Функциональная грамотность
Оценка 4.7

Функциональная грамотность

Оценка 4.7
docx
20.12.2021
Функциональная грамотность
функциональная грамотность.docx

Солдатенкова О.Г.

учитель немецкого языка

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка

Каждому учителю приходилось и приходится сталкиваться в
своей работе с тем, что подчас ученики, отлично знающие правила и лексику,
одновременно могут не понимать смысла текста, не могут выделить ключевые слова или озаглавить текст, сформулировать вопросы, своими словами на английском языке пересказать прочитанное – то есть, проще
говоря, не могут актуализировать полученные в процессе обучения умения.

Это происходит из-за того, что в советской и ранней российской школе основной акцент делался именно на академическом знании языке – то есть больше на теории, нежели на практике. В то время как реалии современного
мира требуют от ученика развития прежде всего не теоретических знаний, а компетенций, то есть знаний, реализованных в навыках – и прежде всего тут имеется в виду именно навык коммуникации. Поэтому в последние годы в научной литературе так часто встаёт вопрос о так называемом «осмысленном обучении», которое подразумевает активную вовлеченность ученика в процесс обучения навыкам общения.

Осмысленное обучение должно иметь своим итогом функциональную грамотность, которая представляет собой «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету
обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». Согласно новейшей методологии, функциональную грамотность можно представить в виде следующих уровней:

1)       Поиск необходимой информации в тексте по простому критерию;

2)       Поиск необходимой информации в тексте по множественному
критерию;

3)       Противоречивая информация и работа с ней и отрывками,

4)       Скрытая информация и контекст – установление
последовательности отрывков текста;

5)       Свободный пересказ текста, в том числе с выводами и гипотезами
относительно скрытых смыслов и подтекстов.

Для формирования осознанного обучения я применяю в своей работе
несколько методов: «Синквейн», Word Web
(«Словесная паутина»), «Know-Want to know- Have learnt» («Знаю-Хочу
узнать-Узнал»). Эти методы, кроме всего прочего, помогают вычленять
частное из общего, таким образом, текст подвергается критическому анализу,
ребенок учится работать «изнутри» текста. А рамках метода «Синквейн»
ученики в нескольких словах (согласно классическому образцу – в пяти
словах) описывают текст, самое важное, что им удалось из него узнать.

В рамках метода «Словесная паутина» ученики пишут небольшие эссе по мотивам прочитанного текста.

Цели

Конкретные действия
учеников

Слова-маркеры

Знание и понимание

Ученик запоминает конкретные фразы из текста

Запомни, запиши, обсуди

Применение

Использует материал при изучение нового

Вырази, покажи, задай вопросы

Анализ

Разделяет материал на части, чтобы была понятнее суть

Сделай, сравни

Синтез

составляет части
целого так, чтобы
получилось целое, которое
существенно отличается от
предыдущего, изученного

Сделай, составь, придумай

Вывод

Дает оценку изученного материала

Сделай вывод оцени


Кроме того, составляя задания по развитию функционального
обучения, нужно иметь в виду следующие правила:

1)    Задания должны быть разнообразны по месту, времени, сути
самого события, излагаемого в тексте;

2)    Задания были разнообразны по виду деятельности обучающихся –
то есть они могли и давать простые ответы по тексту, и
анализировать, и делать выводы;

3)    Задания всегда должны соответствовать цели;

4)    Задания должны быть сформулированы корректно.

5)    Оформление текста не должно отвлекать от сути повествования.

Примеры некоторых заданий:

Задания с недостаточными данными предполагают добавления недостающих данных. Задание предполагает логическое мышление, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить.

Определи, по какому принципу записаны слова, допиши ряд 1-2 своими примерами и объясни их.

1.     Oma, Mutti, Opa, …

Das ist…(eine Familie)

1.     Auto, Lok, U-Bahn, Obus, …

Das ist…(ein Verkehrsmittel)

1.     Bio, Mathe …

Das ist…(ein Schulfach)

1.     Nicki, Mini, Rolli …

Das ist…(Kleidung)

Задания на соотношение помогают сопоставить сокращение и его исходную форму

«Синквейн» помогает резюмировать информацию, применять словарный запас учащихся.

Пример «Mutti»

Mutti

gut fesch

versteht ermutigt verzeiht

die beste Person auf der Erde!

Herz

Так же мощным инструментом на стадии рефлексии являются задания на установление правильной последовательности, например текст с пропусками.

Положительные стороны этого вида работы:

·         значительно расширяется словарный запас учащихся; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание и запоминание;

·         совместная работа способствует лучшему усвоению сокращенной лексики;

·         благоприятные условия способствуют успеху у ребят-запоминание лексического материала, правильное произношение слов, умение их использовать в устной и письменной речи;

·         положительная динамика в образовательных достижениях

·         участие и результативность в конкурсах

Но необходимо учитывать и риски, c которыми можно столкнуться:

·         Отсутствие мотивации в изучении немецкого языка.

·         Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

·         Многочисленное использование сокращений может привести к засорению речи и будете правы.

Независимо от того, общаемся ли мы в кругу семьи или пишем сообщение своему другу сокращенные слова (аббревиатуры, усечения, стяжения) пригодятся нам всегда.

Литература:

1.     Бим, И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. — М.: Новая школа, 1995. — 128 с. — C. 50/

2.     Немецкий язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.М. Санникова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 239 с. — C. 29; 148.

3.     Поварнин, С.И. Как читать книги. URL: http://coollib.com/b/194828/read#t7.

4.     Таксономия педагогических целей. URL: http://physics.kgsu.ru/index.php?Itemid=56&catid=44:2009-03-04-05-29-41&id=251:2009-07-12-14-55-53&option=com_content&view=article.

5.     Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — C. 15. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Солдатенкова О.Г. учитель немецкого языка

Солдатенкова О.Г. учитель немецкого языка

В рамках метода «Словесная паутина» ученики пишут небольшие эссе по мотивам прочитанного текста

В рамках метода «Словесная паутина» ученики пишут небольшие эссе по мотивам прочитанного текста

Bio, Mathe … Das ist…(ein Schulfach) 1

Bio, Mathe … Das ist…(ein Schulfach) 1

Таксономия педагогических целей

Таксономия педагогических целей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021