Цель:
провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;
создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков;
способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Цели обучения которые необходимо достичь на уроке:
8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;
8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
«Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу». Учитель сам принес фотографию Вите домой, бабушка еще долго ходила и рассказывала об этом соседям.
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Задание 3.
Как относились в деревне к учителю?
Выразите свою мысль двумя предложениями.
Тест
Какое событие взбудоражило всю школу?
приехал фотограф
приехал новый учитель математики
приехали артисты цирка
2) Где фотограф был пристроен на ночь?
в доме у учителя и учительницы
у десятника сплавконторы
в заезжем доме
3) С фамилией какого великого русского писателя совпадает фамилия одного из жителей села?
Лермонтов
Толстой
Чехов
4) Как учился главный герой, от имени которого ведется повествование?
он не очень хорошо учился
он был круглый отличник
он был двоечник
5) Что разболелось у мальчика после катания на санках?
Голова
Ноги
живот
6) Кто лечил мальчика?
Мать
Бабушка
Отец
7) Как зовут бабушку мальчика?
Катерина Петровна
Настасья Петровна
Серафима Ивановна
8) Что решил сделать Санька, когда узнал, что его друг не сможет фотографироваться?
решил идти один
решил позвать фотографа прямо в хату
решил тоже не идти
9) Что пообещала бабушка ребятам?
угостить их калачом
отвезти в город к фотографу
не ругать за оценки
10) Кто принес болеющему мальчику готовую фотографию?
Учитель
Санька
Бабушка
Вывод:
«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Автор утверждает, что история – это не только войны, не только перевороты. История страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране. Писателю дорого детство. Эта фотография запечатлела не только время, она смогла дать возможность человеку вспомнить о каких-то моментах его жизни. Фотографии – это память человека и память народа.
Рефлексия в форме анкетирования
На уроке русской литературы я узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2.Лучше всего на уроке у меня выходило ______________
3. Основные трудности у меня были __________________
4. Во мне произошли изменения ______________________
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.