Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Литература" для профессии "Проводник на железнодорожном транспорте".Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения рубежного контроля в форме контрольной работы, текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта, а также темы для сочинений.
ФОС по дисциплине Литература.docx
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
Литература
I
Общие положения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины
литература
ФОС включает контрольные материалы для проведения рубежного контроля в
форме контрольной работы, текущего контроля и промежуточной аттестации в форме
зачёта
ФОС разработан на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки
профессии СПО «Проводник на ж/д транспорте»;
программы учебной дисциплины Литература
1. Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения
обучающегося.
2. Конечные результаты являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной
дисциплине.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.
II
Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке
Код
По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1
Показатели оценки
Результат
воспроизводить содержание
литературного произведения;
выделяет основные элементы содержания
произведения
пересказывает содержание произведения
развивает словарный запас
У.2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, изобразительновыразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.2.1
отслеживает основные сведения из теории
литературы
использует их при анализе произведения
анализировать и
интерпретировать
художественное
произведение, используя
сведения по истории и теории
литературы (тематика,
проблематика, нравственный
пафос, система образов,
особенности композиции,
изобразительно
выразительные средства
языка, художественная
деталь)
анализировать эпизод (сцену)
изученного
произведения,
объяснять его связь с
У.2.2
выбирает основные аспекты содержания
произведения
соотносит рассматриваемые эпизоды содержания
1 проблематикой произведения;
произведения и историческую ситуацию
У.3.2
соотносить художественную
литературу с общественной
жизнью и культурой;
У.3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
соотносит факты события из жизни общества и
У.3.1
содержание произведения
анализирует ситуацию , происходящую в жизни
общества
делает выводы о связи литературного
произведения с ситуацией общественной жизни
наблюдает за событиями происходящими в
произведении и делает выводы о связи истории и
литературного произведения
вспоминает даты исторического события и
соотносит произведение с исторической
ситуацией
выделяет элементы актуальности произведения и
жизни общества
конкретно
раскрывать
историческое
и
общечеловеческое содержание
изученных
литературных
произведений;
выявлять «сквозные» темы и
ключевые проблемы русской
литературы;
соотносить произведение с
литературным направлением
эпохи;
выявлять авторскую позицию; Находит необходимые аспекты в произведении
анализирует творчество автора и соотносит его к
литературному направлению эпохи
У.3.3
Делает выводы из полученной информации
Различает виды чтения
Использует в своей деятельности основные виды
чтения и нормы литературного произношения
анализирует содержание произведения, выявляет
своё отношение к происходящим событиям
анализирует содержание произведения, выявляет
своё отношение к происходящим событиям
грамотно передает свои мысли на письме
2
У.3.4
У.3.5
У.4
У.5.
У.6
выразительно
читать
изученные произведения (или
соблюдая
их фрагменты),
нормы
литературного
произношения;
аргументировано
свое
формулировать
отношение к прочитанному
произведению;
писать
на
прочитанные произведения и
сочинения разных жанров на
литературные темы;
рецензии У.7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки
иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных
отношений.
У.7.1
использует знания в своей деятельности:
написание сочинений, сообщений, рефератов,
рецензий, отзывов
демонстрирует свои навыки создания связного
текста
использовать приобретенные
знания и умения в
практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста
(устного и письменного) на
необходимую тему с учетом
норм русского литературного
языка;
участия в диалоге или
дискуссии;
и
самостоятельного знакомства
с явлениями художественной
культуры и оценки их
эстетической значимости;
определения своего круга
чтения
оценки
литературных произведений;
определения своего круга
по
чтения
русской
литературе,
понимания и
оценки иноязычной русской
литературы,
формирования
культуры межнациональных
отношений.
