Данный доклад содержит рекомендации по работе с детьми-инвалидами и по работе с детьми,имеющими ОВЗ. Опыт работы с детьми-инвалидами имеет некоторую специфику, где надо не только учитывать возрастные особенности ребенка, но и его диагноз и конкретное заболевание. Материал состоит из двух частей.Данный доклад содержит рекомендации по работе с детьми-инвалидами и по работе с детьми,имеющими ОВЗ. О
Формы и методы работы с детьми
инвалидами. Из опыта работы.
Л. С. Исаметова, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.
Павловка Нуримановского района.
Все родители хотят, чтобы ребенок в семье рос крепким, веселым и
здоровым. Однако в жизни случаются обратные ситуации.
Учителем начальных классов я проработала более 20 лет, из них стаж
работы с детьмиинвалидами составляет почти 10 лет. В 2005 году я
набирала очередной первый класс и в списках появилась девочка с диагнозом
«имбецильность». До этого года у меня был опыт работы с детьми с
задержкой психического развития . В подобных классах, как известно, учатся
дети, имеющие отклонения в соматическом и нервнопсихическом состоянии
здоровья, дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Поэтому
на домашнее обучение к Ахуновой Диане , ученице 1 класса, я пошла более
или менее информированной и примерно знала, что мне от нее ожидать и к чему
готовиться. Однако детиинвалиды составляют особую категорию обучающихся,
которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются на дому.
При работе с ними учителю все равно приходится сталкиваться со многими
трудностями и выработать свой стиль работы.
Чтобы вовлечь девочку в процесс обучения, стремилась как можно чаще
использовать игровые моменты на уроках, но с условием, что это не просто
развлечение, а обучающие формы работы. Уровень обучаемости у «
имбецилов», как известно, очень низок. Однако за время учебы мы научились
считать с ней до 10 и обратно, выучили все буквы алфавита, даже складывали
слоги и пробовали читать. Конечно, современная наглядность упрощает работу
учителя это и красочно оформленный раздаточный материал, учебные
пособия – все является хорошим подспорьем в работе. Развивающие игры,
обучающие мультфильмы все это помогает выучить, запомнить, изучить,
освоить. Но всетаки при работе с детьми, которые имеют отклонения в
развитии , хороши все средства – и старые, и новые. Ведь не только наглядно
образное мышление позволяет наиболее полно воссоздавать и запоминать
предметы, картины , но в данном случае я в полной мере использовала так
называемый « тактильный» метод . Тактильная память – это способность
запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам. Для того,чтобы запомнить звуки и соответствующие буквы, мы выкладывали их из
счетных палочек, лепили из пластилина, рисовали красками. При изучении
чисел вырезала цифры не только из бархатной бумаги, но еще из наждачной
бумаги. Диана по особой программе проучилась в школе три года и все, что
требовалось от нас, мы с ней усвоили.
Начиная с 20072008 учебного года и по настоящее время работаю с
учеником , которому был поставлен диагноз « ДЦП». С рождения Баязитов
Арсен, мой ученик, уроженец села Павловка « прикован» к инвалидной
коляске. В первом классе я преподавала ему математику, русский язык и
литературу ( обучение грамоте). Но в самом начале нашей учебы результаты
были не очень обнадеживающими, да и обучение с Арсеном мы начали не с
1 сентября, а с 7 ноября. Имея коекакой опыт, понимая, что одним из самых
деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике
является область коррекционной педагогики, я выработала свою модель
занятий с учеником.
В связи с серьезным заболеванием мой ученик должен посещать занятия с
логопедом, с дефектологом , с тифлопедагогом и нужна обязательная
психокоррекция. Однако можно ли это сделать в пределах поселка? Оказалось,
что нет. Одной ставки логопеда в школето на всех обучающихся, имеющих
проблемы с письмом, с произношением не хватает катастрофически. Поэтому
на первых занятиях я взяла на себя роль логопеда и исследовала
звукопроизношение. Начала с простых заданий, допустим:
1) дала такую инструкцию повторяй слова за мной. Слова были
несложные :
Суп масканос
Сенокоситьгусь
Цапляовцапалец
Замок – коза
Цапля овца
Щука – овощивещь
Далее исследовала сформированности звуко слоговой структуры слова .
Это помогло мне выявить, что у ребенка замедленное, напряженноевоспроизведение слова, но без нарушения структуры. Выявилось это тоже
методом повторения несложных слов:
Скакалка
Танкист
Сковорода
термометр
Дальнейшее обучение я выстроила на устранение тех недостатков, которые
были выявлены при данном исследовании. К тому же данный вид работы мы
разнообразили – пробовали составлять из данных слов предложения и даже
стихотворную фразу. Занятия такого вида шли параллельно с периодом
обучения грамоте и помогли в тренировке памяти , в развитии речи.
Включала в урок коррекционные минутки, они помогли развитию мелкой
моторики и других психических функций. Приведу примеры нескольких из
них:
1) Вращение кистей
2) Сжимание и разжимание пальцев в кулак
3) Погладим с тобой котенка( поглаживающие движения рук)
4) Кольцо( соединяем большой и указательный пальцы)
5) Копирование по точкам.
Очень нравилось нам в первом классе составлять изображения из
геометрических фигур. Эта работа была предложена как составление
аппликаций на уроках труда. В современной интерпретации данный вид
работы тоже имеет множество аналогов, но еще раз повторюсь – все новое –
это хорошо забытое старое.
Вопервых , мы составляли данные изображения в соответствии с
изученной буквой в период обучения грамоте.
