Формы и методы работы классного руководителя

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.
Иконка файла материала Формы и методы работы классного руководител.doc
Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по  повышению мотивации обучения и воспитания учащихся  Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является  работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности  классного руководителя к этой работе. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы  работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический,  основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого  взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия  классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников  является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии,  физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке  и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо  помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их  в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в  современной жизни. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся  создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи,  учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах: Обращение к чувству родительской любви и уважение её; Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и  отца, их трудовой и общественной деятельности. Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе  представлена следующими направлениями и формами: Изучение семей и условий семейного воспитания; Информирование родителей о содержании учебно­воспитательного процесса в классе; Психолого­педагогическое просвещение родителей; Взаимодействие с родительским комитетом; Совместная деятельность родителей и учащихся. Изучение семей и  условий семейного воспитания В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это  действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда  позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения,  традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать  воспитательное влияние семьи, на заседаниях ШМО классных руководителей  рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные  руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и  неформальной обстановке. В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют  условия,  созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности,  интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы сродителями стараются  понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её  социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг  с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности  родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье  соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка. В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать  характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных  секретов, не превращаться в сплетника. После посещения и изучения  семей, классные руководители составляют социальный  паспорт класса, который оформляют в виде следующей таблицы (см. Приложение 1) Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются  беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ  учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические  мастерские, деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием,  формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п. Информирование родителей о содержании учебно­воспитательного процесса в классе На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности , с планом учебно­воспитательной  работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной  программы в семейном воспитании. Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и  организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о  положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе  как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие  отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих  целях классные руководители приглашают родителей на уроки и внеклассные  мероприятия, раз в год организовывают «День открытых дверей». Психолого­педагогическое просвещение родителей Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские  собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только  для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы  уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка,  и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей. Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о  проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о  том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения. Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому  основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа поповышению педагогической культуры  родителей именно на родительских собраниях.  Практика показывает, что эффективными формами психолого­педагогического  просвещения родителей в классе являются следующие: а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы, как  «Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как  помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения»,  «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение –  враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.; б) беседы по психолого­педагогической тематике на родительском собрании; в) тематические консультации; г) психолого­педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в  воспитании детей.  Взаимодействие с родительской общественностью Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно  создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи  учебно­воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся  активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом)  соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит: Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся; Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; Связь с административными, правоохранительными органами; Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в  работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций,  лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и  многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво  относящихся к воспитанию своих детей).  Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному  руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно. Совместная деятельность родителей и учащихся Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает  следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона  позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений  учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны:  индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать  возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела. Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям  используются  педагогами в нашей школе:1. Воспитание нравственной культуры: беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и  девушек; диспуты по вопросам морали и нравственности; традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал­маскарад»; КВН «Алло, мы ищем таланты», « А ну­ка, парни!», шоу «Дочки­матери»; деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре», «В  музее» и т.д.; ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»; 2. Воспитание эстетической культуры: рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах,  прочитанных книгах; организация выставок рисунков, поделок декоративно­прикладного искусства родителей и  детей; музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют,  танцуют; ежегодное участие в городском фестивале « Новотроицкая весна»; совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов; 3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни: туристические походы, «Дни здоровья» ­ один раз в месяц; экскурсии на природу; спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»; спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам,  лёгкой атлетике и т.д. 4. Воспитание трудолюбия и профориентация: рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и  требованиях к работникам данных профессий; беседы о выборе жизненного пути; экскурсии на производство, предприятие, фирму; встречи с представителями различных отраслей и профессий. Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с  родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации  школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников  образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в  инспекции по делам несовершеннолетних.