У.7.2
У.7.3
У.7.4
У.7.5
применяет в речи изученные термины, примеры,
выделяет основные аспекты содержания
доказывает правоту своего видения произведения
умеет самостоятельно изучать произведение,
выделять необходимые факты содержания
произведения
развивает умение анализировать произведение
расширяет свой кругозор
анализирует произведения авторов иноязычной
литературы,
оценивает свое отношение к произведениям
авторов другой национальности
образную природу словесного
искусства
По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
выделяет элементы красоты словесного
З.1
искусства
использует в своей деятельности определенные
элементы литературного языка
передает основные аспекты, тему, содержание
произведения,
вспоминает и перечисляет основные элементы
жизни и творчества писателей
содержание
литературных произведений;
основные факты жизни и
творчества
писателей
классиков XIX–XX вв.;
изученных
З.2
З.3
З.4. основные закономерности историколитературного процесса и черты
3 литературных направлений; основные теоретиколитературные понятия.
З.4.1
закономерности
наблюдает и анализирует основные этапы
исторических событий в произведениях
писателей
понимает основные определения.
основные
историколитературного
процесса
литературных направлений
основные теоретико
литературные понятия.
и
черты
З,4.2
III
Оценочные материалы для проведения аттестации по учебной дисциплине
«Литература»
Темы для сочинений
По творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
1. Тема любви в поэзии А.С. Пушкина.
2. Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
3. Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.
4. Мое восприятие лирики М.Ю. Лермонтова.
По творчеству А.Н.Островского
1. В чём заключается своеобразие конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»?
2. Был ли иной путь у Катерины? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
3. Что олицетворяет собой Кабаниха? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
По творчеству И.С. Тургенева
1. Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий.
3. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
По творчеству Н.А. Некрасова
1. Проблемы жанра поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Пейзаж и его роль в поэзии Н.А. Некрасова.
3. Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова.
По творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого
1. Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»?
2. В чём заключается смысл названия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
4 3. Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
По творчеству А.П. Чехова
1. В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?
2. Проблемы создания характеров в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
3. Комическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
По творчеству А.И. Куприна и М. Горького.
1. Тема любви в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне».
3. Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
По творчеству А. Блока и С. Есенина
1. Тема любви в лирике А. Блока.
2. Образ Христа и загадка финала поэмы А.Блока «Двенадцать».
3. Тема Родины в поэзии С. Есенина.
4. Лирический герой С. Есенина.
По творчеству М.И. Цветаевой и М. А. Булгакова
1. Любовь и Россия в творчестве М.Цветаевой.
2. Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Тема революции и гражданской войны в творчестве М. Булгакова.
По творчеству А.А. Ахматовой Образ «родной земли» в лирике А.А. Ахматовой.
1. Особенности воплощения любовной темы в поэзии А.А. Ахматовой.
2. Тема Родины в поэзии А.А. Ахматовой.
3. Трагедия войны в лирике А.А. Ахматовой.
Оцен
ка
«5»
«4»
Критерии для оценивания
Содержание и речь
Грамотность
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 12
речевых недочета.
1.Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности
5
Допускаются:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибки
Допускаются: 2
орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или «2»
в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 34 речевых недочетов.
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности
изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов.
Работа не соответствует теме. Допущено много
фактических неточностей. Нарушена последовательность
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между
ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь,
работа написана короткими однотипными предложениями
со слабо выраженной связью между ними, часты случат
неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое
единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и
до 7 речевых недочетов
4 пунктуационные ошибки
при отсутствии
орфографических ошибок, а
также 2 грамматические
ошибки
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических ошибок
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
Контрольная работа по темам 1 семестра (1 курс)
Вариант 1
Часть 1
А1.Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности
Петра
I
А) «Пророк»
Б) «Медный всадник»
В) «Свободы сеятель пустынный»
Г) «Бахчисарайский фонтан»
А2. Укажите автора следующих строк:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А) М.Ю. Лермонтов
Б) А.С.Пушкин
6 В) Н.В.Гоголь
Г) Н.А.Некрасов
А3. Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
А) А. Керн
Б) Е.Сушкова
В) Е.Денисьева
Г) А.Панаева
А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что
хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?
