ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
13.02.2017
В данной статье описываются формы реализации организационно-педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. В данной работе можно увидеть способы и результаты совместной деятельности педагогического коллектива и старшеклассников общеобразовательных учреждений, педагогов учреждения дополнительного образования и семьи, в лице родителей и остальных членов семьи. гармоничная педагогическая деятельность всех респондентов в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Сафина Р.М. Формы реализации организационно.rtf
Сафина Рямзия Магруфовна
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И
СЕМЬИ
К.п.н., учитель высшей категории, ветеран труда, педагог
дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ «Дебют»
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республика
Башкортостан
В рамках реализации программы экспериментальной площадки по
теме: «Духовнонравственное воспитание младших школьников» были нами
определены организационнопедагогические условия духовнонравственного
воспитания младших школьников, которые обеспечили эффективное
духовнонравственное воспитание детей в условиях взаимодействия
образовательных учреждений и семьи:
– организация совместной деятельности учителей, педагогов
дополнительного образования и родителей по определению целей, задач,
содержания разрабатываемой программы «Духовнонравственное
воспитание младших школьников»; подготовке материалов к серии учебных
пособий «Основы духовнонравственного воспитания» для занятий с детьми
1 – 4 классов; методикотехнологического обеспечения процесса духовно
нравственного воспитания детей посредством разрабатываемых программ
совместной деятельности «Формирование духовнонравственных ценностей
у младших школьников» и факультативных занятий для родителей
«Духовнонравственное воспитание детей в семье», с целью приобщения
детей к духовнонравственным ценностям. Они проводятся не только в плане
реализации программы Федерального государственного образовательного
стандарта по воспитанию достойных граждан страны, но и как помощь
образовательным учреждениям и семьям в воспитании детей;
– организация
воспитательной деятельности учителей
общеобразовательных школ, старшеклассников – кураторов младших
школьников, педагогов дополнительного образования и родителей в
проведении совместных мероприятий с целью организации школьной и
внешкольной этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль народной педагогики в духовнонравственном воспитании младших
школьников, с целью урегулирования их духовнонравственной ориентации;
– организация родительских факультативов и семинаров с целью
активизации взаимодействия образовательных учреждений и семьи в
формировании у младших школьников духовнонравственных ценностей, так
как недостаточно реализуется воспитательный потенциал семьи;
– создание и использование педагогами учебных и внеучебных
воспитывающих ситуаций, с целью стимулирования у детей потребностей в
духовнонравственном самосовершенствовании и; ознакомления их с
возможными ситуациями, в которых они могут оказаться в жизни, что
является важным в плане формирования готовности детей противостоять
различным негативным проявлениям общества,
уметь различать
положительное и отрицательное в бессистемном потоке информации и
воздействии среды и принимать правильные решения.
Реализуя выше перечисленные организационнопедагогические
условия, мы организовали совместную воспитательную деятельность
учителей и педагоги дополнительного образования, старшеклассников
кураторов и родителей, во внеклассных мероприятиях и в специально
подготовленных занятиях.
В работе школы и учреждения дополнительного образования в
духовнонравственном воспитании детей видное место занимают, помимо
занятий «Основы духовнонравственного воспитания», уроки русского,
башкирского, татарского языков и литературы. Методы и приемы этих
занятий способствуют формированию духовнонравственных чувств,
сознания и поведения, развивают духовнонравственные ценности: любовь к
родителям и к другим людям, к труду и людям труда, к родной земле,
бережное отношение к природе.
В качестве одного из организационнопедагогических условий были
организованы занятия по духовнонравственному воспитанию на основе
авторской программы «Духовнонравственное воспитание младших
школьников» и учебным пособиям «Основы духовнонравственного
воспитания» для 1 – 4 классов в образовательных учреждениях в рамках
реализации программы ФГОС второго поколения начального общего
образования.
На сегодня уже во многих образовательных учреждения Амурской и
Республики Башкортостан, Татарстан,
Новосибирской областях, Удмуртии, Чуваши и т.д. ведется педагогическая деятельность по программе
автора «Духовнонравственное воспитание младших школьников» и ее
учебным пособиям «Основы духовнонравственного воспитания» для 1 – 4
классов и уже имеются позитивные результаты.
