Программа воспитательной деятельности
«Шаг навстречу!»
(для учащихся 1-4 классов)
Обоснование программы:
Проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству является предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества. Огромный духовный потенциал патриотической идеи отражен в различных устных и письменных источниках от древней Руси до современной России.
Со временем значение понятия «патриотизм» стало обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, ее прошлому и настоящему.
Существенное влияние на развитие патриотической темы в российской педагогике оказала научно-практическая деятельность К.Д. Ушинского. Вся система нравственного воспитания строится на силе положительного нравственного примера, богатейшим источником нравственности выступает история народа, его язык и культура.
Так, например, Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности, обучении и воспитании молодежи большую роль играет познание истории. Все, что окружает человека, сопутствует ему в жизни: национальность, государственность, культура, история, не только его собственная, но и народа, человечества, прошлое и будущее - все это сконцентрировано в личности. Отсюда следует вывод, что забвение истории - забвение самой личности, отказ от истории - отказ от самого себя. Это положение выдающеюся философа особенно актуально звучит сегодня.
Таким образом, опираясь на данные основополагающие принципы, нами разработана программа по формированию и развитию патриотических чувств и качеств личности через содержательную часть традиционной народной культуры.
1.1. Концептуальные основы программы.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский называл проблему гармонии педагогических воздействий “коренной основополагающей закономерностью воспитания”. “Педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств. Слово педагога приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.
Актуальность программы:
1. В нашей школе обучаются разные дети. Среди них есть те, у кого много социальных проблем. Эти дети нуждаются в поддержке, участии и любви. По этой причине мы разработали программу детского отдыха «Шаг на встречу!» с учётом не только возрастных особенностей детей, но и социальной адаптации личности в сфере семьи.
2. Подрастающее поколение надо учить и приобщать к семейным ценностям. Наша задача научить и на уровне нравственного воспитания рассмотреть все направления нашей работы через призму семейных ценностей.
3. Осуществление оздоровительной деятельности, социальная адаптация в новых условиях, комфортное пребывание во временном детском объединении.
4. Создание и апробирование наиболее эффективных средств, способов помощи ребёнку в выработке собственных принципов здоровой жизни.
5. Изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
6. Дополнительное образование детей - участников программы, в том числе в области информационных технологий, основы исследовательской и экспериментальной деятельности;
Содержание
2.1. Целеполагание:
Цель: Развитие творческого потенциала личности ребёнка и содействие полноценному развитию ребёнка во внеучебный период.
Задачи:
• Организация содержательного активного досуга.
• Формирование навыков позитивного общения.
•Формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Идеи программы:
• Идея коллективной творческой деятельности.
• Идея игры, как основы жизнедеятельности школы.
• Идея свободного выбора вида деятельности.
Педагогическая модель темы «Республика Детства»
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Приоритетными направлениями воспитательной работы на смене являются: идентификация себя гражданином великой страны формирование патриотических чувств, любви к родине, готовность к ее защите уважение к истории и государственной символике Российской Федерации.
Цель: Содействие формированию у детей активной гражданской позиции, воспитание патриотизма на основе изучения традиционной народной культуры.
Задачи:
1. Включение в воспитательную систему смены основных
направлений,
содействующих формированию активной гражданской позиции и патриотизма:
- воспитание на боевых и трудовых традициях страны;
- познание духовного богатства своего народа;
- освоение народной культуры.
• Развитие творческих способностей детей через изучение и принятие народных традиций и культуры.
• Сохранение и укрепление здоровья детей через включение в программу смены комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
• Привитие норм самообслуживания и общественно полезного труда.
Темы внеклассных мероприятий
Мероприятие |
Количество часов |
1. Игра «Ты – Петербуржец» |
1 |
2. Лекции петербургского планетария «Наш город» |
4 |
3. Возложение цветов к памятнику героическим защитникам Ленинграда |
1 |
4. Игра «Её Величество Геральдика» 1 тур (игра по станциям) |
1 |
5. Игра «Её Величество Геральдика» 2 тур (создание государства) |
1 |
6. Игра «Её Величество Геральдика» 3 тур (парад содружественных государств) |
1 |
7. Районный проект «Моя Родина – Россия» 1 тур (общий сбор) |
1 |
8. Районный проект «Моя Родина – Россия» 2 тур (презентация) |
1 |
Всего часов |
11 |
Педагогическая модель темы
«Азбука семейного счастья»
Обоснование.