Во – вторых, составляли изображения в связи с темой урока, например, «Моя
семья». По ходу урока задаю вопрос а в каком бы доме тебе хотелось жить
вместе со своей семьей? После ответа ученика предлагаю другой проблемный
вопрос сможем ли мы с тобой выложить образец такого домика из
геометрических фигур? И вот Арсен непослушными пальцами складывал
домик своей мечты.Тут следовало бы добавить , что для развития самостоятельности и
активности каждого ученика важно положительно оценивать любой шаг
ребенка, попытку, ( даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.
А творческие учебные задания помогают шаг за шагом желание высказаться,
проявить инициативность.
Проходили годы, медикопсихологопедагогическая комиссия отмечала
положительную динамику в освоении школьных предметов и мы исправно
переходили из класса в класс.
Начиная с января 20121 года Арсен обучается дистанционно в уфимской –
школе интернат № 13( республиканский центр дистанционного образования
детей – инвалидов). Дети, обучающиеся дома и « прикрепленные» к этой школе,
имеют все те же права, что и обычные ученики. Дистанционно ему преподают
информатику, физику, английский язык, изобразительное искусство, музыку и
даже технологию. Я же продолжаю учить его по русскому языку и по
литературе. Дистанционные технологии, появившиеся в связи с данным
обучением, облегчили и мою работу. Однако сам компьютер не развивает, не
обучает, а все зависит от того, как организована деятельность ребенка при
работе с ним. Несмотря на то, что обучение ведется по специальной
программе VI вида , в работе используется учебник автора Т.А.Ладыженской
по русскому языку, по литературному чтению В.Я.Коровина.
В связи с тяжелым диагнозом у ребенка наблюдается недоразвитие речи
системного характера, нарушение чтения и письма. Трудно дается изучение
русского языка, правописание слов, но еще тяжелее дается чтение. Работаем в
основном на компьютере ( в связи с болезнью Арсен лишен не только
возможности передвигаться, но и писать) много печатаем, напечатанное слово
перечитываем по слогам, потом вычерчиваем его в воздухе, орфограммы
подчеркиваем. В общем, пытаемся делать все, что и самые обычные дети в
школе. Для того, чтобы запомнить правило, словарные слова ,падежи
приходится задействовать различные виды памяти зрительную, слуховую,
речемоторную. Часто выполняем звукобуквенный анализ слов (подбираю такие
задания, которые позволяют развивать фонематический слух, зрительное
восприятие).
Научить ребенка правильно , грамотно разговаривать, излагать свои мысли –
значит научить его не только мыслить, но и поддерживать в нем желание
учиться. Использование на уроках устного народного творчества способствуетразвитию связной речи. Даже многократное повторение скороговорок
улучшает произношение и помогает делать речь учащегося выразительной.
Речевой материал в виде в виде считалок, загадок, пословиц и поговорок
подбираем к каждому уроку. Допустим, в 6 классе, работая над
произведениями И.А.Крылова , подбирали пословицы к его басням и пришли
к такому выводу несколько выражений из басен Крылова стали
пословицами:
А ларчик просто открывался.
Рыльце у тебя в пуху.
А Васька слушает да ест.
Потом отвечали на вопрос когда же можно их употреблять в обычной
жизни?
Ну а сами дети инвалиды в обычной жизни имеют немало проблем . Я
считаю, что для каждого ребенка инвалида должен быть налажен выпуск
специальных учебников с индивидуально подобранным шрифтом тогда
читать произведения по программе былобы легче. Сделать доступным занятия
с логопедом, с дефектологом точно знаю, что об этом мечтают родители
детейинвалидов, проживающих в нашем селе. Должно быть безболезненным
посещение медучреждений, социальных центров, получение юридической и
психологической помощи.
Какие моменты я сама, как преподаватель, считаю особенноважными при
работе с ними?
1. С первых дней обучения тщательно изучить диагноз, планировать уроки с
учетом возможностей ребенка.
3.
2. Создание ситуации успеха. Это надо программировать, планируя занятия.
Это считаю главным в своей работе, и не только при работе с детьми
инвалидами. Похвала – это первый путь к успеху, желание сделать еще
лучше, чем есть. Главное не перехвалить.
Никогда не показывать ученику, имеющему такие серьезные проблемы со
здоровьем свою жалость к нему. Он сам и сам понимает, что сильно
отличается от остальных детей – поэтому всегда разговариваю с ним на
равных( ты такой же, как и мы все).
В пределах возможного создавать развивающую среду. Очень часто
познавательная мотивация тормозится скудностью чувственного опыта
4.детей. Важно это для детей инвалидов потому как они не посещают ни
секций, ни студий, ни музеев. Этим детям необходимо увеличивать круг
общения, расширять социальные связи не только в «одноклассниках» или в «
контакте». Они должны уметь показать себя, участвовать в конкурсах,
участие в них принимать как должное. Арсен участвовал в конкурсе
рисунков и имеет и грамоту за III место, и диплом.
Одним из важнейших задач является установление контакта с родителями
ученика.
5.
Отдельно хочется сказать про родителей детейинвалидов тех
учащихся, с которыми мне приходилось работать и продолжаю работать. Они
– самые большие помощники в моей работе, никогда не были пассивными
наблюдателями. Родители – союзники, люди, которые в пределах своей
квартиры и того пространства, где находится их ребенок, пытаются создать
идеальные санитарногигиенические условия. Это люди, которые несмотря на
болезнь своих детей, прививают им социальные навыки – точно знаю, что мои
ученики никогда не сядут обедать за грязный стол, а если расстегнулась
пуговица на куртке не выйдут на улицу, не застегнув. И самое главное
родители не ропщут на свою судьбу, с достоинством несут свой нелегкий
крест , выпавший на их долю в этой жизни.
Литература
Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина.
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием
нейропсихологических методов. Методическое пособие – АЙРИСС
ПРЕСС,.Москва, 2007 год.