ФОСы по литературе. 9 кл.

  • docx
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЛ 9 фос.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ГРОЗНОГО

 

 

 

 

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО   «ГЦ»

Руководитель МО  «ГЦ»

Зам. директора по УВР

 И. о директора МБОУ«СОШ№6»

 г. Грозного

_______М.А.Баскаева

________П. М. Цакаева

  ________________З.А.Баталова

Протокол № 1 от «__»__ 2020 г.

«___»_________  2020 г.

«_____»_______________  2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

литераткре

9 класс

2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Мадаева Хадишат Кюраевна,

                   учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

2020-2021уч.год

 

 

Паспорт контрольно-измерительных материалов по литературе в 9 классе.

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

 

План.

Факт.

1

15.09.

 

Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

1

2

09.10

 

Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

1

3

13.11

 

Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

 

 

4

29.11

 

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века

1

5

15.12

 

Сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

6

31.01

 

Р.р. Сочинение) по роману «Герой нашего времени».

1

7

14.02

 

Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя».

1

8

29.03

 

Р.р. Эссе «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». 

1

9

10.04

 

Итоговое тестирование  за курс 9 класса               

 

10

23.04

 

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века (тестирование)

1

1.Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

          ЦЕЛЬ: отработать навык написания сочинения-рассуждения на примере произведения древнерусской литературы

 

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Выбор темы сочинения:

-  « Фольклорные традиции в «Слове о полку Игореве»

- Образ русской земли В «Слове о полку Игореве»

2. Составление плана сочинения на тему «Образ русской земли В «Слове…»

     1) «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:

А) история создания произведения, цель написания;

Б) летописная основа «Слова…»

     2) Образ Руси на страницах «Слова о полку Игореве»:

А) роль природных явлений в произведении;

Б) использование олицетворений в тексте;

В) образы русских князей;

Г) фольклорные мотивы в произведении;

Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»

Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции

Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения.

     3) Основная идея «Слова…» - призыв к единению русских князей.

3. Написание черновика сочинения и его редактирование

     ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный           КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5          

 

 2.   Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

                      В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что прошло уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт прошлых времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила. В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».    В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе. Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения прошлых веков, многие из которых помогают людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.    Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веко – https://otvet.ws/questions/6604788-sochinenie-chem-sovremenna-literatura-xviii-veka-na-primere.html

 

3.     Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по драматическому произведению.

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Слово учителя об объеме и содержании темы; (см. МР. С.Б.Шадриной, с. 96)
  3. Практическая часть занятия:

 А)определить объем  тем сочинений

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на  предложенные темы:

- Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

- Молчалин и Скалозуб

- Фамусовское общество в комедии «Горе от  ума»

- Жизненные принципы Чацкого и Молчалина

       5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный           КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5                                   

 

   4.    Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Практическая часть занятия: ответить на вопросы
  3. ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час
  4. Уровень сложности – сложный

          КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5                                   

            1. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Основные направления:

2. Основоположник русского романтизма –

3. Что такое «баллада»?

4. Сюжет баллады Жуковского «Светлана»:

5. Назовите элементы фантастики в балладе «Светлана»

6. Какое стихотворение принесло известность Жуковскому?

7. В качестве кого и в какой период находился Жуковский при дворе Николая I

8. Как погиб А.С.Грибоедов?

9. Замысел комедии Грибоедова «Горе от ума» 

10. Назовите главных героев комедии «Горе от ума»

11. Год выхода в свет комедии Грибоедова

12. Какие два лагеря противопоставлены в комедии друг другу?

13. Критическую статью «Мильон терзаний» написал

14. Назовите ранние комедии Грибоедова

15. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

16. Какие произведения пишет Пушкин в Болдинскую осень?

17. С какого стихотворения началась романтическая южная ссылка Пушкина?

18. Какие темы звучат в лирике Пушкина? Приведите примеры.

19. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

20. Кого называли вундеркиндом и почему?

 

 5.   Подготовка к дом. сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по стихотворному произведению и правильного цитирования

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;
  3. Практическая часть занятия:

 А)определить объем  тем сочинений

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на  предложенные темы:

- Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта

- Татьяна и Ольга Ларины

- «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

- тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

       5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный           КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5                                   

 

 5.Сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения на заданную тему по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;
  3. Практическая часть занятия:

 А)определить объем  тем сочинений                                                                                                               Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на  предложенные темы:

- Печорин – «герой своего времени»

- Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин и Грушницкий

- особенности  композиции романа «Герой нашего времени»

5. составление плана сочинения на тему «Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

     1) Роль женских образов романа в раскрытии образа главного героя – Печорина.

