В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
Формы жестокого обращения с ребенком. Основные признаки.
Формы насилия
Возможные признаки
Физическое насилие –
побои или иные насильственные
причиняющие
действия,
физическую боль.
Являются
преступлением против здоровья
человека.
С точки зрения
медицины физическая боль это
не только эмоциональная реакция
человека на повреждающее
воздействие, но и определенное
нарушение функций организма.
Побои и иные насильственные
действия часто выступают как
совершения более
способ
опасных
преступлений,
причиняющих определенный вред
здоровью.
Иные насильственные действия,
причинившие физическую боль:
сдавливание
тела,
вырывание волос, щипание, укусы
и т.п.
(побои),
Статьи
117(истязание),
111 113
(причинение вреда здоровью)
УК РФ.
части
116
Телесные
повреждения,
имеющие
специфический характер:
гематомы в форме отпечатков пальцев,
ремня, шланга, провода и т.п.;
ожег от сигареты;
кровоизлияние в глазное яблоко;
разрывы и порезы во рту, на губах;
выбитые и расшатанные зубы;
участки облысения на голове;
головокружение, рвота (при наличии СГМ).
Признаки ненадлежащего ухода за
ребенком:
неопрятный внешний вид;
педикулез, чесоточный клещ и т.п.;
специфический неприятный запах от тела и
одежды (запах мочи, табака);
гигиеническая запущенность.
Задержка физического развития:
дефицит массы тела;
несоответствие навыков возрасту.
Постоянное чувство голода. Ребенок отбирает
пищу у др. детей, доедает за ними пищу.
Наличие хронических заболеваний.
Токсикомания;
Ранний алкоголизм.
Особенности поведения детей.
нежелание идти домой после школы;
при наличии видимых следов побоев, ребенок
скрывает причину их получения, придумывает
оправдание родителям или просто умалчивает;
пассивное реагирование на боль;
при приближении педагога ребенок резко
закрывается руками, уклоняется (словно защищаясь
от возможного удара);
отсутствие друзей в коллективе;
агрессивность;
неприятие критики, болезненное отношение к
замечаниям;
заискивание перед взрослыми, чрезмерная
уступчивость;
очень взрослое поведение;
склонность ко лжи;
совершение преступлений, общественно опасных
деяний;
склонность к поджогам;
самовольные уходы из дома;
суицидальные попытки;
стремление любой ценой получить «свою порцию»
внимания;
изливают свой гнев на более слабых (детях
младшего возраста, на животных). Ребенок избегает любых форм физического
контакта;
Демонстрация сексуального поведения (не
характерного для данного возраста ребенка);
Ухудшились взаимоотношения со сверстниками,
обострились отношения со взрослыми.
Конфликтность;
Без наличия видимых причин ребенок полностью
скрывает тело под одеждой;
Самовольные уходы из дома;
Попытки суицида.
Девочки нередко начинают
проституцией.
У мальчиков меняется сексуальная ориентация.
заниматься
повреждения
Резкая потеря или прибавка веса;
наличие заболеваний, которые передаются
половым путем;
характерные
анального отверстия;
признаки депрессии, нервно – психических
расстройств;
низкая самооценка;
постоянное чувство вины;
одиночество.
гениталий,
Сексуальное насилие
использование
несовершеннолетнего взрослым
для удовлетворения сексуальных
потребностей Сексуальное
насилие включает половое
сношение (ст. 131 УК РФ),
оральный и анальный секс.(132
УК РФ)
Развратные действия (ст. 135
УК РФ) могут состоять,
например, в совершении полового
акта
или иных сексуальных действий в
присутствии подростка: в
обнажении соответствующих
частей тела; в показывании
малолетнему открыток,
фотографий, видеофильмов
порнографического характера; в
предоставлении ему для чтения
такого рода литературы,
подглядывание за ним, когда он
этого не подозревает: во время
раздевания, отправления
естественных нужд. Испытывают трудности социализации: у них
нарушены связи со взрослыми, нет
соответствующих навыков общения со
сверстниками.
они не обладают достаточным уровнем знаний и
эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и
др.
Решение своих проблем дети жертвы насилия
часто находят в криминальной, асоциальной
среде.
Формирование пристрастия к алкоголю,
наркотикам.
Совершение общественно опасных деяний,
преступлений.
Задержка физического и умственного
развития;
Задержка речевого и моторного развития,
которые ликвидируются при изъятии ребенка
из семьи;
Регрессивное поведение;
Низкая успеваемость в школе;
Низкая самооценка;
Конфликтность;
Агрессивность;
Тревожность;
Потеря аппетита;
Утомленный сонный вид;
Опухшие веки;
Энурез;
Кожные высыпания, аллергические патологии.
Частая заболеваемость.
Психическое насилие открытое
неприятие, оскорбление ребенка,
унижение его человеческого
достоинства, обвинение его в том,
в чем он не виноват,
демонстрация «нелюбви». Также
преднамеренная физическая или
социальная изоляция.
К этому виду насилия относятся
также постоянная ложь, обман
ребенка( в результате чего он
теряет доверие к взрослому), а
также предъявляемые к ребенку
требования, не соответствующие
его возрастным возможностям.
Психическое насилие может
выражаться в виде угрозы
убийством или причинением
вреда здоровью. Вред,
причиняемый угрозой конкретной
личности, состоит в создании для
потерпевшего тревожной
обстановки, страха за свои жизнь
и здоровье, что иногда вынуждает
жертву к определенным
действиям.это
приводит
Все
к
формированию патологических
черт характера и нарушению
развития личности ребенка.
Составитель Костромина В.В.