А) Катерине
Б) Кулигину
В) Тихону
Г) Кабанихе
А5. Реализм – это
А) изображение типических характеров в типических обстоятельств
Б) правдивое изображение действительности
В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое
предназначении человека
Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX
вв.
А6. Назовите своеобразного «двойника» И. Обломова в романе «Обломов»:
А) Штольц В) Волков
Б) Тарантьев Г) Захар
А7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»
А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша
В1 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и
воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?
Часть 2.
В2. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?
В3.Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» характеризует «темное
царство»?
Развернутый ответ на вопрос
Часть 3
Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против
кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход?(По драме
А.Н.Островского «Гроза»).
7 Вариант 2
Часть 1
А1. .Кому принадлежат слова:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
А) А.С.Пушкину
Б) А.А.Блоку
В) М.Ю. Лермонтову
Г) А.А.Фету
А2. Афоризм – это
А) выразительная ироническая характеристика
Б) художественное обоснование поступков персонажей
В) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую
мудрость или нравоучение
Г) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся для создания исторического
колорита
А3 .Назовите жанр стихотворения А.С.Пушкина «Вольность».
А) ода б) элегия в) послание г) эпиграмма
А4. Ярким представителем «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите
лишнее):
А) Тихон б) Дикой в) Кабаниха г) Кулигин
А5. Идея художественного произведения – это
А) авторское понимание темы
Б) главная мысль произведения
В) основная проблема произведения
Г) последовательность событий, описываемых в произведении
А6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
А)семейнобытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма
А7. Роман – это:
А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который
стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с
окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах
объясняется какаялибо сложная философская, социальная или этическая проблема.
В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного
небольшого совершенного события и его авторская оценка.
8 В1. Назовите лироэпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом
и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.
Часть 2.
В2. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в
темном царстве»? Кто это?
В 3. Назовите автора фрагмента стихотворения:
«Погиб Поэт! – невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести.
Поникнув гордой головой!..»
Часть 3
Развернутый ответ на вопрос
Почему гроза в одноименной пьесе А.Н. Островского играет такую важную роль? Что
скрывается за ее образом?
Эталон ответов контрольной работы по темам I семестра (1 курс) :
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Вариант 1.
В1
В2
В3
Вариант 2.
В1
В2
В3
А
Б
В
Г
Б
А
Б
В
В
А
Г
Б
Б
А
ода
антитеза
Дикой, Кабаниха
баллада
Катерина
Лермонтов
Итоговая контрольная работа по литературе для 1 курса
Вариант 1
9 При выполнении заданий части 1 укажите номер выполненного вами задания и букву
выбранного вами ответа (например, 1) А ).
Часть 1
1)
2)
3)
4)
5)
Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной,
прозрачной душой»?
А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов
Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?
А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист
Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?
А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн
Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А помоему:
делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?
А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара
Из какого стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
А) «Элегия» Б) «Поэт и гражданин» В) «Муза» Г) «Блажен незлобивый поэт»
6) Кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствует
портрет: «У неё такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим
нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у
ней даже очень хорошая»?
А) Дуне Б) Алёне Ивановне В) Соне Г) Лизавете
7) Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
А) Показать в истинном и ярком свете происходящее Б) Это необходимо для развития
характера Пьера В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации Г) Это
оригинальный сюжетный ход
8) Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы Чехова
«Вишнёвый сад»?
А) Гаев Б) Фирс В) Старцев Г) Яша
Часть 2
1)
2)
3)
4)
При выполнении этих заданий запишите ваш ответ рядом с номером задания.
Напишите название теории середины XIX века, представители которой утверждали
независимость художественного творчества от общества.
Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:
Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся…
1) В чём противоречие теории Раскольникова?
