Форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего
Оценка 4.6

Форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего

Оценка 4.6
docx
24.02.2020
Форсайт-инновационный инструмент моделирования будущего
Форсайт- инновационный инструмент моделирования будущего.docx

Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего

     “Замечательное чувство — знать,

что ты сам строишь мир”

Айзек Азимов

 

      (СЛАЙД 1). Один ученый, который написал множество книг о выборе профессии, много лет проработал в школе, всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе».

      И, конечно, все мы задумываемся, как помочь с выбором будущей профессии своим учащимся. Важно ведь выбрать такую профессию, которая не устареет в ближайшие десятилетия. Но как это сделать?

     Подготавливаясь к открытому классному часу про профориентации, я серьезно задумалась над тем, как построить мероприятие, на котором будет обсуждаться  не только как выбрать профессию из  спектра существующих, но и как изменится образ жизни человека в ближайшем будущем? Какие компетенции будут важны для успешного профессионала? Как их можно развивать уже сейчас?

    Меня заинтересовала технология форсайт, которая даёт возможность современным школьникам ориентироваться в  выборе профессии.

    Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.

   Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

    В мире всё меняется. Со стремительным развитием науки и техники  на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности.

    Социологи и педагоги, которые занимаются разработкой новых методик по профориентации, рекомендуют ориентироваться на  «Атлас новых профессий», который привлек к себе внимание по профориентации школьников, как удобная систематизированная информация о профессиях настоящего и будущего, дорожная карта развития технологий и изменений в профессиональной сфере.

    В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной профессии.

    На основании материалов Атласа успешно был проведен классный час в виде форсайт-игры «Выбор профессии – выбор будущего» для обучающихся 7 класса.

 

    Но перед этим предшествовала огромная работа – это целая серия подготовительных и опережающих мероприятий.

    С чего начинается работа по «Атласу новых профессий»?

Во-первых,  нужно понимать, какая профессия подходит ребенку. Для этого я использовала тест «Идеальная работа для твоего психотипа» (представлен в газете «Пять углов» (7010) январь 2016).

Проведя самоанализ психотипа по заданным 4 параметрам и фиксируя результат, школьники получили рекомендации подходящей им профессии и записывают их в раздел  «РЕКОМЕНДАЦИИ».

В качестве домашнего задания в соседней колонке ребята получили задание записать образовательные организации, факультеты, курсы, где можно получить такие профессии.

В дальнейшем полученный код используются для разделения на форсайт-команды.

 

Во-вторых, нужно знать, чего же сами хотят ребята. Форсайт-технология «Качели времени» мастера профессий». Фиксирование дизайна будущего ответами на простые 5 вопросов.

1.Перечислите все интересующие вас деятельности?

2.Какие качества характеризуют Вас, как высококлассного выбранных деятельностях?

3.Что вы умеете как профессионал?

4.Какие открытия мира вас потрясли?

5.Каким профессиям мира вы больше всего обрадовались?

   И вы понимаете, что это та самая триада, три кита, на которых базируется выбор профессии: ЗНАЮ – МОГУ – УМЕЮ.

    В-третьих, нужно понимать, как пользоваться Атласом? Самое главное – не считать его ни догмой, ни фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий могут заставить улыбнуться. Атлас – это, прежде всего, хороший повод задуматься о том, какое образование нужно вашим детям, кем они хотят быть. Требования бизнеса и среды меняются быстрее, чем появляются новые курсы, факультеты и сертифицированные программы.

    В чем лично для себя я нашла ценность Атласа. Невзирая на то, профессия будущего или настоящего дана в этом пособии, там обозначены надпрофессиональные навыки и умения, примеры задач будущего. А это мы можем успешно использовать на своих мероприятиях в рамках профориентации.

    Например, ознакомив ребят с Атласом будущих профессий, было определено д/з: из того представленного им многообразия, выделить профессии, которые не только сейчас пользуются спросом на рынке труда, но и за ними будущее. Вот какие профессии они сделали выбор. ЭКОЛОГ, КОНСТРУКТОР НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ, РОБОТОТЕХНИК, АРХИТЕКТОР И ДИЗАЙНЕР ВИРТУАЛЬНОСТИ, IТ-МОДЕЛЬЕР-ДИЗАЙНЕР, СТРОИТЕЛЬ УМНЫХ ДОРОГ. Этот выбор профессий меня нисколько не удивил, поскольку мы воспитываем поколение Z, которые называют «цифровыми людьми», а это значит, что  представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и IТ-искусством.

    Таким образом, я использовала элементы форсайт-игры «Профессии будущего». В чем заключается групповая работа: раздаются карточки с определенной профессией, на которой нужно определить область деятельности, необходимые знания и личные качества. Небольшой подсказкой служит цвет задаваемого вопроса и ответа на карточках.

     И очень важно продолжить эту работу от создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".

 

    Рекомендуется проводить с 7 класса, но можно немного упростить и использовать с 5 класса, оставив только необходимые знания.

     И обязательным этапом становится рефлексия как инструмент, который  формирует осознанность. Школьники анализируют свою деятельность. Вся их деятельность прогоняется через них же. Обсуждения, обратная связь наряду с анализом.

Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

 

Послушайте легенду.  Давным-давно в одном древнем городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и детям". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

 


 

Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего “Замечательное чувство — знать, что ты сам строишь мир”

Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего “Замечательное чувство — знать, что ты сам строишь мир”

В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии

В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии

Вот какие профессии они сделали выбор

Вот какие профессии они сделали выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020