Воспитывает детей не только содержание изучаемых предметов, но и
социальная микросреда – семья, друзья, соседи, улица; национальные
традиции, учительязыковед как носитель национальной культуры. Поэтому
немаловажную роль в учебновоспитательном процессе сыграли занятия
«Основы духовнонравственного воспитания» в 1 – 4 классах по
разработанной нами программе «Духовнонравственное воспитание младших
школьников»,
учитывающей использование большого многообразия
содержания, форм, средств и методов обучения и воспитания, в процессе
которого дети размышляют о жизни, о себе и близких людях. Наиболее
действенной формой являются беседы с элементами дискуссии, круглого
стола, нередко в них анализируются ситуации из жизни отдельных детей,
статьи из книг и журналов, материалы теле и радиопередач, эпизоды из
жизни великих людей и родителей.
Педагоги предлагают детям ежедневно быть ласковыми,
приветливыми, добрыми к родителям, приносить подарки с уроков
рисования и труда, делать дома уборку, мыть посуду, стирать, учиться
хорошо, быть внимательным к ним.
Занятия по курсу «Основы духовнонравственного воспитания»,
воспитывающие отзывчивость, иногда проводились вместе с родителями. В
тематике уроков важное место отводится роли семьи и взаимоотношениям
детей с родителями, так как невозможно воспитать заботливое отношение,
если в сердце ребенка не утвердилась привязанность к близким, дорогим ему
людям.
Современное образовательное учреждение призвано воспитывать детей
в духе глубокого уважения к своему народу, своей семье. Воспитывая в
младших школьниках привычки культурного поведения, школа и учреждение
дополнительного образования прививают им дисциплинированность,
высокую требовательность к себе и другим, нетерпимость к негативным
проявлениям.
Данную работу необходимо проводить систематически,
в
определенной последовательности, чтобы младшие школьники сознательно усваивали и выполняли предъявляемые им требования по духовно
нравственному поведению.
Самыми яркими являются впечатления детства, остающиеся в памяти
на всю жизнь. Поэтому в раннем детстве важно знакомить детей с
национальными праздниками, народным творчеством, акцентировать
внимание на совершаемых в эти дни добрых делах, вовлекать их в эту
атмосферу. Так воспитывая детей, мы развиваем в них духовно
нравственные ценности.
Поэтому мы организовываем совместные
мероприятия для младших школьников и их близких, с целью сплочения их,
с укрепления доброжелательных отношений между членами семьи. Одна из
эффективных форм воспитания духовнонравственных ценностей –
знакомство детей с народными традициями, обычаями и праздниками, что
является вторым организационнопедагогическим условием в реализации
модели духовнонравственного воспитания младших школьников.
старшеклассниковкураторов,
Духовнонравственные традиции, этнокультурная воспитывающая
среда, выступая механизмами формирования духовнонравственных
ценностей, закрепляясь в сознании ребенка, направляют его поведение,
актуализируют роль народной педагогики в совместной воспитательной
деятельности учителей,
педагогов
дополнительного образования и родителей. Не малую роль при этом играет
активное включение детей в восприятие народных фольклорных образцов,
где герой не поучает, а научает правильному поведению. Такой герой
становится примером для подражания. Важным условием эффективности
духовнонравственного воспитания младших школьников является
педагогически организованная среда, комфортный психологический климат.
Изучая древние архитектурные памятники истории своего народа,
дети подробно знакомятся с устным народным творчеством. Поэтому
занятия посвящаются народным сказкам, которые не знают над собой власти
времени, в которых содержится мощный воспитательный потенциал. Дети
знакомятся с бытовыми, волшебными сказками, сказками о животных;
большинство из этих сказок сложилось на основе различных поверий и
обрядов. Дети видят, что многие качества характера героев сказок вполне
отвечают современным требованиям жизни (уважительное отношение к
старшему поколению, помощь младшим, человечность, доброта, заботливое
отношение к родителям, жертвенность, патриотизм). Афоризмами, пословицами и поговорками – образцами мудрости
народа – обогащена каждая беседа с детьми. Пословицы, поговорки и
крылатые выражения сжато и емко показывают характерные духовно
нравственные нормы, как своего народа, так и других народов, многообразие
человеческих отношений и их проявлений: человечность, заботу, радость и
страдание, веру и безверие, честность и обман, альтруизм и эгоизм и др.
