ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Новая история
Класс: 7 класс
Тема: Франция в XVI - XVII веках: торжество абсолютизма
Базовый учебник: История нового времени. В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин, Дрофа, 2017 год.
Цель урока: сформировать представление о религиозных войнах во Франции.
Задачи урока: личностные: осмысление социально - нравственного опыта прошлых поколений, способность определения своей позиции и понимания культурного многообразия мира; метапредметные: способность сознательно регулировать и организовывать свою учебную деятельность; работать, с иллюстрациями, с видеоматериалами и другими источниками; предметные: овладением целостным представлением об историческом пути народов мира; способность понимать понятийный аппарат; приобрести навыки приёмов исторического анализа для раскрытия и значений событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию их различных источников в том числе по иллюстрациям, знакам. Овладеть навыками описания, работы с версиями, применением знаний и умений в социальной среде.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальные индивидуальные, групповые.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
|
Мотивация |
Проверяет готовность класса к уроку. |
|
Актуализация опорных знаний |
Вспомним тему прошлого урока: проведём опрос в форме устного опроса. Задание: по описанию определите или назовите, о каком движение идёт речь: политическое и религиозное движение, возникшее в Германии в XV - XVI веках, и направленное на реформу католической церкви в Европе. Ответ: реформация. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: перевёл Библию на немецкий язык, сделав её доступной для всего немецкого народа, выступал против индульгенций - продажи церковных должностей; говорил - только вера может спасти душу. Ответ: Мартин Лютер. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: является предводителем крестьянской войны в Германии и автором "Статейного письма", выступал за отмену крепостного права, социальное равенство всех сословий и ослабление феодального гнёта. Ответ: Томас Мюнцер. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: родился во Франции, но свою деятельность проводил в столице Швейцарии - Женеве, за что его прозвали: "Женевским папой", - является основателем идеи о предопределении человека Богом свыше. Ответ: Жан Кальвин. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: католический святой, основатель ордена иезуитов, видный деятель контрреформации в Европе в XV - XVI веках, был офицером на испанской военной службе. Родился около 1491 года в замке Лойола. Ответ: Игнатий Лойола. |
|
Выявление места затруднения и причины |
Вы слышали фразу: "Париж стоит мессы", - эту фразу произнёс Генрих Наваррский, впоследствии король Франции Генрих IV. Он собирался жениться на принцессе Маргарите, это открывало ему путь к короне. Но Генрих был гугенотом (протестантом), и для заключения брака ему необходимо было перейти в католичество. У протестантов мессы не служат, в отличие от католиков, то есть смысл фразы в том, что ради Парижа (то есть французской короны) можно сходить на мессу (то есть перейти в другую конфессию). Выгоды стоят затрат. Как вы будите относится человеку, который меняет свои религиозные убеждения ради цели? В подтверждении точки зрения приведите аргументы. Первая половина XVI века - время процветания Франции, эпоха укрепления королевской власти, завоевательных походов в Италию, расцвета культуры. Но тогда же в страну проникли идеи Реформации, которые способствовали сползанию Франции в пучину религиозных войн и стали препятствием на пути дальнейшего укрепления королевской власти. Хочу ли вновь Париж я посетить? Я два десятка лет в нём не была. Казалось, в прошлый свой визит Встречало небо, а провожала мгла. Дышать залётным с моря воздухом; идти вдоль Сены юрской поступью. Увидеть и вспомнить мир иной, дворцы и купол неба над собой. |
|
Построения проекта выхода из затруднения |
Формулируют цель, способы достижения: религиозные войны во Франции и укрепление абсолютной монархии. |
|
Реализация проекта
|
