Девиантное поведение
(с латинского deviatio — отклонение) — это поведение личности, отклоняющееся
от общепринятых , наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез
с принятыми в обществе нормами, причем,
вне зависимости, закреплены ли эти нормы юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной
социальной среды.
Формы
девиантного
поведения
Девиантное поведение
(с латинского deviatio — отклонение) — это поведение личности, отклоняющееся
от общепринятых , наиболее распространённых и устоявшихся общественных
норм.
Данное поведение
представляет собой поступки
(системного или единичного
характера), которые идут в
разрез
с принятыми в обществе
нормами, причем,
вне зависимости, закреплены
ли эти нормы юридически или
существуют как традиции,
обычаи конкретной
социальной среды.
Девиантность – это область междисциплинарных исследований, она изучается
многими науками.
Так социология изучает девиантность как социальное явление, включая
реакцию общества на неё.
Педагогика и психология , являясь науками о человеке, особенностях его
воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных
признаках девиантного поведения (например: случаи, когда такое поведение
активизируется или когда наносит ущерб окружающим).
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели
социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их
достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих
целей.
Например, некоторые люди в погоне за успехом, богатством или властью
выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и
становятся либо правонарушителями, либо преступниками.
Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и
протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и
стандартов.
Это свойственно революционерам, террористам, религиозным экстремистам и
другим подобным группам людей, активно борющимся против общества, внутри
которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или
нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.
В отечественной психологии истоки
девиантного поведения и
соответственно правонарушений
подростков и юношества принято
искать в трудновоспитуемости и
педагогической или социально-
культурной запущенности.
Формы девиантного поведения систематизируются исходя из
социальных проявлений:
негативно
окрашенные
- преступность
- алкоголизм
- наркомания
- проституция
- азартные игры
- психические
расстройства
- самоубийства
- терроризм
- вандализм
позитивно
окрашенные
- самопожертвование
- героизм
- сверхтрудолюбие
- обостренное чувство
жалости
- гениальность
социально-
нейтральные -
бродяжничество,
- попрошайничество
Причины девиантного поведения можно разделить на несколько групп:
Психобиологически
е факторы
- наследственные
заболевания
- возрастные
кризисы
Личностные факторы
- нарушение эмоциональной
сферы (повышенная тревожность,
внутренняя конфликтность,
депрессивность);
- непонимание своих жизненных
перспектив, - искаженные
жизненные установки,
- особенности семейного воспитания (стиль воспитания родителей,
традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся
Социальные факторы:
поведению);
- окружающий социум (наличие социальных норм и их соблюдение,
терпимость общества к девиациям, наличие профилактики
отклоняющегося поведения);
- влияние средств массовой информации (привлекательность образов
людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании
о последствиях проявлений девиаций).
Позитивное действие на преодоление
распространенности девиантного поведения
оказывает ряд профилактических мер:
1) Формирование благоприятной социальной
среды – создание негативного фона для
любых проявлений отклоняющегося
поведения.
2) Информационные факторы -
организованная работа по максимальному
информированию о девиациях (беседы,
лектории, создание видеопродукции).
3) Обучение социальным навыкам – работа по формированию сопротивляемости
личности аномальным влияниям, повышению уверенности в себе,
формированию навыков самореализации.
4) Активизация личностных ресурсов – работа по развитию личности, начиная с
детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам
личностного роста.