Он считал себя неудачником. Для этого были некие основания: то публика, то критика воспринимала то, что он делал, враждебно. В лучшем случае — равнодушно. Он умер 3 июня 1875 года, в 36 лет, и хоронить его пришли уже тысячи людей. А сейчас сотни миллионов слушают эту французскую музыку. Жорж Бизе родился в музыкальной семье, где отец и мать пели и играли, а дядя (Ф. Дельсарт) был создателем системы ритмопластики, или «выразительного жеста», которая впоследствии оказала влияние на школу Станиславского.
Французская музыка и Жорж Бизе. А если не Кармен?
Он считал себя неудачником. Для этого были некие
основания: то публика, то критика воспринимала то, что
он делал, враждебно. В лучшем случае — равнодушно.
Он умер 3 июня 1875 года, в 36 лет, и хоронить его
пришли уже тысячи людей. А сейчас сотни миллионов
слушают эту французскую музыку. Жорж Бизе родился в
музыкальной семье, где отец и мать пели и играли, а дядя
(Ф. Дельсарт) был создателем системы ритмопластики,
или «выразительного жеста», которая впоследствии
оказала влияние на школу Станиславского. Женой его
стала дочка еще одного французского композитора —
Фроманталя Галеви, которая, в свою очередь,впоследствии стала прообразом одной из героинь романа
М. Пруста «В поисках утраченного времени». Жизнь,
казалось бы, не готовила тяжелых сюрпризов. Блестящая
учеба, приз с поездкой в Италию, талант — свежий и
яркий, работа на износ — но ведь работа, постоянные
заказы. И преследование какихто мелких неудач — если
можно считать мелкими неудачами недооцененность.
Имя Бизе нерасторжимо связано с «Кармен» — его
последней оперой, совершенно новаторской для
французского музыкального театра того времени. Бизе
Кармен — прямая связка, иногда кажется, что вообще
любой человек способен моментально ответить. Но связь
там глубже: уже немногие могут вспомнить, что именнопосле провала «Кармен» Жорж Бизе умер. Он тяжело
переживал, конечно, тем более что не мог не понимать,
что написал замечательную музыку. И сердце, видимо,
было слабое. В 36 лет его не стало. Он не дожил даже до
Прекрасной эпохи, когда Франция долго жила в мире и
наслаждалась всеми доступными удовольствиями, в том
числе и музыкой. Не было тогда еще и умельцев
продавать музыку, коих сейчас, кажется, много больше,
чем самих творцов. Никого не было, люди делали все
сами — от и до. От каждой выписанной ноты партитуры
(а партитура — это совсем не те две строчки нотного
стана, о которых можно подумать, это намного хуже) до
ответов на письма и так далее. И справляться снеудачами — или тем, что выглядело как неудачи, тоже
приходилось самим. А когда не понимает то публика, то
пресса — официальные критики, — поневоле начнешь
переживать. Даже зная, что чтото сделано хорошо.
Правда, плохо представляя, насколько хорошо и как это
продлится в веках. Вряд ли Бизе мог предполагать, что
его последняя и больше всего отруганная опера станет
одной из самых исполняемых в мире (статистки у меня
нет, но это так). Именно изза этой тотальной
исполняемости «Кармен» ушли в тень другие
произведения Жоржа Бизе. И мне бы просто хотелось
восполнить этот пробел. «Искатели жемчуга» — это
одна из более ранних опер Бизе. Либретто там«восточноэкзотическое», милое сердцу человека эпохи
романтизма. Действие происходит на острове Цейлон
(ШриЛанка). Любовный треугольник плюс «конфликт
любви и долга», ловцы жемчуга и нарушившая обет
жрица. Эту драму публика приняла. Но порезвились
газеты: и ловцов на сцене нет, и жемчужин в музыке
тоже. Насчет последнего критик, играя словами,
очевидно, ошибся. Примером тому служит не только
дальнейшая судьба постановок, но и долгая жизнь
отдельных музыкальных сцен. Самая знаменитая ария из
этой оперы — «Je crois entende» — звучит непрерывно не
только с концертных сцен. Она звучит и во множестве
современных фильмов: «Филёр» Романа Балаяна, «Матчпоинт» Вуди Аллена, «Трио» А. Прошкина, «Человек,
который плакал» Салли Поттера, в сериалах «ER»
(«Скорая Помощь»), «Тайны Смолвиля» и т. д. Правда,
немного странно, что ария практически во всех этих
фильмах звучит в самых жутких сценах: перед гибелью,
самоубийством, отключением медицинского аппарата и в
подобном духе. Наверное, не случайно. Хотя ария о
любви («В сиянье ночи лунной ее я увидал»), пусть там
даже и «прощай, мечта», но чтото уж както в фильмах
сурово с музыкой обошлись. Перепели эту арию и
различные представители роккультуры (Кипелов, Дэвид
Гилмор). Явно враждебные критики промахнулись. Но
любой автор имеет дело именно с современниками, и ихмнение его больше всего волнует. Жорж Бизе считал
себя невезучим. «Арлезианка». Это не опера, а музыка к
спектаклю. Большая редкость, чтобы музыка к
спектаклю выжила. А здесь и спектакль в целом забыт, а
музыка живет самостоятельной жизнью. «Чтобы
спуститься от мельницы к живописной деревушке, надо
пройти мимо фермы, выстроенной у самой дороги, в
конце большого двора, обсаженного вязами. Там мы
увидим домик, мимо которого грустно проходить,
потому что сердце сжимается, при одном лишь
воспоминании об истории Арлезианки»… (А. Доде.
