Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.
Формы и методы работы классного руководителя с родительской общественностью по
повышению мотивации обучения и воспитания учащихся
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является
работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности
классного руководителя к этой работе.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы
работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический,
основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого
взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия
классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников
является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии,
физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке
и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо
помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их
в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в
современной жизни.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся
создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи,
учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно
добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и
отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе
представлена следующими направлениями и формами:
Изучение семей и условий семейного воспитания;
Информирование родителей о содержании учебновоспитательного процесса в классе;
Психологопедагогическое просвещение родителей;
Взаимодействие с родительским комитетом;
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Изучение семей и условий семейного воспитания
В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это
действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда
позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения,
традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь
родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать
воспитательное влияние семьи, на заседаниях ШМО классных руководителей
рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные
руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и
неформальной обстановке.
В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют условия,
созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности,
интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы сродителями стараются понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её
социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг
с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности
родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье
соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.
В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать
характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных
секретов, не превращаться в сплетника.
После посещения и изучения семей, классные руководители составляют социальный
паспорт класса, который оформляют в виде следующей таблицы (см. Приложение 1)
Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются
беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ
учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические
мастерские, деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием,
формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.
Информирование родителей о содержании учебновоспитательного процесса в классе
На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью,
задачами и программой своей будущей деятельности , с планом учебновоспитательной
работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной
программы в семейном воспитании.
Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и
организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о
положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе
как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если
в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие
отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих
целях классные руководители приглашают родителей на уроки и внеклассные
мероприятия, раз в год организовывают «День открытых дверей».
Психологопедагогическое просвещение родителей
Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские
собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только
для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы
уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка,
и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.
Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех
детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о
проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о
том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому
основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа поповышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях.
Практика показывает, что эффективными формами психологопедагогического
просвещения родителей в классе являются следующие:
а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы, как
«Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как
помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения»,
«Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение –
враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;
б) беседы по психологопедагогической тематике на родительском собрании;
в) тематические консультации;
г) психологопедагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в
воспитании детей.
Взаимодействие с родительской общественностью
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно
создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи
учебновоспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся
активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.
Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом)
соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:
Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
Связь с административными, правоохранительными органами;
Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в
работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций,
лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и
многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво
относящихся к воспитанию своих детей).
Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному
руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.
Совместная деятельность родителей и учащихся
Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает
следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона
позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений
учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны:
индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать
возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.
Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям
используются педагогами в нашей школе:1. Воспитание нравственной культуры:
беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и
девушек;
диспуты по вопросам морали и нравственности;
традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний балмаскарад»;
КВН «Алло, мы ищем таланты», « А нука, парни!», шоу «Дочкиматери»;
деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре», «В
музее» и т.д.;
ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»;
2. Воспитание эстетической культуры:
рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах,
прочитанных книгах;
организация выставок рисунков, поделок декоративноприкладного искусства родителей и
детей;
музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют,
танцуют;
ежегодное участие в городском фестивале « Новотроицкая весна»;
совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов;
3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:
туристические походы, «Дни здоровья» один раз в месяц;
экскурсии на природу;
спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;
спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам,
лёгкой атлетике и т.д.
4. Воспитание трудолюбия и профориентация:
рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и
требованиях к работникам данных профессий;
беседы о выборе жизненного пути;
экскурсии на производство, предприятие, фирму;
встречи с представителями различных отраслей и профессий.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с
родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации
школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников
образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в
инспекции по делам несовершеннолетних.