Выступление в рамках районной конференции учителей начальных классов
«Развитие системы поддержки талантливых детей»
Научный клуб
как форма работы
с талантливыми детьми.
Чуносова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 33 им. П. А. Столыпина»
ЭМР Саратовской области
Одна
из приоритетных задач национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» формулируется как создание системы выявления и поддержки одарённых детей
и талантливой молодёжи.
Создание системы работы с одарёнными детьми - очень важное направление именно в
начальной школе, т.к. этот возраст сензитивен для развития творческих
способностей ребёнка. Реализация данного направления в моей работе идёт
через поуровневую дифференциацию в урочной и внеурочной деятельности.
«…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе…» А.Н. Колмогоров
Одним из основных составляющих работы с одарёнными детьми моего класса, является научный клуб «Я – мыслитель».
Клуб «Я – мыслитель» - это добровольное творческое формирование учащихся класса, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях , развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности, общественная аттестация полученных результатов.
Цели создания клуба:
v Выявить талантливых детей, развития их интеллектуального и творческого потенциала, креативности, способности принимать решения и нести за них ответственность;
v Стимулировать познавательной активности детей, их самообразования;
v Расширить информационного поля, в т.ч. с использованием ИКТ;
v Создать ситуации сотрудничества и успеха;
v Формировать ценностно-смысловых ориентиров;
v Социализировать личность.
Задачи работы клуба:
v выявление талантливых детей на стадии первой ступени;
v способствование раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к поисковой, аналитической, рефлексивной деятельности;
v воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств.
Содержание и формы работы клуба:
v Индивидуальная работа:
§ отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений),
§ оказание помощи одноклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
§ работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
v Групповая форма: включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, подготовку уроков-игр, уроков-конференций.
v Массовые формы: встречи с интересными людьми, совместную подготовку предметных недель, внеклассных мероприятий и конференций, участие в научно-практических конференциях, походах, экскурсиях.
Работа
клуба младших школьников имеет свои особенности и предполагает активное участие
в рамках исследовательского проекта не только обучаемого и педагога, но и
родителей обучаемого. Ребенок, являясь центральным связующим звеном проекта,
сам называет интересующую его проблему и формулирует цели собственной
деятельности. Взрослые участники проекта на начальном этапе, а при
необходимости – в ходе проекта, совместно с ребёнком оценивают способы и методы
познавательско-исследовательской деятельности автора проекта, согласуют
предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для решения интересующей
ребенка проблемы, определяют конечные цели в рамках конкретного проекта.
Клуб имеет личностно значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной
формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия
потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и
творческих характеристик. Именно личностная окраска проблемы, над которой
работает ребёнок, оказывает непосредственное воздействие на его убеждение в
необходимости проведения такой работы и опосредованное – на его поведение.
Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического мышления,
имеющего особое значение для развития личностных характеристик младшего
школьника.
Интеллектуально и творчески развитые личности способны
принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие
люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция.
За время работы клуба были воплощены в жизнь индивидуальные проекты:
«Лисица» (Савервальд Д.)
«Писатели Калужской области» (Савервальд Д.)
«Кому - мать, кому – мачеха» (Коваленко Д.)
«Что общего у змеи и медведя. Табуированные слова» (Фетисов В.)
«Пушки» (Ежов С.)
Групповые формы работы включают в себя как подготовку к разным формам уроков, так и групповые исследовательские работы. Самыми интересными и удачными члены клуба считают:
Урок – игра «Чему учит экономика»
Урок – конференция «Организм человека»
Урок - викторина «Мы и космос»
Урок – конференция «Природа России»
Проект «Красная птица на белом поле»
Проект «Зачем змее язык»
Проект «Жизнь в капле воды»
Члены клуба активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях: конкурсах, благотворительных акциях, экологических рейдах. При этом они привлекают к работе друзей клуба: родителей, одноклассников, которые по разным причинам не вступают в клуб, но оказывают помощь в работе над мероприятиями и проектами.
Члены клуба активно участвуют в различных конкурсах:
|
Русский медвежонок |
Кенгуру |
Инфознайка |
Интеллект |
Первый детский литературный конкурс |
Золотое руно |
Эму |
Эму - конкурс специалистов |
Британский бульдог |
Призеры школьных олимпиад по предметам |
Призеры творческих конкурсов (конкурс рисунка) |
Победители конкурсов в рамках предметных недель |
2008-2009 |
6 |
3 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
2009-2010 |
- |
8 |
9 |
12 |
10 |
10 |
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
2010-2011 |
15 |
10 |
13 |
- |
- |
13 |
15 |
9 |
6 |
6 |
10 |
5 |
На данный момент члены клуба активно осваивают новый вид деятельности: дебаты.
Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.