Сценарий семинара на тему: «Эффективная командная работа педагогического коллектива как фактор подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА»
Целевая
аудитория: педагоги-предметники, администрация образовательной организации
(директор, завучи), в том числе педагоги стажёры и молодые специалисты.
Форма проведения: интерактивный семинар с элементами тренинга (анализ
ситуаций, работа в группах, обсуждения).
Продолжительность: 2 часа.
Цель семинара
Повышение уровня взаимодействия педагогического коллектива.
Разработка эффективных командных решений для подготовки школьников к ГИА.
Формирование единых подходов в обучении и сопровождении учеников.
План мероприятия
1. Приветствие и вводная часть (10 минут)
Ведущий
(методист/педагог-наставник):
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами обсуждаем одну из ключевых
тем — как наша командная работа влияет на успешную подготовку школьников к ГИА.
– Важно помнить: коллективная работа педагогов должна не только координировать
наши усилия, но и максимально раскрывать потенциал каждого ученика.
– Давайте начнём с короткого размышления: Как вы понимаете «эффективную
командную работу»?
Интерактив: участники называют ключевые ассоциации. Ведущий записывает ответы на доске/флипчарте (например: согласованность, взаимопомощь, единство целей, обмен опытом).
2. Мини-лекция с примерами (15 минут)
Ведущий:
– Командная работа — это не просто совместное выполнение задач. В контексте
подготовки к ГИА это:
согласованные действия учителей разных предметов;
единое понимание требований экзаменов;
грамотное распределение зон ответственности.
Пример:
Если учитель математики и учитель физики помогут ученикам увидеть взаимосвязь между предметами, то уровень их мотивации и понимания возрастёт.
Аналогично, грамотная работа психолога, классного руководителя и предметников с тревожностью у ребёнка может стать ключевым условием успешной сдачи экзамена.
3. Ситуационная игра «Эффективная подготовка к ГИА» (30 минут)
Задача: Участники объединяются в группы по 4–6 человек и выполняют задание в режиме команды.
Ситуация:
Ученики класса 9А показали слабый результат на пробнике ГИА. 40% учеников
недобрали минимальный балл, особенно по математике. Причина — сильная
тревожность и плохое усвоение базовых понятий из-за разрозненности методов
обучения, используемых учителями. Как педагогический коллектив может
скоординировать свою работу, чтобы улучшить результаты?
Формат работы и инструкция для участников:
Каждая группа разрабатывает пошаговый план действий:
Как можно объединить усилия предметников для повышения результатов?
Какие меры поддержки будут предложены ученикам (групповые консультации, индивидуальные занятия)?
Как подключить родителей и психолога?
Обсудите, какие инструменты и технологии помогут сделать совместную работу педагогов более эффективной.
Представьте свой сценарий действий остальным.
Результат: Каждая группа делится разработанным планом. Ведущий комментирует ключевые точки: инициативы, распределение зон ответственности, согласованность.
4. Работа в парах: «Диагностика командной работы» (20 минут)
Цель задания: выявить сильные и слабые стороны командной работы внутри школы.
Инструкция:
Участникам предлагается анкета с критериями командной работы педагогов (например: степень обмена опытом между учителями, уровень координации по разным предметам, частота совещаний).
Каждый оценивает эти критерии в паре с коллегой (по шкале от 1 до 5).
По итогам «диагностики» участники обсуждают в парах, что можно улучшить.
Обсуждение
некоторых выводов в общем круге.
+++
Инструкция:
Участники объединяются в пары. Каждая пара получает карточку с вопросами (можно также использовать онлайн-формы, если есть доступ к технике).
Вопросы, например:
Как часто вы обсуждаете стратегию подготовки с коллегами?
Какие трудности возникают при совместной работе?
Какая помощь от коллег или администрации могла бы повысить вашу эффективность?
Есть ли единые подходы к обучению и сопровождению учеников?
Какую из сильных сторон нашей команды вы можете отметить?
Участники обсуждают эти вопросы друг с другом (10 минут), после чего кратко представляют свои выводы.
Ведущий:
– Мы видим, что у нас есть как сильные стороны, так и зоны роста. Одна из
ключевых задач — укреплять именно командный подход, поскольку успех ребёнка на
экзамене зависит от качественного взаимодействия педагогов.
5. Кофе-пауза / Небольшой перерыв (10 минут)
Во время перерыва участники могут продолжить неформальное обсуждение идеи взаимодействия или просто отдохнуть перед второй частью семинара.
5. Практическое задание: «Сборник общих решений» (30 минут)
Суть задания: педагоги разрабатывают общие рекомендации для своей школы.
Инструкция:
Участники делятся на 2-3 группы и отвечают на следующие вопросы:
Какие действия поможет предпринять содружество педагогов разных предметов?
Как фиксировать результаты взаимодействия (совещания, электронные журналы планирования, базы данных по прогрессу)?
Какие школьные мероприятия помогут ученикам подготовиться к ГИА при поддержке команды педагогов?
Группы фиксируют все идеи на ватманах или флипчарте.