     2) характеристика женских образов:

- дикарка Бэла;

- ундина;

- княжна Мери;

- Вера.

     3) Вывод: смысловая функция лермонтовских героинь

6. Написание черновика сочинения и его редактирование

       7. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный           КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5                                   

    

6.Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

 

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову;

Учить определять объем и содержание темы.

 

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;
  3. Практическая часть занятия:

 А)определить объем следующих тем:

- Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

- Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

4. Составление плана сочинения на тему: «Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1) Последовательность расположения помещиков в поэме

2) Характеристика помещиков в целом

3) Подробная характеристика одного из помещиков по следующим критериям:

- описание усадьбы, в которой живет помещик;

- характеристика господского дома;

- портрет героя;          

- описание вещей, характеризующих помещика;

- речевая характеристика героя;

- ритуал обеда (для людей без души главное – насыщение желудка)

- описание кабинета помещика;

- договор о купле – продаже « мёртвых душ».

4) Выявление авторской позиции: что показывает Н.В. Гоголь, изображая помещиков?

5. Написание черновика сочинения.

6. Редактирование черновика сочинения.

7. Проверка итогового варианта сочинения.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5                                    

 

7.Подготовка к сочинению «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века».  (На примере произведений  А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского,  Л. Н. Толстого и  А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)

ЦЕЛИ:  Проверить умение владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть навыками литературоведческого анализа.

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Организационный момент

2.  сообщение темы и целей урока

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный)

Уровень сложности – сложный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

              Критерии оценивания контрольной работы (письменного ответа на проблемный вопрос)

  1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

баллы

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне.

0

  1. Наличие примеров-аргументов

 

Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

или

привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав роль в тексте одного из них,

или

привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.

 

2

Обучаемый привел 1 пример– аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Обучаемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

 привел примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

  1. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность письменного ответа

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, последовательностью изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка.

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

 

1

В работе просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

  1. Композиционная стройность работы

 

Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0

 

«5» - 8-9 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3»- 5-4 баллов

«2» - < 4 баллов

                    

 

 8. Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века (тестирование)

 ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по  произведениям второй половины XIX и XX века

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;
  2. Выполнить тестовые задания: 4 задания с выбором ответа, 1 задание с развернутым ответом. Максимальный балл - 9
  3. ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час
  4. Уровень сложности – базовый

          КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5    

1. Соотнесите произведение и жанр:

1) Н.В. Гоголь «Мертвые души»;                          А) комедия;

2) А.Н. Островский «Бедность не порок»;                       Б) новелла;

3) А.П. Чехов «Тоска»;                                            В) поэма;

4) И.А. Бунин «Темные аллеи».                             Г) рассказ.

2. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин ) последовательности?

А) Герои располагаются по степени деградации и вины каждого в своем омертвлении.

Б) Герои располагаются по принципу «оживления».

В) Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.

Г) Посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме.

3. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?

А) Изобразить жизнь столичного чиновничества.

Б) Показать бездуховность бюрократических законов.

В) Опровергнуть суждение о безнаказанности властей.

Г) Приостановить развитие сюжета.

4. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1) «Смерть чиновника»                              А) приспособленчество, угодничество

2) «Тоска»                                         Б) добровольное самоуничижение

3) «Хамелеон»                                  В) отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей

 

5. Дайте развернутый ответ на один из вопросов.

А) Что такое «шариковщина» как социальное явление? В чем ее опасность и причина живучести?

Б) Какую роль в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» играет эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?

В) Какие размышления вызвал у вас рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. ИТОГОВОЕ  ТЕСТИРОВАНИЕ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ              

         ЦЕЛИ:   Выявление уровня литературного развития учащихся в конце учебного года , умения решать тестовые задания

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Контрольно-измерительные материалы (печатная форма) предназначены для проведения итогового тестирования по литературе в 9 классе

Представлен 1 вариант теста, включающий 40 заданий с выбором ответа . Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом.

 Максимальное  количество баллов – 40.

2. Таблица пересчета баллов :

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 55 – 77 %;

«2»- менее 54 %.

