Формы работы по предотвращению буллинга в школе
Оценка 4.8

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
23.07.2019
Формы работы по предотвращению буллинга в школе
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств . Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Формы работы по предотвращению буллинга в школе.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ.docx
Формы работы по предотвращению буллинга в школе Учитель начальных классов Исайкина Т. В. В   настоящее   время   существует   множество   программ   в   разных   странах   мира   по предотвращению школьной травли. Во все этих программах есть общие пункты, такие, как: • регулярные анонимные опросы школьников о существовании травли; • обсуждение данной проблемы на классных, школьных и родительских собраниях; • разработка самими учениками кодекса поведения; • усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы; • обучение учителей стратегиям профилактики травли. Именно  учитель  должен  вовремя   заметить   травлю,  разобраться  в   ее  причинах  и прекратить   ее.   Очень   важно   обращать   внимание   на   работу,   как   с   жертвами,   так   и   с обидчиками. Учителя младших классов могут использовать для профилактической работы пособие Е.И. Лернера «Я не дам себя обижать» по развитию у детей навыков уверенного поведения. Есть   разные   способы,   помогающие   учителю   нормализовать   ситуацию   между участниками травли. Поняв причины этого явления, можно включить как жертву, так и обидчика   в   новые   для   них   социальные   роли,   которые   дадут   возможность   этим   детям проявить себя и удовлетворить свои насущные потребности в общении, признании. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание. Проблема   школьной   травли   серьезна   и   значительна,   разнообразие   причин   этого явления   велико:   от   особенностей   воспитания   и   внешней   ситуации   до   индивидуальных особенностей детей и немотивированной агрессии. Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и   мудрость   взрослых   помогут   преодолеть   последствия   неадекватных   ролей,   которые сознательно   или   вынужденно   проигрываются   многими   людьми   в   своей   детской   и подростковой жизни. Для профилактики школьной травли, а также для развития у детей сочувствия к другим   людям   можно   использовать   средства   искусства:   чтение   литературных произведений, просмотр фильмов с их последующим обсуждением. Работа с литературой Для   профилактики   буллинга   можно   использовать   литературные   произведения,   в которых затрагиваются проблемы травли или сопряженные проблемы. В процессе чтения у учеников возникает сопереживание и понимание.  Для   каждой   возрастной   группы   школьников   можно   подобрать   подходящую литературу,   читая   которую,   они   смогут   идентифицировать   себя   с   героями, испытывающими страдания. Учитель мог бы дать классу прочесть или прочел бы вслух сам книгу или рассказ о буллинге, о тех кошмарах и страхах, которые преследуют жертву буллинга, или же текст, косвенно затрагивающий эту тему. В   литературе,   посвященной   этой   проблеме,   часто   присутствуют   персонажи, которые, несмотря на грозящую им опасность, восстанавливают порядок. Такой персонаж становится другом того, кому плохо, и вместе они противостоят несправедливости. Это призыв к детям и подросткам.  По сути, такое использование литературы является частью когнитивного тренинга. Текст настраивает, будит сопереживание и эмпатию, помогает формировать нравственные ориентиры и ценности. Тексты могут предлагать модели действий, и этим они походят на социальный тренинг.  Просмотр фильмов Многие   учителя,   посмотрев   фильм   с   классом,   и   обсуждая   с   учениками   тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило,   узнают   показанные   в   фильме   приемы,   а   последующее   обсуждение   дает   им названия  и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения. В   последние   годы   был   выпущен   целый   ряд   различных   по   качеству   фильмов   и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей   профессиональной   оценки   и   посмотрел   его   вместе   с   учениками.   Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.  Постановки Школа   или   класс   могут   самостоятельно   поставить   спектакль   о   буллинге. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется школа. Актеры и сами могут многому научиться,   а   в   дальнейшем   стать   хорошими   ролевыми   моделями   для   остальных. Сотрудники школы способствуют закреплению принципов, помогая ученикам подготовить и провести спектакль. Ролевые игры Сущность ролевых игр ­ импровизация. Тема может быть свободной или заданной. Иногда   импровизация   настолько   удачна,   что   заслуживает   театральной   сцены.   Нашим задачам   отвечают   ролевые   игры,   ограниченные   рамками   класса   или   другой внутришкольной   группы.   Основная   цель   заключается   в   том,   чтобы   ученики   на   себе почувствовали, что такое буллинг, для этого актеры должны вживаться в роль. Учитель может   выбирать   актеров   и   повторять   игру,   меняя   роли   учеников.   Затем   проводится обсуждение со всеми учениками, как принимавшими участие в игре, так и наблюдавшими за ней. Сочинение Ученикам   дается   задание   написать   небольшое   сочинение   о   буллинге,   можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить   задание   с   родителями).   Процесс   написания   сочинения   дает   более   глубокое понимание темы.   Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой   ученик   не   может   говорить   прямо.   Кроме   того,   сочинение   может   отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности. Классный час Можно   использовать   для   бесед   время   классного   часа.   Воздействие   будет максимальным,   если   обсуждение   темы   станет   естественным   продолжением   школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно   ощущают,   что   учитель,   родители   и   школа   не   потерпят   травли,   а   хорошие поступки  не  останутся  без  внимания  и   будут  оценены   по  достоинству.  Однако  важно, чтобы   эти  беседы   не  превратились  в   формальный  ритуал,   проводимый   лишь  для   того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь   видимость   того,   что   все   в   порядке,   что   его   легко   провести.   Это   на   руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.  Внутриклассные правила Обычно   правила   класса   разрабатываются   и   письменно   формулируются   вместе   с учащимися.   Это   можно   сделать   различными   способами.   Можно   каждому   дать   задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе.  Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.  Комбинирование форм работы. Актуальность мероприятий Литература, фильмы, постановки, ролевые игры, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.  Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст   учащимся   повод   задуматься   и   послужит   систематическим   напоминанием.   Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Формы работы по предотвращению буллинга в школе

Формы работы по предотвращению буллинга в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019