Читая их, младшие школьники составляют рассказыминиатюры,
связанные с жизнью окружающих людей, рисуют и приходят к выводу, что в
пословицах и поговорках ярко выражены отзывчивость, заботливость,
сочувствие, и понимают, что люди должны творить добро.
Также интерес представляют загадки как один из древних жанров
народного творчества. Детям разъясняется роль загадок в жизни народа, и
младшие школьники сами придумывают загадки, дополняют загадки
товарищей,
что способствует развитию творческого мышления,
инициированию взаимопомощи, взаимоподдержки.
Народные шутки тоже представляют воспитательный интерес. В них
рассказывается о реальных случаях из жизни людей,
об их
взаимоотношениях. Это, к примеру, шутки Ходжи Насретдина и других
острословов. Многие из них отражают духовнонравственные ценности,
нормы поведения и правила вежливости.
Педагоги изучают с детьми народную культуру: игры, обрядовые песни
и танцы, различные предания и изречения, в которых уделяется внимание
таким ценностям взаимоотношений людей, как взаимопомощь, поддержка,
доброта, милосердие, чуткость. Через народную культуру дети узнают
веками вырабатываемое отношение людей к окружающему миру. Также
особое внимание уделяется изучению народных праздников и традиций,
рассказываются истории праздников, их роль и значение в жизни людей.
Формированию национальной культуры способствуют народные
праздники как система воспитательных форм, методов и приемов этноса.
Поэтому мы рассматриваем внеклассные мероприятия не только как форму
воспитательной работы, но и как средство развития растущего человека.
Ведь обряды, обычаи, которыми насыщены праздники, прививают детям
национальные духовнонравственные ценности и нормы поведения.
Народные праздники, используемые в программе по развитию духовно
нравственных ценностей у обучающихся, знакомят детей с источниками и
средствами народной педагогики, например, с фольклорными жанрами. На праздниках в полной мере может использоваться исторический материал,
который мы считаем одним из важных средств развития духовно
нравственных ценностей.
Используемые в ходе праздника различные упражнения, игры,
викторины, театральные инсценировки, соревнования, помогают закрепить
формируемые духовнонравственные ценности. При этом дети не замечают,
что деятельность имеет целенаправленный воспитательный характер, так как
праздничная атмосфера отвлекает их от обыденного общения, они
взаимодействуют в интересной праздничной атмосфере. Дети 7 – 11 лет
более эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота
восприятия, стремление к самовыражению. Данные потребности младших
школьников,
благодаря умелой работе педагоги с помощью
старшеклассниковкураторов и родителей, полностью реализуются в ходе
проведения народных праздников.
Совместная подготовка к празднику,
радостная обстановка
способствует устранению конфликтных ситуаций между одноклассниками,
что делает праздник эффективным средством сплочения коллектива.
Праздники, связанные с временами года, способствуют воспитанию у
детей таких ценностей, как любовь к природе, бережное отношение к
природным богатствам родного края.
Совместное проведение праздников образовательных учреждений с
семьями, особенно с дедушками и бабушками, стало ценным для нас, так как
у татарского народа имеется культурологическая ценность: почитание
старших людей, уважительное отношение к ним. Бабушки и дедушки
рассказывают, как они в молодости отмечали подобные торжества, знакомят
детей с историей своего народа и историей культуры. Родители могут
помочь, например, приготовить на праздник пироги, чакчак, сладости –
национальные блюда. Они участвуют в играх вместе с детьми, устраивают
конкурсы, готовят праздничные подарки.
Оставляют неизгладимое впечатление у детей встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны. Рассказы о героях, их бесстрашных подвигах,
сопровождаемые показом музейных реликвий, близки детям, так как именно
в начальной школе они более искренно переживают истории, события. В
связи с этим проводятся такие игры, как «Зарница», конкурс «А нука,
мальчики!» и др. Своеобразным звеном в воспитательной эстафете становятся трудовые
традиции, которые обладают устойчивостью и долговечностью, при помощи
которых старшие поколения передают младшим определенный жизненный
опыт.
