Фрагменты заданий на развитие креативного мышления школьников по произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (проведение исследования)
Выполнила работу: Малушкова Татьяна Николаевна,
учитель английского языка МАОУ «СОШ №26», г. Северодвинск, Архангельская область
Цель исследования: выявление и описание границ, в рамках которых обучающиеся демонстрируют способность мыслить креативно, т.е. способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение
- инновационных и эффективных решений, или
- нового знания, или
- эффективного выражения воображения
Содержательная область:
словесное самовыражение
Компетентностная область:
выдвижение разнообразных идей
Объект оценки:
Высказать креативную идею уже сформулированной идеи
По результатам выполнения задания на основе суммарного балла определяется уровень креативного мышления:
-Недостаточный: от 0 до 2 баллов
- Низкий: от 3до 5 баллов (после достижения этого уровня учащиеся могут применить знания в простейших неучебных ситуациях)
- Средний: от 6 до 9 баллов (учащиеся проявляют способность самостоятельно выдвигать идеи и анализировать результат)
-Повышенный: от 10 до 12 баллов (учащиеся способны получать и интерпретировать новую информацию)
-Высокий: от 13 до 15 баллов ( учащиеся проявляют способность самостоятельно разобраться в сложных ситуациях)
Критерии для оценки способности выдвинуть креативные идеи:
- правомерность, адекватность ответа заданию
-оригинальность
- значимость, полезность
Соответствие ответа всем представленным критериям - оценка от 10 до 15 баллов; ответы с незначительным несоответствием всем критериям -оценка от 6 до 9 баллов и недостаточный, низкий уровень ответов –оценка от 0 до 5 баллов.
Данную методику можно применять на этапе первичного определения способности обучающихся к креативному мышлению, как пробное, ознакомительное занятие.
Задания на определения способности к креативному мышлению
Задание №1.
Придумайте слова –действия от предложенных существительных
В сцене Алисы и Герцогини, находившейся в отличном расположении духа, Алиса открыла новое правило, что «от перца, верно, и начинают всем перечить». И далее она продолжала задумчиво:
- От уксуса … (куксятся)
-от горчицы … (огорчаются)
- от лука … (лукавят)
-от вина … (винятся)
-от сдобы … (добреют)
Придумайте 2-3 собственных примера по аналогии.
Задание №2
-А долго ли шли у вас занятия? - спросила Алиса, торопясь перевести разговор.
- Это зависело от нас, - отвечал черепаха Квази.- Как всё займём, так и кончим. Занятия почему так называются? Потому что на занятиях мы у нашего учителя ум занимаем … А как всё займём и ничего ему не оставим, тут же и кончим»
А что же тогда с учителем происходит? Подберите креативный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, которого Алиса не получила от Грифона.
Задание №3
Заполните пропуски в тесте подходящими по смыслу словами
- Если хочешь, я ещё много могу тебе про треску рассказать! Знаешь,почему её треской называют?
- Я никогда об этом не думала, -отвечала Алиса. - Почему?
- … (треску) много.
- Ну да, -подтвердил Грифон. – Рыба она … (так) себе, … (толку) от неё мало, а … (треску) много. И друзей себе таких подобрала. Ходит к ней один старичок Судачок. С утра до ночи … (судачат)! Белугу знаешь? Так это они её довели. Никак, бедная, прийти в себя не может.
- Поэтому и говорят: «Ревёт, как … (белуга)»
Задание №4
Во время заседания суда в главе «Кто украл крендели?» одна из морских свинок громко зааплодировала и была подавлена. Выскажите идеи, что означало выражение «быть подавленным», если предположить, что вы не читали этого произведения?
(Ответ из произведения: Служители взяли большой мешок, сунули туда свинку вниз головой. Завязали мешок и сели на него)
Задание №5
В главе «Вниз по кроличьей норе» мимо Алисы пробежал белый кролик с красными глазами. Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда. На бегу кролик говорил: «Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю!»
Предположите, куда мог опаздывать кролик. Придумайте свою историю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.