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ – базовый

   

ТЕСТ

  1. классицизм – это:

а) жанр художественного произведения     Б) литературное направление 

В) род литературы                                         Г) творческий метод

2. В русской литературе представителями классицизма были:

А) Н.М.Карамзин     Б) К.Н.Батюшков    В) Д.И.Фонвизин     Д) М.В.Ломоносов

3.  Заслугой М.В.Ломоносова перед русской литературой было:

А) реформа стихосложения    Б) реформа языка    В) открытие признаков романтизма

Г) создание поэтических произведений   Д) создание силлабо-тонической системы стихосложения

4. К жанрам классических произведений относятся :

А) элегия   Б) баллада   В) ода   Г) сатира    Д) лирическое стихотворение  Е) послание

5. Определите жанр произведения «Недоросль»:

А) драма  Б) трагедия     В) комедия     Г) сатира

6. Какие произведения принадлежат перу Д.И.Фонвизина?

А) «Бригадир»   Б) «Придворная грамматика»    В) «Невский проспект»   Г) «Недоросль»    

Д) «Бедные люди»          Е) «Корион»      Ж) «Гробовщик»

7. Как можно объяснить смысл названия произведения «Недоросль»?

А) ленивый, ограниченный, невежественный человек      Б) главный герой произведения

В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

8. Д.И.Фонвизин часто использует каламбур.  Это:

А) фразеологизм  Б) поговорка  В) иносказание  Г) использование сходно звучащих слов с разными значениями.

9. Эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - это

а) характеристика главного героя книги                   б) символическое обозначение России

в) символическое обозначение крепостничества      г) связь с мифологией

10. Эпиграф к книге А. Н. Радищева взят из произве­дения

а) Г. Р. Державина      б) Н. М. Карамзина   в)Ломоносова  

г) А. П. Сумарокова    д) В. К. Тредиаковского

11. Соотнесите художествениые средства и главы «Пу­тешествия» , в которых они использоваиы.

а) аллегория                                                                                         1) «Пешки».

б) бытописание                                                                                   2) «Спасская Полесть»

в) авторская характеристика                                                           3) .ЗаЙцово.

г) реалистическое отображение действительности                      4) .Любани.

12. Каков основной принцип построения аллегори­ческого сна в главе «Спасская Полесть»

а) антитеза    б) утопия - антиутопия        в) сарказм     г) подтекст  д) символика                               

13 Черты каких литературных направлений сочета­ются в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Пе­тербурга в Москву» ?

а) сентиментализм      б) классицизм    в) просветительский реализм    г) романтизм

д) критический реализм        е) символизм

14. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»?

 а) Кюхельбекер   б) Волконский      в) Муравьев        г) Одоевский

15. Соотнесите названия стихотворений А. с. Пушки­на и адресатов его лирики.

а) «Я помню чудное мгновенье .. »                                    1)  Е. Воронцова

б) «Мадонна»                                                                   2) Н. Гончарова

в) «Признание» (.Я Вас любил ..)                                3) А. Керн

г) «Сожженное письмо                                                  4) А. Осипова

д) «Погасло дневное светило ... »                                 5) М. Раевская

16. В каких стихотворениях А. С. Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких - роман­тическим?

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»; «Погас­ло дневное светило»; «Зимнее утро»; «Вновь я посе­тил»; «"Узник».

17. Назовите главный принцип, положенный в ос­нову построения композиций стихотворений «Дерев­ня», «Анчар».

а) последовательность изложенных событий            б) антитеза

в) кольцевая композиция                                             г) зеркальная композиция

18. Кому из деятелей литературы принадлежат сле­дующие характеристики.

а) « ... Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль

«Сатиры смелый властелин ...• б) «Друг свободы»

в) « ... воскресил Корнеля гений величавый» г) «Гений ... », «властитель наших дум»

19. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»

а) лирический                                  б) эпический

в) лиро-эпический                           г) драматический

 

20. Какой принцип положен А. С. Пушкиным в по­строение композиции «Евгения Онегина»?

а) кольцевая композиция   б) монтаж   в) зеркальность   г) повтор     д) антитеза

21. Назовите отчество Татьяны Лариной.

а) Ивановна    б) Дмитриевна     в) Владимировна    г) Николаевна

22. Какие темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А. С. Пуш­кина?

а) мотив одиночества б) тема Родины в) историческая тема г) мотив изгнанничества д) тема поэта и поэзии

е) мотив обманчивости красоты

23. Стихотворение «.На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй - гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каж­дой части?

а) элегия      б). эпитафия        в) эпиграмма        г) памфлет

24. Какое стихотворение принесло известность М. Ю. Лермонтову?