Результат: команды
защищают свои предложения, создаётся «копилка» рекомендаций.
6. Интерактив. Разработка общего плана подготовки к ГИА (40 минут)
Ведущий:
Чтобы устранить те проблемы, которые мы выявили сегодня, и усилить успех нашей команды, нам нужно создать единый механизм взаимодействия в подготовке школьников к ГИА.
Ход работы:
Каждая группа получает желаемую задачу, связанную с единым командным подходом.
Например:
Группа 1: Как согласовать подготовку по русскому языку и другим предметам (например, истории, обществознанию)?
Группа 2: Как включить психолога в процесс снижения экзаменационного стресса?
Группа 3: Какие общие критерии можно разработать, чтобы отслеживать прогресс подготовки у учеников?
Группа 4: Как организовать работу с родителями как партнёрами в подготовке ребёнка к экзаменам?
Этапы работы:
Группы обсуждают свою задачу (15 минут).
Разрабатывают проектировочные решения (план, определение форм командного взаимодействия, предложений по работе с учениками).
Представляют свои идеи в форме устного отчёта (по 3–5 минут на группу).
Ведущий:
– Мы получили конкретные шаги и инструменты, которые можно внедрять. Их
реализация будет зависеть от объединения усилий: важно, чтобы администрация,
педагоги, родительский комитет и даже ученики поддерживали этот процесс.
6. Итоговая рефлексия (15 минут)
Ведущий:
– Каждый из вас сегодня внёс свой вклад в обсуждение. Чтобы ещё раз закрепить
всё, что мы разобрали, я задам несколько вопросов:
Что стало для вас самым важным открытием?
Какие конкретные шаги вы готовы предпринять, чтобы наша работа стала еще эффективнее?
Интерактив: Каждому предлагается озвучить одно конкретное действие, которое он/она начнет использовать в своей практике завтра.
Завершение:
Ведущий благодарит участников за активность, предлагает записать и передать
администрации свои рекомендации.
Материалы и оборудование
Флипчарты, маркеры.
Раздаточные материалы: анкеты для диагностики, листы для записи идей.
Мультимедийный проектор (для мини-лекции).
Часы (для контроля времени).
Ожидаемые результаты:
Формирование у педагогов понимания важности коллективной работы в подготовке к ГИА.
Разработка практических шагов по улучшению взаимодействия внутри школы.
Повышение мотивации педагогов на эффективное сотрудничество и достижение единых целей.
7. Подведение итогов. Рефлексия (10 минут)
Вопросы для участников:
Что нового вы узнали о командной работе?
Как вы можете применить полученные знания в своей практике?
Какие ваши личные действия помогут улучшить взаимодействие в коллективе?
Интерактив: Ведущий предлагает участникам одним словом или выражением описать, как они оценивают сегодняшнюю работу (например: «продуктивно», «важно», «необходимо», «перспективно»).
Выводы:
Ведущий суммирует сказанное:
– Эффективная командная работа преподавателей лежит в основе успешной подготовки
учащихся к ГИА. Каждый из вас — важная часть нашей общего успеха. Сегодня мы
сделали первый шаг к тому, чтобы все 100 % учеников почувствовали поддержку
коллектива.
Рекомендации для дальнейшей работы:
Регулярно проводить совещания с обменом опытом между педагогами.
Определить ответственное лицо или рабочую группу для координации взаимодействия (куратор программы подготовки к ГИА).
Создавать единую базу методических разработок и материалов, включающих быстрые способы повышения успеваемости.
Уделять внимание профессиональному развитию каждого педагога в области командного взаимодействия.
На этом семинар завершён. Благодарим всех за участие!
аш канал
Завуч-Директор-Советник
https://t.me/zam_dir
Сообщество в ВК https://vk.com/deputy_director
+++++++++++++++=
Сценарий педагогического совета
Тема: "Эффективная
командная работа педагогического коллектива как фактор подготовки учащихся к
успешной сдаче ГИА"
Формат: Ситуационный
педагогический совет
Дата
проведения: ___
Время проведения: ___
Место проведения: ___
Председатель: ___ (например, директор школы ФИО)
Секретарь: ___ (ФИО)
Повестка дня:
Вступительное слово председателя педагогического совета. Постановка проблемы.
Выступление ведущего: значимость командной работы педагогического коллектива в успешной подготовке к ГИА.
Работа с кейсами: обсуждение и решение проблемных педагогических ситуаций.
Дебаты: выделение эффективных стратегий и выработка общих подходов к командной подготовке учащихся.
Подведение итогов: принятие решений по оптимизации взаимодействия педагогического коллектива.
Рефлексия и обратная связь участников.
Ход заседания
1. Вступительное слово председателя педагогического совета
Речь
председателя:
> Уважаемые коллеги, в этом году перед нами снова стоит сложная, но очень
важная задача: обеспечить успешную сдачу Государственной Итоговой Аттестации
нашими учащимися. Мы уже не раз убеждались, что успех учеников — это результат
слаженной работы всего педагогического коллектива, а не только отдельных
предметников. Сегодняшний педагогический совет посвящён анализу проблемных
педагогических ситуаций, возникающих при подготовке к ГИА, и выработке решений
для их преодоления. Наша цель — укрепить взаимодействие внутри коллектива и
повысить его эффективность.
