Педагог -наставник.
Кто на себя глядит — свой видит лик,
Кто
видит лик свой — цену себе знает,
Кто знает цену — строг к себе бывает,
Кто
строг к себе — тот истинно велик!
Пьер Гренгор
Нет профессии более ответственной и более интересной, чем
профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное
совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда
считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый
знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это
миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.Более того, очень много людей — прославленных
мыслителей, писателей, философов, музыкантов —
имели то или иное отношение к учительскому
делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и
дополняли идеи своих наставников.В наше время учителям особенно трудно.Меняются
времена, но не меняется педагогическое кредо: учитель лишь тогда сможет
научить чему-то детей и молодых учителей, когда он любит их и свой предмет.
Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение
предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые
методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все
преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому
подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о
получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и
непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали
пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути
и решения педагогических задач.
Однако,
как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических
исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической
деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может
протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность
сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех
внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и
мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс
профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к
самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить
поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую
и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную
компетентность.
Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме
работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых
управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и
возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления
профессиональным становлением личности.
Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров. Задача наставника - помочь молодому учителю реализовать
себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной
компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя
формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности
начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного,
аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.
По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями,
посещением и обсуждением уроков) молодым учителям интересны новые,
нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие
лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые
столы» совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и
презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного
руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от
поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Работа
наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие
индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов
через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и
индивидуальных качеств.
Для поддержки поддержки молодых педагогов, проводятся мастер-классы, семинары,
конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые
консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма
работы наставника, как участие в форуме молодых учителей в своеобразном форуме
педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все
интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают
вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных
наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
В рамках форума молодых учителей наставники проводят практические занятия по
проблемам, представляющим интерес и требующим своевременного решения:
- «Современный урок: проектирование и анализ современного урока»;
- «Новые формы аттестации педагогических работников».
Молодые учителя получают конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование
структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки
задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств
обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока,
оптимальность объема и сложность домашних заданий, осуществление поставленных
задач и выводы для проведения дальнейших уроков. В творческих группах молодой
учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных
дискуссиях, аргументированно отстаивает свою точку зрения, обсуждает свои
профессиональные проблемы, неудачи и успехи и получает реальную помощь от
коллег.
Цель наставничества:
·обмен практическим опытом,
·оказание помощи педагогам-новичкам в их профессиональном становлении,
·создание качественной методической базы: подготовка статей в Сборник, съемка видеоуроков и другие.
Задачи наставничества:
·создать условия для совершенствования педагогами своих знаний и умений;
·повысить мотивацию (интерес) педагога-новичка к получению новых знаний и дальнейшему изучению технологии ;
·оказать помощь педагогам в освоении концепции и технологии .
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом ;
ПЕДАГОГ - НОВИЧОК – это педагог, обучающийся первый год и осуществляющий свою педагогическую деятельность, в том числе с помощью наставника.
Формы взаимодействия педагога-наставника с педагогами-новичками:
·круглые столы,
·мозговые штурмы,
·творческие совещания,
·посещение уроков,
·мастер-классы,
·индивидуальные консультации и другие.
Педагог-новичок выполняет следующие задачи:
повышает свою квалификацию (посещает обучающие семинары, мастер-классы, конференции);
·получает консультативную и методическую помощь от наставника по практическому применению полученных знаний;
·проводит уроки ;
·обменивается с педагогом-наставником опытом применения полученных знаний в практической деятельности;
·анализирует свою педагогическую с целью дальнейшего ее совершенствования;
Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.
Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.
Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки учителей-стажистов – кладезь педагогического мастерства.
Приятно стажеру и наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного.
Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.
Список литературы:
Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.
Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.