Формы работы с одаренными детьми в начальной школе

  • doc
  • 16.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала vystuplenie_na_pedsovete_1.doc

 

«Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

 

    I.                   Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества со­стоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста­вителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    Работа  с  одарёнными  детьми  ведётся  целенаправленно,  по  программе   

 «Одарённые  дети»,  которая  была  составлена  ещё  в  1  классе. 

 

II.                  Выявление одаренных детей  начинается уже в начальной  школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления  в  1-2  классах.

         В  3-4  классах  уже  работа  с  детьми  ведётся  по  конкретным  предметам. Стало  ясно, к  какому  предмету  у  кого  из  них  больше  способностей.

 

III.                        Одаренные дети:

·       имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту­альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз­можности и проявления;

·        имеют доминирующую активную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; очень  трудолюбивые.

 

   III.                   Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви­тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до­школьном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре­деленной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче­нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре­чаются в старшем школьном возрасте).

 

       IV.          Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различ­ных областях знаний. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Этой задаче я  уделяю большое внимание.

 В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:

1. Урочная  деятельность (уроки по предметам). Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по развивающей системе Л.В.Занкова. Эта программа имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей.

2. Школьные декады.

3. Театрализованные праздники.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

5. Индивидуальные  занятия  по  предметам.

 

1. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

 

    2. Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», «Математическая   викторина». Дети  принимают  участие   во  всех  конкурсах  и  играх  и  занимали  1 и 2 места  по  школе  и  району - «Русский  медвежонок», «Кенгуру», «Математический марафон», «Зимние  интеллектуальные  игры», в  прошлом  году  участвовали  в  областных  олимпиадах  по  предметам.

         

     3. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся проводили праздники, выступали перед  малышами  на  линейках. Уже  в  3  классе  готовили  компьютерные  презентации  к  урокам  « Мы  и  окружающий  мир», в  этом  учебном  году       Лесных  Яна  и  Сладкова  Екатерина   приняли  участие  в  3  фестивале  ученических  проектов  и  стали  его  лауреатами. Ерёмина  Мария  и  Зайко  Алексей  участвовали   в  литературном  конкурсе  ко  Дню  Победы. Маша  была  награждена поездкой  в  город  Волгоград – 1 июня.

 

   4. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

         

          

     V.          Я уделяю особое внимание подготовке учащихся к  олимпиадам. По итогам школьной  олимпиады 2009-2010 учебного года ученица  Лесных Яна  заняла второе место по русскому  языку. Сейчас мы  с  ней  занимаемся  индивидуально, готовимся  к  городской  олимпиаде. В  классе  и  дома  она  выполняет  задания  повышенной  трудности  по  русскому  языку. Большую  помощь  оказывают  родители.

 

  VI.           Забазнов  Александр,  Бородин  Антон,  Лесных  Яна  и  Пурецкий  Владислав  приняли  участие  в  школьной  математической  регате  и  заняли  1  место (3 класс)  среди  команд  4  классов  и  в  этом  году  подтвердили  свои  результаты. Эта  команда  заявлена  на  участие  в  городской  математической  регате. С  этими  детьми  я  занимаюсь  во  время  индивидуально-групповых  занятий. Работа  ведётся  с 3  класса  по  командам. В  классе  у  них  есть  команда  соперников,  с  которыми  они  соревнуются  в  решении  задач  повышенной  трудности.

 

       Итогом  всей  работы   будут  результаты  городских  олимпиад  и  городской  математической  регаты.

        Итоги  городских  олимпиад:

 русский  язык – 1 место  Лесных  Яна;

 математика -       2 место  Пурецкий  Владислав.

                Итоги    городской  математической  регаты:

1 место  среди  учащихся  4  классов  школ  города.