«Арлезианка») Арлезианка — жительница Арля.
Прекрасный древний прованский город Арль, гдепроисходит действие рассказа Доде и музыки Бизе. Где
творил в свой самый известный свой период Ван Гог (у
него тоже есть картина «Арлезианка»). Где, наконец, в 20
веке появилась площадь имени русской писательницы
Нины Берберовой. Сам Прованс, где, по мнению римлян,
жили варвары, потому что «носили штаны». Где в
Средневековье появились трубадуры, где долго был свой
собственный язык, где жил Нострадамус. Единственная
степь в той части Западной Европы и много, много
солнца. Рассказ коротенький, и сама героиня —
Арлезианка, женщина «с сомнительным прошлым», даже
ни разу не появляется. Но есть «колдовская» страсть и
трагедия на фоне жизни обычных фермеров. «Чистый»романтизм с элементами реализма. Рассказ Альфонса
Доде — в антологии мировой литературы. Музыка
Жоржа Бизе к драме по этому рассказу — опять же одна
из самых популярных в мире. В музыке к драме 27
номеров (перечислять не буду). Бизе использовал
несколько старинных прованских народных тем («Марш
трех королей»), но в целом, это была уже совсем
новаторская музыка, со своими ритмами, жанровыми
сценками, психологическими переживаниями. И даже
саксофон в оркестре зазвучал. Но публика ничего не
поняла и не приняла. «Мы с Жоржем Бизе, стоя за
кулисами, дрожащие, покрытые той дурацкой
бледностью, которая покрывает лица только во времяпремьер, смотрели, как „Арлезианка“ проваливается,
терпит крах на подмостках „Водевиля“ среди
безразличия и скуки, охвативших публику. „Они не
слушают“, — тихо повторял мне великий музыкант, и его
взволнованный голос до сих пор отдается в моем сердце.
Они не слушали ни его божественной музыки, которую
чудесно исполнял крохотный оркестр… ни моей драмы.
А через несколько дней они и вовсе перестали ходить, и
это, пожалуй, наилучший способ не слушать». (А. Доде)
Очередной «провал». Да вот только не провал, а большой
успех — в будущем. Играют непрерывно — в
концертном исполнении. И, конечно, не только.
Различные номера из музыки «Арлезианки» обильноиспользовались в телесериалах, мультфильмах,
видеоиграх и даже в рекламных кампаниях. Хуже того:
бессменный руководитель Албании Энвер Ходжа
приспособил один их номеров «Арлезианки» в качестве
военного марша. Хотела бы я еще посоветовать
незаконченную оперу Бизе — «Иван Грозный». Дада, тот
самый. Но я ее сама не слышала. К тому же, подозреваю,
что с либретто там совсем плохо. Оперные либретто, как
современные сценарии кинофильмов, часто бывают
шаблонны. Накладываются друг на друга трафареты
(любовь, какаято коллизия и т. д.). Но это еще хороший
вариант, потому что бывает чистая клюква. И вроде бы
Франция и Российская империя в 19 веке были связанымногими узами, Россия для французов оставалась
экзотикой. Но от опер остается хотя бы музыка (да и
постановку можно сделать любопытную, както
апгрейдить драматургию — я сейчас не о печально
известном «Тангейзере», а вообще). Но уж музыка
остается навсегда. А многое ли останется от нынешнего
кинематографа?