Начиная с 4го класса, на занятиях труда и прикладного искусства, а
также в кружках краеведения, младшие школьники получают знания о
мастерстве своего народа, сами собирают различные старинные предметы
декоративноприкладного искусства для музея школы, восхищаются их
красотой и гордятся своими предками, заботятся о сохранности найденных
предметов.
В кружках и на занятиях труда дети учатся делать эскизы
национальных орнаментов, шить, вышивать цветными нитками и бисером.
На занятиях ритмики, народных танцев и в танцевальной группе
«Шатлык» учителя и педагоги дополнительного образования уделяют
большое внимание разучиванию народных танцев, плясок. Разучивание
деревенских игровых танцев,
помимо развития пластики движения,
способствуют проявлению детьми чувства дружбы, желания оказать помощь
ближнему, самому научить других.
На уроках музыки и занятиях народного фольклора, народной музыки,
вокала и в фольклорной группе «Ляйсан» педагоги разучивают с детьми
народные песни (монаджаты, колыбельные и др.). Особое внимание уделяют
песням, способствующим развитию духовнонравственных чувств, сознания
и поведения.
С народными художественными промыслами, ремеслами дети
знакомятся на занятиях изобразительного искусства и в изостудии
«Палитра». Обучение младших школьников элементам национального узора,
рисованию орнамента на предметах быта, одежды, ознакомление с
элементами узоров на национальной одежде развивают эстетическое чувство,
воспитывают художественный вкус. Дети своими руками создают красивые
вещи, расписывая их в национальном стиле, составляют узоры национального
орнамента, рисуют героев произведений А.С. Пушкина, Г. Тукая и др.
Игровой фольклор наших народов богат и разнообразен. Поэтому в
системе физического воспитания особое место принадлежит народным
играм, способствующим развитию жизненно важных навыков и морально
волевых качеств. В ходе организации и проведения народных игр
учитывается их направленность на достижение воспитательных и оздоровительных результатов, поэтому игры отбираются заранее в
соответствии возрастными особенностями детей. Содержание игр заранее
записывается на специальных карточках отдельно по каждому классу,
подготавливается необходимый инвентарь.
На данных занятиях педагоги формируют в детях чувство
как человечность,
развивая такие ценности,
прекрасного,
доброжелательность, заботливость, отзывчивость, чуткость.
Третье организационнопедагогическое условие побудило нас уделять
большое внимание этике отношений со старшими членами семьи,
закрепленной в народных традициях. В них содержатся нормы поведения и
взаимных отношений людей. С этой целью нами были организованы
родительские факультативы и семинары по авторской программе «Духовно
нравственное воспитание детей в семье», с целью активизации
взаимодействия образовательных учреждений и семьи в формировании у
младших школьников духовнонравственных ценностей,
так как
недостаточно реализуется воспитательный потенциал семьи.
Этические нормы народной педагогики утверждают правила духовно
нравственного воспитания, в основе которых – доброе отношение к близким
и окружающим людям, уважение к ним, забота о них.
С раннего возраста в семье начинается воспитание навыков и привычек
духовнонравственного поведения. С малых лет детям внушается
необходимость дружно жить в семье, с соседями и с товарищами,
формируется чувство любви и уважения к людям, через это дети стремятся
совершать хорошие поступки.
Семья, в которой воспитывается особое отношение к матери, отцу,
дедушке, бабушке, братьям, сестрам, является идеальной школой
воспитания духовнонравственных ценностей. Здесь воспитываются такие
духовнонравственные ценности, как сердечность, душевность, отзывчивость
и т.д. Ребенок, который любит находящихся рядом с собой людей, умеет
понимать их чувства, видит в их глазах сложный духовный мир (радость,
восхищение, горе, несчастье), можно сказать, состоялся как человек, как
личность. Об этом В.А. Сухомлинский писал, что, если добрые чувства не
воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно
человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых истин,
одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного
слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств [3]. А К.Д. Ушинский говорил, что ребенку нужна
положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением
может только человек, не понимающий потребности детства. Поэтому семья,
в которой ребенок чувствует любовь старших, для него есть настоящая
школа духовнонравственного воспитания [5].