2. Выступление ведущего:
Тема: "Значимость
командной работы педагогического коллектива в успешной подготовке к ГИА".
Основные тезисы выступления:
Подготовка к ГИА — это не только предметное обучение, но и формирование у учащихся умения управлять своими ресурсами: эмоциональными, временными и познавательными.
Эффективная коммуникация между педагогами — база для обмена опытом, согласования требований к ученикам и взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (родители, психологи, администрация).
Игнорирование командного подхода может привести к дублированию усилий или конфликту методов подготовки. Следовательно, важно не только понимать личную роль каждого, но и работать над интеграцией усилий всех педагогов.
Пример акцентов для беседы:
Синхронизация работы предметников: единые требования и единая стратегия.
Роль классных руководителей в командной работе.
Подключение психолога для эмоциональной поддержки как учителей, так и учеников.
В заключение ведущий подводит к тому, что дальше коллектив будет работать в интерактивном формате.
3. Работа с кейсами: обсуждение и решение проблемных ситуаций
Участники разбиваются на группы (по 4–5 человек) и получают кейсы для анализа. Задача групп — в течение 15 минут предложить свои решения, обосновать их эффективность и представить идеи всему коллективу.
Примеры
кейсов:
Кейс 1: "Несогласованность требований со стороны учителей
предметников."
Ситуация: Учителя русского языка и математики предъявляют к ученикам
разные требования по времени выполнения домашних заданий, объему работы и
акцентам в подготовке. В результате ученики перегружаются и начинают
отказываться от выполнения заданий вовсе.
Обсуждаемые вопросы: Как согласовать работу педагогов? Какие инструменты
помогут определить оптимальный объем нагрузки?
Кейс
2: "Снижение мотивации учеников в процессе подготовки."
Ситуация: Учителя замечают, что по мере приближения экзаменов ученики
начинают терять интерес к занятиям, избегают дополнительных консультаций и
меньше вовлекаются в подготовительные модули.
Обсуждаемые вопросы: Какие меры предотвратят эмоциональное выгорание
учеников? Как выстроить поощрительную систему в коллективе?
Кейс
3: "Трудности работы с родителями."
Ситуация: Родители тревожатся из-за предстоящих экзаменов, перегружают
детей морально и требуют от педагогов большего внимания только к своим детям.
Возникают конфликты с педагогами и даже между родителями.
Обсуждаемые вопросы: Как вовлечь родителей в процесс подготовки в качестве
партнёров? Какие формы коммуникации с родителями стоит усилить?
Кейс
4: "Отсутствие чёткого алгоритма действий для учеников."
Ситуация: Не все учащиеся понимают, как правильно готовиться к экзаменам:
в какой последовательности выполнять задания, как распределять время и какие
материалы использовать.
Обсуждаемые вопросы: Как создать ясный и удобный алгоритм действий для
учащихся? Как объяснять его детям и их родителям?
Каждая группа представляет свои результаты работе (по 3–5 минут на доклад). Остальные участники задают уточняющие вопросы, при необходимости дополняют предложенные решения.
4. Дебаты:
После работы с кейсами педагоги участвуют в дебатах, обсуждая основные противоречия и стратегические вопросы. Формат дебатов позволяет обсудить разные точки зрения.
Тема дебатов:
Какие формы организации командной работы наиболее эффективны?
Как минимизировать влияние личных конфликтов и профессиональных разногласий на общую работу коллектива?
Где пройти границу между индивидуальным стилем педагога и общей стратегией школы?
Результаты
обсуждения:
После дебатов педагоги приходят к консенсусу по ключевым вопросам, который
фиксируется и выносится в окончательное решение совета.
5. Подведение итогов педагогического совета:
Принятые решения:
Создать рабочую группу для координации взаимодействия педагогов и контроля за реализацией единой стратегии подготовки к ГИА.
Разработать и утвердить единый план подготовки к экзаменам, с указанием форм и сроков взаимодействия всех педагогов.
Организовать ежемесячные встречи педагогического коллектива для обсуждения промежуточных результатов работы.
Внедрить систему регулярных консультаций для учеников и их родителей, назначить ответственных педагогов.
Подключить школьного психолога для поддержки как педагогов, так и учеников в период подготовки.
6. Рефлексия и обратная связь участников:
В конце совета участникам предлагают ответить на следующие вопросы:
Насколько полезным оказался формат сегодняшнего педагогического совета?
Какие полученные знания и решения помогут в вашей практической работе?
Что бы вы улучшили в организации подобных мероприятий?
Заключительное
слово председателя:
> Уважаемые коллеги, спасибо за активную работу на сегодняшнем заседании. Мы
наметили конкретные шаги, которые помогут нам стать сплочённым коллективом для
достижения общей цели. Успех наших учеников зависит от нас, и я уверен, что
вместе мы справимся.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.