Основные черты французского абсолютизма. Задание: работая с текстом учебника на стр. 57 - 58. составьте план по теме занятия, используя структуру: 1. Абсолютная монархия во Франции. Понятие абсолютизма. 2. Правление Франциска I и его сына Генриха II. Задание: по описанию определите или назовите, о какой стране идёт речь: в XVI веке это богатое и сильное государство с населением 15 млн. человек, где складывается абсолютная монархия - форма централизованного государства, при которой монарх, опирается прежде всего на дворянство, обладает неограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение. Ответ: Франция. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: в 1515 году к власти пришёл король: он способствовал достижению единства внутри страны, а также укреплению её авторитета на международной арене. За время его правления ни разу не были созваны Генеральные штаты (сословно - представительный орган). Мнение народа ему была не нужно, а все официальные документы он подписывал словами: "на то моя добрая воля". Всё это свидетельствовало о том, что Генеральные штаты теряют свою силу. То есть можно сделать вывод, что при нём укрепляется абсолютная монархия, однако большую роль при монархе играла высшая аристократия. Стихи Франциска I для герцогини д 'Этамп. Чуть зарождался день, и в эту пору: я, стоя здесь, увидел за окном. На встречу мне летевшую Аврору, путь Фебу означавшую перстом. Но не денницы ослеплён лучом, я был в тот миг, а локонов каскадом, улыбкой нежной и лучистым взглядом. И крикнул я богам: "Луны бледней, - Вы кажетесь с моей любимой рядом! Померкли вы, соперничая с ней!" Ответ: Франциск I Валуа. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: король Франции родился в 1519 году, а в 1533 году женился на Екатерине Медичи, когда им обоим было по 14 лет. Его отец, король Франциск I, наблюдал за брачными отношениями, и заявил, что оба проявили доблесть во время “поединка”. Екатерина была богата, но отнюдь не красавицей, и король в скором времени очутился в объятиях Дианы де Пуатье, красивой и амбициозной вдовы, которая в свои тридцать пять лет стала закулисной королевой Франции. У него было много любовниц, но охота и турниры были двумя его страстями. Он унаследовал корону своего отца в 1547 году в возрасте 28 лет, а в 1558 году их старший с Екатериной сын Франциск, чахлый и болезненный, женился на королеве Шотландии Марии, которая была воспитана во Франции семьёй её матери, Марии де Гиз, подальше от рук англичан. Благодаря этому браку планировалось завладеть престолом Шотландии. В июне 1559 года в Париже в честь заключения мирного договора с Испанией был проведен турнир, который длился несколько дней. Король должен был появиться на турнире перед аудиторией лордов и придворных дам, в том числе королевой Екатериной, Дианой де Пуатье и Марией, королевой Шотландии, где погибает на рыцарском турнире. Ответ: Генрих II. |
|
|
Религиозные войны во Франции. Задание: по описанию определите или назовите, о каком событии идёт речь: в начале XVI века во Франции процветало протестантское движение. К сторонникам этого движения примкнули низшие и недовольные слои населения. Это были жители южной Франции, которые хотели получить независимость, также это были представители городов, где формировался слой предпринимателей, которые хотели большей власти. Кроме того, протестантами становились крестьяне, потому что они были недовольны большими налогами, а также мечтали о свободе. Ответ: религиозные войны во Франции. Задание: по описанию определите или назовите, о каком событии идёт речь: в 1562 году произошло первое столкновение между католиками и гугенотами здесь, где люди Франсуа де Гиза напали на протестантов. Это стало поводом для начала религиозной войны католиков и гугенотов. Ответ: битве в Васси. Задание: работая с текстом учебника на стр. 59. составьте сравнительную таблицу двух религиозных сил, возникших во Франции. |
|
|
КАТОЛИКИ Север страны, королевский двор (Валуа). Позиция: раскол церкви нарушит единство страны: союзник - Испания. Герцог Гиз, лидер католиков разогнал еретиков в местечки Васси -начало религиозных войн, продолжительностью 30 лет. |
ПРОТЕСТАНТЫ Южная Франция, получили название гугеноты, - позиция: пропагандистская деятельность. Союзник Англия, немецкие лютеране и швейцарцы. Лидеры-родственники династии короли Наварры рода Бурбонов. |
|
|
|
|
Задание: работая с текстом учебника на стр. 59 - 60. составьте хронологическую цепочку событий религиозный войн во Франции. Отметьте их на исторической ленте времени в тетради. 1562 - столкновение гугенотов с католиками. Начало кровавых религиозных гражданских войн во Франции. 1572 - примирение гугенотов и католиков. Свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа (королева Марго). 1572 - Варфаломеевская ночь во Франции. Брат мой Лазарь, выйди вон! Слышен колокольный звон: Агония августа - звёзды в бреду, лето танцует с веревкой на шее. Сыграна свадьба, гостей отпоют - в праздник Святого Варфоломея. Гугеноты взяли под свой контроль юг Франции. В ходе войн пресеклась династия Валуа. На трон вступил гугенот Генрих IV Наваррский. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: положил начало правлению династии Бурбонов. Противник религиозного фанатизма. Не раз менял веру по политическим соображениям. Сменил веру на католическую: "Париж стоит мессы". Ответ: Генрих IV. Задание: по описанию определите или назовите, о чём идёт речь: официальная религия Франции - католицизм. Но гугеноты уравнивались в правах с католиками, они могли совершать свои богослужения везде, кроме Парижа. Гугеноты получили ряд земель на юге Франции. "Отныне и неотменно: в стране объявляется мир, и вера ничья здесь не будет, - притесняться вовеки. Аминь! Я, милостью Божией король, об этом теперь заявляю, и положения сии: этим эдиктом скрепляю". Ответ: Нантский эдикт 1598. |
|
|
Государственная деятельность кардинала Ришелье. Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: все государственные дела при нём в 1624 - 1642 годах решал его первый министр кардинал Ришелье. При нём происходило стремление к политической и религиозной централизации Франции. Ответ: Людовике XIII. Задние, работая с тексом учебника на стр. 60 - 61, перечислите направления реформ кардинала Ришелье во Франции: Министр и кардинал в одном обличье, монархии и вере преданно служил. С врагами короля он разбирался лично, и головы на плаху многих положил. Ответ: лишение гугенотов политических прав и крепостей на юге. Преследование дуэлянтов. Реформа финансов, - покровительство промышленности и торговле. Ришелье был меценатом, - богатый покровитель наук и искусств. Победа в Тридцатилетней войне с Испанией. |
|
|
Король солнце. Король Людовик XIV (1643 - 1715). Задание: по описанию определите или назовите, о ком идёт речь: после смерти Людовика XIII на трон взошёл его сын. Правили при нём королева - мать Анна Австрийская и её фаворит кардинал Мазарини. Ему принадлежит знаменитое высказывание: "прав у подданных нет, есть одни обязанности". При нём произошло строительство грандиозной королевской резиденции в Версале. Финансами и экономикой при нём руководил Кольбер. Этот король Франции покровительствовал созданию мануфактур, улучшению дорог, строительству флота, созданию торговых компаний. Отменил Нантский эдикт о веротерпимости, тем самым, не достигнув религиозного единства. Ответ: Людовик XIV. О Версаль, в это время осенних томлений: отчего твоё прошлое давит меня? Приближаясь, ложатся печальные тени, и далеко дыханье горячего дня.
Красоту твою в сердце лучше храня, нежит золотом вечер больной и осенний. Рыжий лист, под ногами уныло звеня, улетает на пруд, на пустые ступени.
Вот бассейны твои, острова и дельфины, и сады, где теперь не гуляют дофины, и былое величье плюмажей больших. Ты, как лилия, горд, умирая безмолвно, и средь ночи фонтанов замшенных твоих: только плачут последние слабые волны. |
|
Первичное закрепление |
Назовите имена, даты события. |
|
Самопроверка по эталону |
Историческая викторина: 1) Эта страна вступила в XVI век сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек. Что эта за страна? Ответ: Франция. 2) Дайте определение понятию абсолютная монархия? Ответ: абсолютная монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству, и ничем не ограничена. 3) Дайте определение понятию абсолютизм? Ответ: абсолютизм - форма централизованного государства, при которой монарх обладает верховной и неограниченной властью. 4) Когда произошли религиозные войны во Франции? Ответ: 1562 - 1598. |
|
Повторение материала |
Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции. |
|
Рефлексия урока |
Как Вы относитесь к Генриху Наваррскому, менявшему свои религиозные убеждения ради цели стать королём? |
|
Домашнее задание |
§ 6, самостоятельно п. о кардинале Ришелье, вопросы, подготовиться к контрольной работе по разделу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.