На родительских факультативах и семинарах обсуждаются темы
духовнонравственного воспитания детей в семье, родители рассказывают о
своих проблемах в воспитании детей, делятся опытом достижения
позитивных результатов. Совместные обсуждения положительных и
отрицательных ситуаций в процессе воспитания детей в семье дают
родителям находить правильные пути решения проблем воспитания,
возникающих в семье. Работа с родителями, не желающими выставлять
проблемы по воспитанию своих детей на всеобщее обсуждение, проходят в
индивидуальном порядке, т.е. конфиденциально. Тем не менее, начиная
получать положительные результаты в воспитании своих детей посредством
индивидуальных консультаций руководителя эксперимента, последние
родители тоже начинают активно участвовать в коллективных обсуждениях
проблем духовнонравственного воспитания детей, принятии правильных
решений и подведении итогов по результатам тестирования детей.
Четвертым организационнопедагогическим условием реализации
модели является создание педагогом учебных и внеучебных воспитывающих
ситуаций для коллективного переживания, что способствует расширению
объема духовнонравственных чувств каждого ребенка, стимулирует у него
потребность в духовнонравственном самосовершенствовании. Данный метод
преследует в нашем случае цель ознакомления детей с различными
возможными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в жизни. Такой
вид деятельности готовит детей к противостоянию различным негативным
проявлениям в обществе, учит видеть положительное и отрицательное и
принимать правильные решения.
Вместе пережитые впечатления ведут к возникновению духовной
близости между одноклассниками, на основе чего закрепляются чувства
взаимопомощи, взаимопонимания, доброжелательности, заботы. Совместное
переживание является немаловажным условием, определяющим успешность
процесса становления гуманных взаимоотношений в коллективе,
оказывающим сильное влияние на их отношение к принятым в обществе
традициям. Из накопленного духовнонравственного опыта следует отбирать то,
что ближе жизненному опыту самих детей. Младшие школьники в общих
чертах знают существующие в народе традиции духовнонравственных
отношений, довольно четко осознают смысл понятий «сочувствие»,
«сопереживание», «отзывчивость», «чуткость», «человеческое достоинство»
и других составляющих гуманности, часто недооцененных в жизни человека.
Из века в век подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения
и заботливого отношения к старшим, неукоснительного соблюдения обычаев
и традиций. Исходя из этого, формирование духовнонравственного
отношения детей к другим людям осуществляется через содержание и
организацию воспитания.
Стимулирует младших школьников к духовнонравственному
самосовершенствованию на основе гуманистических ценностей именно
создание учителями и педагогами дополнительного образования учебных и
внеучебных воспитывающих ситуаций, что является необходимым условием
формирования у детей умения осознавать детьми своего поведения.
Следует также подчеркнуть огромную роль личного примера
педагогов, старшеклассниковкураторов, родителей, бабушек и дедушек,
братьев и сестер в воспитании у детей духовнонравственного поведения.
Невозможно ребенку привить определенные навыки и привычки духовно
нравственного поведения, если они отсутствуют у близких взрослых.
Поэтому каждый взрослый в семье должен воплощать в себе лучшие
духовнонравственные черты современного человека, обладать высокой
культурой. Он постоянно должен контролировал свои действия и поступки,
всегда помнить, что он воспитатель подрастающего поколения, что на него
смотрят дети, с него берут пример, ему подражают.
Осознание детьми сложившихся в коллективе общих требований как
значимых лично для них является важной стороной формирования духовно
нравственных ценностей.
Необходимым педагогическим условием
эффективности духовнонравственного воспитания младших школьников
является активное взаимодействие образовательных учреждений, семьи и
социума на этнокультурной основе. Образовательное учреждение в
состоянии дать основы знаний по народной педагогике, разъяснить,
напомнить, но постоянно влиять, заботиться, поправлять, убеждать может
лишь семья, потому что именно семья была и остается первым и главным
институтом развития и воспитания каждого ребенка. Значимым фактором реализации организационнопедагогических
условий духовнонравственного воспитания младших школьников при
взаимодействии образовательных учреждений и семьи мы считаем помощь
членов семьи. Умение найти с детьми общий язык помогает развитию у них
веры, надежды, любви к людям. Общение требует равенства и способности
понять ребенка. В совместном творчестве между детьми, родителями и
педагогами устанавливается паритет, происходит духовное общение.