а) «Парус»      б) «Дума»        в) «Бородино»          д) «Смерть поэта»

25. Какие средства художественной выразительности использованы М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Поэт»?

а) гипербола б) аллегория в) антитеза г) символ

Д) развернутое сравнение

26. Назовите черты романтической поэтики, проявив­шиеся в стихотворениях «Парус» и «Ангел».

а) мотив одиночества

б) достоверность описания природы

в) символика в основе поэтического образа г) жанр - элегия

д) настроение неудовлетворенности, мятежности

27. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу .». Какой художествен­ный прием использовал автор?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит .••

а) сравнение         б) гиперболу         в) метонимию        г) метафору

28. Соотнесите название стихотворения и его жанр.

а) .Перчатка»                   1) элегия

б) .Родина»                       2) баллада

в) .Наполеон»                  3) послание

г) .Бородино»                   4) дума

д) .Н. Ф. Ивановой»        5) сюжетное стихотворение

29. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М. Ю. Лермонтовым в 1830-1832 гг.?

а) В. Лопухиной   б) Е. Сушковой      в) Н. Ивановой        г) А. Столыпиной

30. Расположите главы романа в хронологическом порядке.

а) .Фаталист», .Бэла», .Максим Максимович», преди­словие к журналу Печорина, .Княжна Мэри», .Тамань»

б) .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .Фаталист», .Княжна Мэри», .Бэла»

в) .Тамань», .Княжна Мэри», .Бэла», .Фаталист», .Максим Максимович», предисловие к журналу Пе­чорина

г) .Бэла», .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .княжна Мэри», .Фата­лист»

31. Почему описание внешности, портрет Печорина даны проезжим офицером, а не Максимом Макси­мычем? он

а) не наблюдателен

б) не способен к обобщениям

в) не мог быть объективен в описании внешности Пе­чорина

г) слишком прост, не может понять Печорина, так как тот - человек другого круга

32. Почему роман заканчивается повестью «Фата­лист» ?

а) она наиболее напряженная по содержанию

б) в ней меньше всего раскрывается характер главно­го героя

в) композиционный прием, выражающий веру автора в человека

г) в повести поставлены такие философские пробле­мы, как жизнь, смерть, судьба

33. Чей это портрет: «наружность отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза…»?

А) Грушницкого    Б) Вулича     В) Верненра        Г) драгунского капитана

34. Кому из героев романа «исповедуется» Печорин?

А) Максиму Максимычу    Б) Вернеру      В) княжне Мери    Г) Грушницкому   Д) Вере

35.

35. Среди художественных средств, используемых Н. В. Гоголем для индивидуализации характеров repoeв, выделяются детали-.лейтмотивы ••• Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

а) мешочки, коробочки                                    1) Манилов

б) сахар                                                                2) Коробочка

в) куча, прореха                                                 3) Ноздрев

г) здоровье                                                          4) Плюшкин

36. Н. В. Гоголь также использует зоологизацию пер­сонажей. Соотнесите животное и помещика, которо­го оно характеризует.

  а) медведь         1) Манилов

  б) кот                  2) Коробочка

  в) птица             3) Собакевич

  г) мышь             4) Ноздрев

            д) собака       5) Плюшкин

37. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сдел­ки. Кто это был?

а) Собакевич    б) Манилов     в) Коробочка       г) Плюшкин        д) Ноздрев

 

38. Кто так yгощал Чичикова: « блюда не играли большой роли: кое-что приroрело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался бо­лее каким-то вдохновением и клал первое, что попа­далось под руку: стоял ли возле нeгo перец -- он сыпал перец, капуста ли попалась -- совал капусту, пичкал молоко, ветчину, ropox - словом, катай-ва­ляй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет»?

а) Манилов   .б) Ноздрев      в) Коробочка        г) Собакевич        д) губернатор

39. Н. В. Гоrоль определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент в «Мерт­вых душах. проявляется в

а) любовной интриге       б) лирических отступлениях                      в) пейзажных зарисовках

г) авторских комментариях и оценках                  д) вставных элементах

40. В чем состоит смысл образа дороги в поэме?

а) символ будущего России          б) источник вдохновения для автора

в) единственный способ передвижения по России

г) универсальная форма организации произведения    д) символ жизненного пути человека

е) .карнавальное пространство, где неизбежны неожи­данные встречи и происшествия ...••

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru