Фразеологизмы
Оценка 4.9

Фразеологизмы

Оценка 4.9
docx
30.01.2020
Фразеологизмы
Гимназия с.docx

 

Дидактический проект урока

 

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Дата проведения урока: 26.02.2019

Продолжительность урока: 45 минут

Глава / Модуль: Лексика

Тема: Фразиологизмы

Цели урока:

·         сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

 

Тип урока: усвоения новых знаний.

Дидактический стратегии урока:

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос.

Методы оценивания: наблюдение, устный опрос

 

Этапы урока

Время

Учебная деятельность

Оценивание

  1. Вызовы

Организационный момент.

Формирование целей.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и способностей

10мин

-- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, гостей. Садитесь.

- А вы о себе расскажите, закончив фразу (используется метод «Недописанный тезис): Слайд 1

- В нашем классе больше всего ценится…

(Дружба, доброта, честность, трудолюбие)

- Самый добрый у нас в классе…

- У меня самый любимый предмет…

- На всех уроках у меня настроение…

(Радостное, веселое, хорошее)

 - Я хочу сегодня на уроке русского языка…

( Узнать что-то новое, получить хорошую оценку, хорошо работать, быть активным)

- Я надеюсь, что наша совместная работа  приятной и результативной,  принесёт плоды для вас в виде полученных знаний, а для меня – в виде приятных впечатлений.

Игра «Ромашка»

А сейчас мы «погадаем» на ромашке. Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит – не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.

Вопросы

1.Словарный состав языка называется … (лексика)

2.Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)

3.Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)

4.Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)

5.Слова имеют прямые и … значения (переносные)

6.Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)

7.Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы)

8.Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

 Слайд 2

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как  называются  такие  слова  в  языке.(Обучающиеся  высказывают  предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

 

 

-Какие выражения в речи персонажа вам показались необычны? Привлекли ваше внимание?

 -А вы знаете, что они обозначают?

Попробуйте объяснить их смысл, заменяя одним –двумя словами. -Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение данных выражений

-А эти сочетания слов употребляются в прямом значении или переносном?

 -В  этих  выражениях  слова  теряют  свою  самостоятельность,  а  смысл  имеет  только  все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.Слайд3

-Ребята, а вызнаете, как называются такие сочетания слов?

-Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?-Запишите тему урока в тетрадь.Слайд4

-Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему должны будем научиться?

 

Умение применять ранее изученный материал

2.Реализация смысла.

Преподавание нового материала (в случаях изучения нового материала)

10мин

-Что же такое фразеологизмы?

-Фразеологизмы –это не просто сочетания слов, их называют устойчивыми сочетаниями.  А почему?  Мы  сейчас  с  вами  выясним.    Рассмотрите  шутливый  рисунок. Отгадайте,  что проиллюстрировал художник?Слайд5

-Кто догадался, какой фразеологизм обыгрывается? (Зарубить на носу)-Что означает это выражение? (Запомнить)

-А если я заменю слово в составе фразеологизма и скажу так: зарубить на глазу или приклеить на носу. Как вы думаете, будут ли эти сочетания иметь значение «запомнить»?

-Значит, какой вывод мы можем сделать?

Фразеологизмы –устойчивые словосочетания, в них нельзя изменить слово по своему желанию, иначе изменится смысл.

 -Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе.  В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова,а всё выражение в целом.  Поэтому фразеологизмы –это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.Слайд6

Упражнение 68

Чтение теоретического материала

 

 

 

3.Рефлексия

(обратная связь) Закрепление материала и формирование способностей. Оценивание уровня достижения целей. Применение.

Анализ ошибок.

20мин

Упражнение 69 (устно) один ученик у доски делает синтаксический разбор первого предложения. Слайд 7

 

Упражнение 71.

 

Игра «Забей мяч в ворота»

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно Выборочный диктант (выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.Слайд8

Проверить свои записи.

Упражнение 72

Умение применять ранее изученный материал. Умение работать по алгоритму и в группе.

4.Экстензия

(расширение) Итоги урока. Задание домашней работы. Применение.

Комментирование оценок

5мин

 

Домашнее задание упражнение 70 страница 141. (20 минут)

 

 

 

 

 

 


 

Дидактический проект урока

Дидактический проект урока

Этапы урокаВремяУчебная деятельностьОценивание

Этапы урокаВремяУчебная деятельностьОценивание

Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы) 2

Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы) 2

Исходя из темы урока, сформулируйте его цель

Исходя из темы урока, сформулируйте его цель

Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе

Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе

Экстензия (расширение) Итоги урока

Экстензия (расширение) Итоги урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020