Мы рекомендовали родителям часто рассказывать детям о своих
предках, трудовых и боевых подвигах своей семьи, ее родословной вплоть до
7го поколения, что имеет большое воспитательное значение: на примере
предков можно успешно формировать лучшие черты характера детей,
заставляя задуматься о том, что его судьба небезразлична потомкам.
Самыми почетными людьми в российских семьях являются дедушка и
бабушка, они всегда пользовались непререкаемым авторитетом. И сейчас в
семье со своими детьми нередко живут бабушки и дедушки. Как мать и отец
относятся к своим родителям, так же отнесутся к ним и дети. Родители в
таких семьях не только стараются воспитывать уважительное отношение к
старшим, но и приучают детей оказывать конкретную помощь пожилым
людям, например, уступить место в транспорте, помочь нести тяжелую
ношу, не перебивать их разговоры, соблюдать тишину при отдыхе старших.
Нередко именно у старшего поколения дети учатся аккуратности,
дружелюбию, взаимопомощи и доброте. Многое зависит от личных качеств
дедушек и бабушек, от правильного их отношения к детям, но иногда, к
сожалению, их воспитание может нанести вред. Дедушки и бабушки или
слишком балуют, ласкают или, наоборот, слишком требовательны – в любом
случае детям наносится вред. Здесь положительную роль играют семейные
посиделки.
Нередко, подражая старшим братьям и сестрам, дети, копируют их
поведение, нравы, речь и одежду. Если у родителей старшие дети
благовоспитанны, то обычно их привычки, характерные черты во
взаимоотношениях передаются и младшим. Поэтому в духовно
нравственном воспитании младших школьников немаловажную роль играют
старшие братья, сестры и другие родственники.
Таким образом, реализуя организационнопедагогические условия
духовнонравственного воспитания младших школьников, учителя, педагоги
дополнительного образования совместно со всем педагогическим коллективом, старшеклассникамикураторами и родителями, используя
разнообразные средства, формы и методы, пришли к выводу о
необходимости природосообразного воспитательного воздействия на детей –
народных традиций, отраженных в фольклоре, народных праздниках и играх,
трудовых и семейных обычаях. Можно с полной уверенностью утверждать,
что реализация выше перечисленных организационнопедагогических
условий духовнонравственного воспитания младших школьников в
условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи развивает в
детях такие духовнонравственные ценности, как интерес к истории,
культуре и традициям своего народа, уважительное отношение к ним, своим
предкам, родителям и другим членам семьи. Также эти организационно
педагогические условия развивают в детях творческую активность в
овладении отдельными видами народного искусства, формируют этническую
активность и дают разнообразную информацию о культуре своего народа, об
его мирном сосуществовании с другими народами России. Через культуру и
устное народное творчество воспитываются в детях духовнонравственные
ценности. Основы народной морали, закрепленные в традициях и обычаях,
афоризмах, пословицах и поговорках, песнях и сказках, постоянно служат
программой и содержанием духовнонравственного воспитания младших
школьников. Используя их на занятиях и различных мероприятиях, мы
убедились, что под их воздействием у детей вырабатываются привычки
доброты,
милосердия и
сопереживания. Мы считаем, что даже существует необходимость одного
общего образца для подражания, как в свое время им был Владимир Ильич
Ленин.
взаимопомощи,
человечности,
заботы,
Использованная литература:
1
Сафина, Р.М. Духовнонравственное воспитание младших
школьников на основе народной педагогики в условиях татарской
воскресной школы [Текст] / Р.М. Сафина // Актуальные вопросы
модернизации российского образования: Материалы VII Международной
научнопрактич. конф. (Таганрог, 31 января 2011 г.) / Под ред. проф. Г.Ф.
Гребенщикова. – М.: Издво «Перо», 2011. – С. 240246.
2
Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А.
Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223 с. 3
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека
[Текст] / В.А. Сухомлинский / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика,
1989. – 288 с.
4
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2х т.
[Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1953. – Т. 1. – 638 с.
5
Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании
[Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11ти т. – М.Л.: Издво АНН
РСФСР, 1948. – Т. 2. – С. 69166.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.