Дидактический проект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Дата проведения урока: 26.02.2019
Продолжительность урока: 45 минут
Глава / Модуль: Лексика
Тема: Фразиологизмы
Цели урока:
· сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Дидактический стратегии урока:
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос.
Методы оценивания: наблюдение, устный опрос
Этапы урока |
Время |
Учебная деятельность |
Оценивание |
Организационный момент. Формирование целей. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и способностей |
10мин |
-- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, гостей. Садитесь. - А вы о себе расскажите, закончив фразу (используется метод «Недописанный тезис): Слайд 1 - В нашем классе больше всего ценится… (Дружба, доброта, честность, трудолюбие) - Самый добрый у нас в классе… - У меня самый любимый предмет… - На всех уроках у меня настроение… (Радостное, веселое, хорошее) - Я хочу сегодня на уроке русского языка… ( Узнать что-то новое, получить хорошую оценку, хорошо работать, быть активным) - Я надеюсь, что наша совместная работа приятной и результативной, принесёт плоды для вас в виде полученных знаний, а для меня – в виде приятных впечатлений. Игра «Ромашка» А сейчас мы «погадаем» на ромашке. Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит – не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Вопросы 1.Словарный состав языка называется … (лексика) 2.Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых) 3.Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные) 4.Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные) 5.Слова имеют прямые и … значения (переносные) 6.Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы) 7.Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы) 8.Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы) Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела». Слайд 2 Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)
-Какие выражения в речи персонажа вам показались необычны? Привлекли ваше внимание? -А вы знаете, что они обозначают? Попробуйте объяснить их смысл, заменяя одним –двумя словами. -Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение данных выражений -А эти сочетания слов употребляются в прямом значении или переносном? -В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.Слайд3 -Ребята, а вызнаете, как называются такие сочетания слов? -Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?-Запишите тему урока в тетрадь.Слайд4 -Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему должны будем научиться?
|
Умение применять ранее изученный материал |
2.Реализация смысла. Преподавание нового материала (в случаях изучения нового материала) |
10мин |
-Что же такое фразеологизмы? -Фразеологизмы –это не просто сочетания слов, их называют устойчивыми сочетаниями. А почему? Мы сейчас с вами выясним. Рассмотрите шутливый рисунок. Отгадайте, что проиллюстрировал художник?Слайд5 -Кто догадался, какой фразеологизм обыгрывается? (Зарубить на носу)-Что означает это выражение? (Запомнить) -А если я заменю слово в составе фразеологизма и скажу так: зарубить на глазу или приклеить на носу. Как вы думаете, будут ли эти сочетания иметь значение «запомнить»? -Значит, какой вывод мы можем сделать? Фразеологизмы –устойчивые словосочетания, в них нельзя изменить слово по своему желанию, иначе изменится смысл. -Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова,а всё выражение в целом. Поэтому фразеологизмы –это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.Слайд6 Упражнение 68 Чтение теоретического материала
|
|
3.Рефлексия (обратная связь) Закрепление материала и формирование способностей. Оценивание уровня достижения целей. Применение. Анализ ошибок. |
20мин |
Упражнение 69 (устно) один ученик у доски делает синтаксический разбор первого предложения. Слайд 7
Упражнение 71.
Игра «Забей мяч в ворота» Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно Выборочный диктант (выписать только фразеологизмы) золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.Слайд8 Проверить свои записи. Упражнение 72 |
Умение применять ранее изученный материал. Умение работать по алгоритму и в группе. |
4.Экстензия (расширение) Итоги урока. Задание домашней работы. Применение. Комментирование оценок |
5мин |
Домашнее задание упражнение 70 страница 141. (20 минут) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.