Часть 3
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
2 вариант
10 1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
1)
2)
3)
4)
При выполнении заданий части 1 укажите номер выполненного вами задания и букву
выбранного вами ответа (например, 1) А ).
Кто из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» не принадлежит к
Часть 1
«тёмному царству»?
А) Борис Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Дикой
Что такое «обломовщина»?
А) Практицизм в отношении к жизни Б) Апатия и инертность В) Стяжательство и
накопительство Г) Бессмысленное прожектёрство
Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети»,
выявляет род его деятельности?
А) Высокий рост Б) Крупные выпуклости просторного черепа В) Обнажённая красная
рука Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум
Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?
А) Природа и человек Б) Назначение поэта и поэзии В) Любовь Г) Революционное
преобразование действительности
Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»
А) Савелию Б) Грише Добросклонову В) Якиму Нагому Г) Ермиле Гирину
Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»?
А) Образ блудницы Б) Образ воскресения Лазаря В) Образ Голгофы Г) Образ креста
Что, по мнению Толстого, решило исход Бородинского сражения?
А) Продуманный план военных действий Б) Талант военачальников В) Дух армии Г)
Численное превосходство войск
К кому (или к чему) обращается Гаев со словами «Дорогой,
многоуважаемый…»?
А) К саду Б) К Фирсу В) К Лопахину Г) К шкафу
Часть 2
При выполнении этих заданий запишите ваш ответ рядом с номером задания.
Кого из персонажей поэмы Н. А. Некрасова называли «губернаторшей»?
Кто из русских писателей первым написал романэпопею?
Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё
обман».
Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
1) Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?
Часть 3
Эталон ответов итоговой контрольной работы (1 курс) :
Вариант 1
Часть 1
1) Г
2) В
3) Б
11 4) Г
5) Б
6) Г
7) А
8) В
Часть 2
1) Теория чистого искусства
2) Катерина из пьесы А. Островского «Гроза»
3) Смирение
4) Олицетворение
Вариант 2
1) А
2) Б
3) В
4) Г
5) Б
6) Б
7) В
8) Г
Часть 2
1) Матрёна Тимофеевна
2) Л. Н. Толстой
4) Небо Аустерлица
5) Наполеон
Контрольная работа по темам 1 семестра (2 курс)
12 1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.
Элегия – эпопея – эпитафия
Вариант 1
2. Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или
опишите его.
Сырое утро ежилось и дрыхло.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
3. Приверженцем какого литературного направления являлся А.А. Блок?
1) акмеизм 2) символизм 3) футуризм
4.Кому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия?
1) А. Блоку
2) А. Куприну
3) А. Чехову
4) И. Бунину
5.Назовите настоящую фамилию А.А Ахматовой.
6.О ком пишет А.Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми
глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно
быть, было около тридцати, тридцати пяти?
1) Желткове
2) Густаве Ивановиче 3) Князе Василии Львовиче
7. Основные проблемы творчества И.А. Бунина (исключите лишнее):
1) любовь 2) смерть 3) память о России 4) революция
8. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит
гордо!»?
1) Сатину
2) Луке 3) Автору
9.Какой рассказ А.И. Куприна опирается на библейский сюжет и представляет собой
художественную стилизацию «Песни Песней»?
1) «Суламифь» 2) «Олеся» 3) «Гранатовый браслет»
10. Какому из поэтов посвящены эти строки:
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
…! – и сердце свое в придачу. (М. Цветаева)
1) А.А. Блоку 2) А.С. Пушкину 3) А.А. Ахматовой
11. Дайте развернутый ответ
Как раскрывается тема любви в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?
13 1. Найти в цепочке третье лишнее. Объяснить выбор.
Метафора – анафора синекдоха
Вариант 2
2.Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или
опишите его.
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня…
3. В чем заключается идея рассказа А. Куприна «Олеся»? С каким циклом рассказов
русского писателя 19 века он связан?
4.Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как
переводчик зарубежной классики?
