К нам пришел гость:
1) Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
2) Гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
3) Гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.
Идем в гости.
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)
Мы пришли в гости:
1) Удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
2) Поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
Формы занятий
К нам пришел гость:
1) Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет
произносить;
2) Гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно
звук и просит его научить;
3) Гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.
Идем в гости.
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему
приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или
встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как
настольный театр.)
Мы пришли в гости:
1) Удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
2) Поможем хозяевам, которые никак не могут в чемто разобраться.
Посылка.
Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя
его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.),
ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
Письмо.
Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а
ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и
дидактический материал.
План.
Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с
заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него
задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала
выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила
белка, а кто приготовит следующее – посмотри по плану»).
Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно
печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь
фишкой (хорошо использовать игрушки из киндерсюрприза), ребенок выполняет задания,
преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а
может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
Поле чудес
Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы
перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. Послетого, как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как
вариант, это может быть какойнибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда
ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
Проявляющаяся картинка
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После
каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя»
изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть
«подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа,
который и приготовил все задания.
Стройплощадка
Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом
(детский сад, школу или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент
постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет
задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть
таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик
может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из
шестидевяти частей в зависимости от возраста ребенка).
Цирк
Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в
цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например жонглер
ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон
топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
Веселая школа
В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с
другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который
является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок
может быть сам в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников,
показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.
Занятие – сказка
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки
логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с
бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На
таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает
сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только
смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные
задания.