2008 год был объявлен в России Годом семьи. Семья это ячейка государственного общества. Чем крепче устои и семейные традиции в обществе, тем богаче в развитие любое государство. Для того чтобы поддерживать и укреплять семейные традиции, необходимо создавать для семей благоприятные условия, которые будут содействовать сближению родителей и детей, пониманию друг друга и решению семейных, а значит, и государственных проблем.
Цель программы смены: Создание условий для развития толерантности и способностей детей.
Задачи программы смены:
• Укрепить физическое здоровье детей , а также повысить у них культуру отношения к своему здоровью.
• Создать условия максимальной комфортности взаимоотношений детей и взрослых, через приобщение к семейным ценностям.
• Содействовать развитию творческих способностей у участников программы (создание ситуации успеха для каждого участника программы, через презентацию ребенком своих достижений и талантов в различных областях; расширение диапазона способностей ребенка, знакомство его с новыми направлениями творческой деятельности).
• Создать условия для творческого пространства и удовлетворения индивидуальных интересов каждого ребёнка, в личностно-значимых сферах деятельности, путём вовлечения в игровой процесс.
• Укрепить старые и создать новые традиции школы.
Приоритетными направлениями воспитательной работы на теме являются: приобщение детей и подростков к культуре здоровья, преодоление беспечного отношения к асоциальным явлениям, формирование осмысленного отношения каждого к собственному здоровью, профилактика вредных для человека зависимостей.
Содержание программы адекватно цели воспитания, как становления свободной, творческой личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, сверстниками, семьёй, страной, Человечеством. Данный проект (комплексная программа) представляет собой программу организации жизнедеятельности детей в школе, который профилируется на развитии у детей навыков социальной адаптации, расстановки жизненных приоритетов, самоопределения, развитие личности в постоянных условиях жизни и приобщения к семейным ценностям. Все мероприятия составлены с учетом возрастных, творческих и умственных особенностей детей.
Темы внеклассных мероприятий
Мероприятие |
Количество часов |
1. День знаний |
1 |
2. Игра «Зов джунглей» |
1 |
3.Праздничный огонёк «Новогодний сюрприз» |
1 |
4. Концерт достижений «Мамин день» |
1 |
5. Игра по станциям «Люби и знай свой город» |
1 |
6. Неделя сказки «выставка работ, поделок, игры-презентации» |
1 |
7.Участие в районной игре «Её Величество Геральдика» (совместное создание эскизов) |
1 |
8. Участие в районном проекте «Моя Родина Россия» (совместная работа по сбору и исследованию информации) |
1 |
9. Ассамблея отличников и победителей олимпиад |
1 |
10. Спортивные соревнования «Весёлые старты» |
1 |
11. Деловая игра «Пушкиноведы» |
1 |
Всего часов |
11 |
Ожидаемые результаты
• Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
• Осознанное принятие детьми активной жизненной позиции;
• Стремление детей к самопознанию и самообразованию;
• Ответственное отношения детей к здоровью;
• Усвоение и овладение умениями и навыками лидерского поведения, организаторской деятельности.
5.1. Критерии отслеживания:
1. Количественные:
- количество детей, посещавших развивающие центры;
- количество организованных мероприятий;
- количество детей получивших наивысшее звание в классе;
- количество детей, получивших грамоты по итогам работы на развивающих центрах;
- количество детей, посещавших центры лидерского направления;
- количество детей, награжденных грамотами активистов;
- количество детей, побывавших в должности дежурного
- количество детей, участвующих в мероприятиях;
- количество детей, обратившихся за медицинской помощью;
- количество детей, вовлеченных в различные формы организации детского самоуправления;
- количество изготовленных работ на развивающих центрах.
2. Качественные:
- результаты диагностики психологического климата в классе и эмоционального состояния детей;
- показатели нравственно-психологических характеристик мероприятия;
- уровень развития класса на конец года (количество заработанных баллов);
- результаты, полученные в итоге выездного анкетирования;
- результаты работы класса и детей в ходе реализации программы
- уровень творческих номеров;
- интерес детей к тем или иным формам реализации программы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.