1) М. Горький
2) И. Бунин
4) Л. Андреев
3) А. Куприн
5.К какому поэтическому направлению начала двадцатого века относится творчество
А. Ахматовой?
1) футуризм
2) символизм
3) акмеизм
4) модернизм
6. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?
1. Бубнов
3. Клещ
7. Основоположником, какого направления в литературе явился А.М. Горький?
1) романтизм 2)критический реализм 3) социалистический реализм
2. Сатин
4. Лука
8. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.
9. Какому поэту XX века посвящены стихи?
Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота…
Летите,
Ни тебе аванса,
Трезвость.
в звёзды врезываясь.
ни пивной.
В. Маяковский.
10. Чей это портрет? (Назвать произведение, автора, имя героя)
Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим
изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И
при этом ещё огненнорыжий.
11. Дайте развернутый ответ
Что лучше истина или сострадание? (по пьесе М. Горького «На дне»)
14 Эталон ответов контрольной работы по темам 1 семестра (2 курс)
1 вариант
1. Эпопея. Эпический жанр, все остальные лирические жанры.
2. Разновидности метафоры: в первом – олицетворение; во втором – олицетворение и
метафорические эпитеты.
3. 2.
4. 4.
5. Анна Андреевна Горенко.
6. 1.
7. 4.
8. 1.
9. 1. «Суламифь»
10. 2. А. Ахматовой.
2 вариант.
1. Анафора – стилистическая фигура, остальные явления тропы.
2. Разновидности метафоры. В первом названо только средство сравнения, а объект
опущен, во втором – метафора (каплю жалости).
3. А. Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности
человек способен достичь чистоты и благородства. С циклом рассказов И. Тургенева
«Записки охотника».
4. 2.
5. 3.
6. 2.
7. 3.
8. Игорь Васильевич Лотарёв.
9. С. Есенину.
10. Азазелло. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
При выставлении оценок за контрольную работу по литературе пользоваться
известной шкалой для оценивания тестирования.
Выполнено
0 – 50% оценка «2»
51% – 70% оценка «3»
71% – 90% оценка «4»
91% – 100% оценка «5»
15 Вопросы для дифференцированного зачета по литературе
Дифференцированный зачет проводится по карточкам в устной форме. Карточка
содержит 2 вопроса, один из которых жизненный и творческий путь писателя или поэта,
другой – знание содержания того или иного художественного произведения, умение
анализировать его.
1. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Поэма «Медный всадник».
2. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэма «Демон».
3. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Портрет».
4. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза».
5. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
6. А.А. Фет. Жизнь и творчество.
7. А.К. Толстой. Жизнь и творчество.
8. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов».
9. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
10. Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество.
11. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».
12. М.Е. СалтыковЩедрин. Жизнь и творчество. «История одного города».
13. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?».
14. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
15. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман «Война и мир».
16. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Комедия «Вишневый сад».
17. Русская литература 19 века.
18. В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество.
19. К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество.
20. А.Белый. Жизнь и творчество.
21. Н.С.Гумилев. Жизнь и творчество.
22. И.Северянин. Жизнь и творчество.
23. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество.
24. А.А.Блок. Жизнь и творчество. Поэма «Двенадцать».
25. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.
26. С.А.Есенин. Жизнь и творчество.
27. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.
28. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.
29. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой.
30. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество.
31. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита».
32. А.П.Платонов. Жизнь и творчество.
33. М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон».
34. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество.
35. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.
36. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
16 37. В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матерой».
38. В.Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников».
39. Городская и деревенская проза 60х годов.
40.Возвращенная литература.
41. Литературный процесс 5080 годов.
42.Серебряный век русской поэзии.
Критерии оценивания устного ответа
Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл
Степень выполнения обучающимися
общих требований к ответу
«5»
«4»
«3»
1) обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки
«5», но допускает 1 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,
но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого ответа.
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые
являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
17
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
ФОС по дисциплине "Литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.