План-конспект занятия по теме «Формы рельефа Саратовской области»
(кружок «Край родной, земля Саратовская»)
Целевая аудитория: обучающиеся 5-8 классов ( 11- 14 лет)
Цели образования дать представление о формах рельефа, об особенностях рельефа Правобережья и Левобережья Саратовской области на основе психологии визуального восприятия (переработки информации окружающего мира с помощью таких психических процессов , как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и воображение)
Развивающие: способствовать развитию пространственного мышления, продолжить формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, составлять описание, давать оценку рельефа своей местности (какие формы поверхности образуют рельеф, называть полезные ископаемые своей местности), самостоятельно работать с дополнительным материалом, с географическими картами, художественными изображениями.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры в процессе совместной деятельности, развитию эмоциональной сферы.
1. Организационный момент (Включение в деловой ритм. Проверка готовности учащихся к уроку.)
2. Постановка учебной задачи.
Перед учащимися открывается презентация,
1 слайд- изображены формы рельефа Саратовской области
2 слайд - изображена физическая карата Саратовской области.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Ребята, что вы видите перед собой?
Что это такое?
Как вы думаете, что изображено на физической карте нашей области?
Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Рельеф»
3. Выполнение практической работы.
Учитель предлагает сформулировать определения понятия «рельеф» и приступить к выполнению практической работы, которая состоит из двух этапов – практического и теоретического.
1 этап - практический: выполнить рельефную карту Саратовской области. Для этого учащиеся делятся на группы (допустимо деление по желанию, так как во время выполнения работы учащиеся могут обратиться за помощью к другим группам, пригласить консультанта к себе в группу) и выполняют полученные задания. Для выполнения данной работы учащимся представляется контур Саратовской области и пластилин. В результате работы должна получиться рельефная карта, на которой представлены основные формы рельефа Саратовской области: равнина, возвышенность, низменность.
(фото работ прилагается)
2 этап – теоретический : сделать вывод о типе рельефа Саратовской области, объяснить причины разнообразия рельефа правобережья и левобережья.
1 вопрос – тип рельефа могут дать объяснение учащиеся 6-8 классов, так как они знакомы с основными формами рельефа. (при этом проговаривается каждое определение: равнина, низменность, возвышенность)
2 вопрос – причины разнообразия рельефа – ситуация может измениться и уже учащиеся 5 класса, которые изучили географические следствия вращения Земли вокруг своей оси могут напомнить обучающимся 6-9 классов причину того, что правобережье «ВЫШЕ», чем левобережье. Все движущиеся тела на поверхности Земли в Северном полушарии отклоняются вправо по ходу движения планеты, в Южном — влево (реки, ветра, океанические течения).
В реках отклоняющая сила прижимает воду к одному из берегов, поэтому у рек в Северном полушарии обычно более крутой правый берег, а в Южном полушарии — левый.
Предлагаются к рассмотрению репродукции картин Волги, Хопра и других рек Саратовской области и по ним участники определяют левый или правый берег изображён художником. (При этом предоставляется дополнительная информация о самом художнике, его творчестве)
А также предлагается выбрать подходящие стихотворные строки для каждого из предложенных изображений. (При этом также участники получают дополнительную информацию о творчестве поэтов)
Обучающиеся 7 класса могут напомнить как определить левый – правый берег у рек на плане местности (по течению).
Так же данную модель можно использовать при изучении внутренних вод Саратовского края.
Очень часто приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой. Изнаир – приток Волги. Либо: Изнаир –приток Хопра, но Хопёр впадает в Волгу.
Предлагаю Вам по образцу на карте проставить точки истока и устья Изнаира, проведите линию, соединив эти точки под наклоном от истока к устью. Если мы правильно сделали это задание, то вода, которую мы поместим в исток, будет течь в противоположном от Волги направлении, так как в данном случае мы имеем дело с физическими законами: Поведение тела, на которое действует единственная сила — направленная вниз сила тяжести.
4.Рефлексия деятельности, итог урока
(Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)
Планируемые результаты:
- понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
- планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с атласом и дополнительными материалами (изображения, стихи) для исследования.
- знать термин – рельеф, определять основные формы рельефа по картам атласа
- осознать необходимость изучения окружающего мира на основе визуального восприятия
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Межпредметные и внутрипредметные связи: география, изо, литература, физика.
1 группа:
2 группа
3 группа
4 группа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.