2012 года – на Всероссийской олимпиаде (вместе с Java и C#)
Python существенно упрощает и ускоряет разработку программ
К сожалению, то что Python медленнее других языков, это не позволяет решить на полный балл все задачи, особенно там, где установлен лимит по времени.
Выводы
Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое в интересующей его науке.
С помощью знаний учителя, умением поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после ее решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом.
Выводы
Основные языки — C++, Java или Python
Всегда надо учитывать реальные возможности ребенка. Можно много заниматься на уроках и во внеурочной деятельности, но не всегда надо ждать сразу высоких результатов и побед.
Главное, чтобы дети убедились в том, что напряженная умственная работа может доставить много радости от процесса решения и от побед в олимпиадах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.